Статья «Профессиональная ориентация обучающихся в учреждении дополнительного образования на примере «Дома детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Березники»
Профессиональная ориентация обучающихся
в учреждении дополнительного образования на примере
«Дома детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Березники
Дополнительное образование детей – важное звено как в воспитании многогранной личности, так и в ее образовании. Большую роль оно играет и в ранней профессиональной ориентации.
Поделюсь опытом ранней профессиональной ориентации в учреждении дополнительного образования на примере «Дома детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Березники Пермского края, где работаю более 8 лет педагогом дополнительного образования.
Дополнительное образование детей весьма разнообразно и вариативно. Даже учитывая общий туристский профиль учреждения, Дом туризма имеет множество направлений кружковой работы: общий туризм, спортивный туризм, краеведение, экология, геология, авторская песня, основы безопасности жизнедеятельности, первая помощь. Это далеко не полный перечень направлений. Эта вариативность дополнительного образования ценна в создания условий для профессионального самоопределения детей.
Многие ребята, приходящие в кружок одного направления, так или иначе знакомятся с другими направлениями: участвуя в массовых мероприятиях внутри учреждения, совершая совместные походы и т.д. Бывает, что не найдя себя в одном кружке, дети переходят в другой и другой. Мы не препятствуем этому, наоборот, советуем детям попробовать себя в других направлениях, исходя из их интересов, склонностей и способностей.
В летний период Дом туризма организует деятельность трудовых формирований для подростков. Несомненно, кроме заработной платы подростки получают необходимый опыт работы по выбранному профилю: инструктор по туризму, разработчик экологических троп и туристских маршрутов, аниматор детских игровых программ и пр.
Практико-ориентированная деятельность в дополнительном образовании позволяет принять осмысленное решение в выборе профессии: ребята получают не только знания, но и реальный опыт. С гордостью можно отметить тот факт, что многие выпускники Дома туризма работают по таким профессиям как спасатель, геолог, учитель географии, инструктор по туризму, педагог дополнительного образования по направлению «туризм и краеведение». На данный момент среди выпускников уже есть студенты медицинских учебных заведений, хотя «первая помощь» это относительно новый профиль в Доме туризма.
Подводя итог, хочу сказать, что любое учреждение дополнительного образования может и должно вести профориентационную работу с учащимися. Где-то это делают на специальных теоретических занятиях, информируя, проводя профориентационные тесты, а где-то, как в нашем Доме туризма, предоставляя возможность полностью погрузиться в практику.