Комплексная программа по организации летнего отдыха и оздоровления способных и одаренных детей «Навстречу спортивным рекордам» (профильная смена)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области.
Комплексная программа по организации летнего отдыха и оздоровления способных и одаренных детей «Навстречу спортивным рекордам» (профильная смена)
Возраст детей: 7-17 лет
Авторы: Волонцевич Галина Александровна
Корчагина Елена Анатольевна
Срок реализации: 14 дней
Ярцево 2020
ПАСПОРТ
комплексной программы по организации летнего отдыха и оздоровления
способных и одаренных детей
«Навстречу спортивным рекордам»
| |
Наименование программы | Комплексная программа по организации летнего отдыха и оздоровления способных и одаренных детей «Навстречу спортивным рекордам» |
Сведения об авторах | Педагог-организатор МБУДО ЦДТ Волонцевич Г. А.; директор МБУДО ЦДТ Корчагина Е.А. |
Аннотация программы | Программа обеспечивает проведение спортивно-оздоровительной профильной смены со способными и одаренными детьми в спортивном плане, обеспечивает воспитательную деятельность для детей с учетом возрастных особенностей, с включением мероприятий по программе профильной смены, а также мероприятий, направленных на общее оздоровление, социальную адаптацию детей в обществе, на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала, мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Программа направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, спортивной преемственности. Уникальность среды спортивно-оздоровительной смены дает возможность разностороннего воздействия, направленного на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях среди детей. |
Направленность программы | Спортивно-оздоровительная, т. е. включает в себя спортивную деятельность с использованием эколого-туристического направления, нацеленных на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях летнего оздоровительного лагеря. |
Возраст учащихся | 7-17 лет. |
Сроки реализации программы | июнь 2020 года |
Год разработки Программы | 2017 год, доработана в 2019-2020 уч.году |
Цель программы | формирование здоровой разносторонней развитой личности через спортивно-тренировочную, игровую и познавательную деятельность, как одной из ступеней эффективной системы гражданско-патриотического воспитания. |
Задачи Программы | стимулировать физическое, интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей и подростков; формировать потребности в здоровом образе жизни; создавать условия для активной учебно-тренировочной, физкультурно-спортивной, игровой деятельности с целью укрепления здоровья и повышения уровня профессионально-спортивного мастерства в форме проведения интеллектуально-развлекательных и спортивных игр, для обеспечения реализации полученных знаний, умений и навыков расширить базовые знания о физической культуре и спорте и повысить уровень физической подготовленности для участия в будущей спортивной жизни города и района; воспитать осознанную гражданско-патриотическую позицию подростков и правовую ответственность подростков путем их активного приобщения к общественным ценностям и нравственным нормам через спортивные традиции и достижения. |
Формы проведения воспитательных мероприятий | спортивные соревнования, состязания; конкурсы; концерты; секционная и кружковая деятельность; диспуты; круглые столы; творческие мастерские; игры; «школа Безопасности»; танцевально-дискотечные программы; акции; КТД. |
Ожидаемые результаты | В результате реализации программы: вовлекается широкий круг детей и подростков в интересную, конкретную, построенную в игровой форме, физкультурно-оздоровительную и спортивно тренировочную работу; происходит физическое, интеллектуальное, духовное развитие подрастающего поколения; повышается уровень спортивной тренированности и спортивного мастерства каждого спортсмена; повышается уровень знаний в области физкультуры и спорта, а так же в области олимпийского движения; усиливается чувство собственного достоинства и собственной значимости в обществе через познание значимости спорта в жизни людей, спортивных традиций, законов олимпийского и спортивного «братства»;возрастает уровень сплоченности коллектива (команды). |
Информационная записка
Основная деятельность ДОЛ «Орленок» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Погружение ребенка в атмосферу содружества и сотворчества дает ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитание здоровой нации. «Важнейшее направление – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи. Но эту задачу, задачу занятий спортом и физической культурой, массовым спортом, не решишь лишь за счёт проведения международных спортивных форумов и увеличения даже учебных часов физкультуры в школах и вузах. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать» (Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 22012 года).
Важнейшим направлением в работе лагеря стало активное приобщение детей к физкультуре, спорту, и здоровому образу жизни. Применение современных здоровьесберегающих технологий в своей педагогической деятельности отражает две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и спорту; использование развивающих форм оздоровительной работы. Таким образом, на образовательное учреждение, как социальный институт ложится нагрузка, обусловленная социальным заказом государства - приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, а именно: - вовлечение детей и подростков в активную учебно-тренировочную, физкультурно-спортивную, игровую деятельность с целью укрепления здоровья и повышения уровня профессионально-спортивного мастерства в форме проведения интеллектуально-развлекательных и спортивных игр, для обеспечения реализации полученных знаний, умений и навыков;
- расширение базовых знаний о физической культуре и спорте и повышение уровня физической подготовленности для участия в будущей спортивной жизни района и области;
- воспитание у участников программы чувства лидерства, но в то же время сплоченности и единства, взаимопомощи и взаимодействия, а также взаимной ответственности путем вовлечения их в игровые мероприятия, в процессе которых формируются данные качества.
Данная программа является важной составной частью гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и в настоящее время актуальна и востребована.
Введение
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта. Находясь в лагере, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления физкультурно-спортивного направления является формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
Актуальность разработки программы обусловлена эффективностью создания в летний период педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, максимальным вниманием к развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения духовных, интеллектуальных и двигательных потребностей. Формирование гражданственности и патриотизма молодежи, идентичности гражданина России при помощи спорта позволит решить ключевые задачи развития нашего общества - обеспечить безопасность российского государства и общества, сохранить государственный суверенитет России; преодолеть мировоззренческий кризис; возродить уважение к государству, обществу, семье; отечественному историческому и культурному наследию.
Программа «Навстречу спортивным рекордам» разработана в 2017, доработана в 2018-2019 учебном году году для реализации профильной смены на базе ДОЛ «Орленок» г. Ярцево Смоленской области в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Пояснительная записка
Разработка программы ДОЛ «Орленок» «Навстречу спортивным рекордам» обусловлена:
повышением спроса родителей и детей на оздоровление, социализацию, физическое развитие и организованный отдых школьников;
необходимостью создания новых возможностей для общения детей со сверстниками, которым важна и интересна культура спорта и здорового образа жизни;
поддержкой культурных и исторических традиций российского спорта, как важной составной части русской культуры и истории;
созданием и осуществлением широкого спектра детских и молодежных образовательных программ, способствующих спортивному, интеллектуальному и культурному развитию детей;
модернизацией старых форм работы с детьми и введением новых.
Отличительной особенностью программы «Навстречу спортивным рекордам» является направленность на спортивно-оздоровительное; гражданско-патриотическое; эколого-туристическое и познавательное воспитание личности ребенка. Актуальным является система взаимодействия оздоровительного лагеря и семьи по воспитанию личности подростка на национальных, исторических, культурных, духовно-нравственных традициях спорта.
Программа основана на формировании эмоционально-окрашенного чувства, причастности детей к наследию спортивного прошлого страны, в том числе, благодаря созданию особой соревновательной среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться, почувствовав важность победы при сплоченности и единстве, взаимопомощи и взаимодействии.
Цель:
формирование здоровой разносторонней развитой личности через спортивно-тренировочную, игровую и познавательную деятельность, как одной из ступеней эффективной системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
стимулировать физическое, интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей и подростков; потребность в здоровом образе жизни;
создавать условия для активной учебно-тренировочной, физкультурно-спортивной, игровой деятельности с целью укрепления здоровья и повышения уровня профессионально-спортивного мастерства в форме проведения интеллектуально-развлекательных и спортивных игр, для обеспечения реализации полученных знаний, умений и навыков;
расширить базовые знания о физической культуре и спорте и повысить уровень физической подготовленности для участия в будущей спортивной жизни города и района;
воспитать осознанную гражданско-патриотическую позицию подростков и правовой ответственности подростков путем их активного приобщения к общественным ценностям и нравственным нормам через спортивные традиции и достижения.
В основе программы лежат основные идеи:
ориентация на общечеловеческие ценности: мир, добро, красота, справедливость, гармония;
идеи взаимосвязи личности и общества;
постижение смысла жизни через осознание общественных интересов, поиск путей саморазвития, в связи с изменением и развитием социума;
идея патриотизма через осознание принадлежности к огромной стране, и продолжение славных спортивных традиций;
принцип взаимосвязи прошлого и настоящего.
Особенности программы следующие:
тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых в процессе воспитания, при этом все имеют равные права и обязанности;
научное социально-педагогическое обоснование программы;
соединение дополнительного образовательного компонента с практической деятельностью детей и взрослых в процессе воплощения смоделированной игровой ситуации программы;
неукоснительное соблюдение принципа добровольности участия в мероприятиях по программе;
атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.
В отборе содержания программы мы руководствовались следующими принципами:
принцип целесообразности, предусматривающий освоение богатейшего спортивного опыта и традиций, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
Принцип природосообразности, предполагающий не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими, семейно-бытовыми традициями и обычаями.
Принцип гуманистической ориентации предполагает социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, забота о родных и близких, проявление миролюбия.
Принцип единства сочетает индивидуальное и коллективное включение детей в различные виды деятельности (творческие, спортивные, интеллектуальные); разумное единство социально и личностно значимой направленности деятельности.
Участники программы:
Начальник лагеря, старший воспитатель, старший вожатый
Педагоги-воспитатели, вожатые.
Психолог, социальный педагог.
Руководители кружков.
Обслуживающий персонал.
Дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет.
Срок реализации программы: 14 дней.
В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает программа «Навстречу спортивным рекордам», она включает в себя: духовно-нравственное и эстетическое воспитание, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку.
Содержание деятельности программы реализуется с помощью механизма действия иформационно - деятельностных блоков:
обучающий (учебные занятия секций, кружков, студии, и т.п.);
информационный (встречи, «круглые столы», «брейн-ринги»);
развивающий (тренинги, деловые игры, творческие мастерские);
оздоровительный (спортивные секции, соревнования, подвижные игры);
творческий (коллективные творческие дела, акции, вечера, конкурсы, игры, фестивали);
организационный, методический, самоуправленческий, воспитательный (организация педагогической деятельности, работа органов самоуправления, функциональных и игровых служб);
опытно - практический (обмен опытом в различных формах).
Данная программа является модульной. Используемые модули помогают формированию гармонично развитой личности:
Спортивно–оздоровительный модуль:
Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий, достижение личных спортивных рекордов.
Средства: зарядка; спортивные игры на стадионе, спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон); подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты; спортивные праздники: «Малые олимпийские игры», « «День народных игр»; «Помогай-ка».
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения.
Гражданско- патриотический модуль:
Включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер, воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Средства: Комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям; участие в митинге памяти «Никто не забыт, ничто не забыто», конкурсной программе «Тебе, моя Россия!»
Эколого – туристический модуль:
Обогащение знаниями и опытом общения с природой; овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора; приобретение необходимой физической и моральной закалки на экскурсиях; воспитание экологической культуры.
Средства: прогулки и экскурсии на природу; экологические акции; а так же школа безопасности «Туристическая тропа» и туристические походы.
Досуговый модуль:
Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма; приобретение навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности; максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в развлекательных программах.
Средства: торжественное открытие смены, операция «Развед-шоу», викторина «Следствие ведут знатоки», игра «Охотники джунглей», «Мисс Грация», «турнир Чемпионов», «Победители Олимпа», «Музыкальный марафон», игра «Станционный смотритель», «Следствие ведут…», день именинника, игровая программа «Школа радости!»
Программа «Навстречу спортивным рекордам» является авторской, рекомендована для педагогических работников, реализующих физическое и гражданско-патриотическое воспитание. Программа может быть использована в качестве рабочей программы во внеурочной деятельности в образовательной организации.
Механизмы реализации программы:Основные этапы работы
1-ый этап. Организационный /1-3 день/.
инструктаж по охране труда;
проведение мониторинга здоровья, социологических и психологических диагностик;
формирование отрядов, знакомство;
оформление отрядных уголков,
праздник открытия лагерной смены,
КТД.
2-ой этап. Основной /4-11 день/.
коллективно-творческие дела в соответствии планом смены;
психологические, спортивно-оздоровительные мероприятия;
занятия в кружках;
методическая работа с воспитателями, с вожатыми;
подготовка к творческому отчету,
психологические и социологические диагностики.
3-ий этап. Заключительный /12-14 день/.
отчетный сбор в отрядах;
творческий отчет - праздник закрытия лагерной смены;
проведение мониторинга здоровья, психологические и социологические диагностики;
обобщение итогов деятельности;
сбор отчетного материала.
Разнообразие видов деятельности, которые предлагаются детям и подросткам в рамках реализации программы, ограничивается требованиями безопасности ребенка, материально-техническими условиями.
К наиболее часто используемым видам деятельности относятся игры:
подвижные, спортивные, эстафетные, «веселые старты»;
массовые, сюжетно-ролевые, аттракционы;
интеллектуальные, познавательные, психологические, тренинговые, дидактические, игры-перевоплощения;
Активные виды деятельности на природе:
экскурсии,
туристические и экологические тропы,
Школа безопасности:
- «Помогай-ка» - дети учатся оказывать первую медицинскую помощь и применяют на практике дыхательные упражнения, упражнения для улучшения осанки, профилактики плоскостопия и близорукости.
- «Тропа юного туриста», на занятиях в которой дети учатся ориентироваться на местности, разбивать бивак и вязать первые туристические узлы.
- «Приемы самообороны», где дети узнают от опытных тренеров отделения единоборств первые приемы самозащиты.
- «В стране дорожных знаков», вместе с инспектором ГИБДД проводятся занятия по правилам дорожного движения, и соревнования с использованием знаков дорожного движения.
- «Огнеборцы» - мероприятие совместно с инспектором ВДПО проводятся занятия по правилам противопожарной безопасности.
Специальные виды деятельности:
походы, народные забавы, конкурсы-шутки, праздники, дни именинников, выпуски радио и стенгазет, музыкальные и досуговые программы, викторины, самодеятельные концерты, представления.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Смысл деятельности педагогического состава в рамках реализации программы не в том, чтобы прямо и непосредственно воздействовать на личность ребенка, стремясь преобразовать ее, а в том, чтобы организовать деятельность ребенка, в которой будет проявляться, и преобразовываться его личность.
Результаты деятельности предполагают три уровня планируемых результатов.
1 уровень результатов: организационные результаты, под
которыми понимается качество организации совместной деятельности, обеспечивающее возможности разностороннего личностного проявления и обогащение личного опыта социально и личностно значимым содержанием (наблюдение, анкеты, беседы, динамика участия в мероприятиях).
2 уровень результатов: реальные достижения детей в различных конкретных видах деятельности (познавательной, спортивной, творческой).
3 уровень результатов: воспитательные результаты: положительная динамика проявлений ценных личностных качеств детей в специально организованной, совместной, разнообразной деятельности (мониторинговая карта).
К концу смены дети и подростки повысят уровень гражданско-патриотической активности; расширят свой кругозор в области экологии и туризма; получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым спортивным традициям и ценностям России.
Содержание деятельности
1 день - «День трогательных встреч».
1000 – 1200 – Заезд. Встреча детей. Расселение.
1500 – Знакомство с лагерем «Орленок», здравствуй!». Беседа об истории лагеря и тематике предстоящей смены. Подбор названий отрядов, разработка отрядных девизов, речёвок, гимнов, оформление корпусов.
1800 – Отрядные свечки «Расскажи мне о себе»
2000 - Дискотека
2 день – «День безопасности».
1000 – Линейка «Чтобы не было беды» (разбор плана эвакуации при ЧС и правил поведения в лагере)
1100 - «В стране дорожных знаков»
В течение дня подготовка к праздничному концерту посвященному открытию смены - «Спорт - мой кумир!».
1630 – Конкурс плакатов и частушек по ОБЖ.
2000 – Танцевальная программа «Оранжевая дискотека».
3 день – «День открытий».
1000 – Торжественная линейка, посвященная открытию смены «Навстречу спортивным рекордам».
1100 – Спортивный праздник «Будущее российского спорта».
1630 – Праздничный концерт «Спорт - мой кумир!»
1930 – Праздничная дискотека «Быстрее, выше, сильнее»
4 день – «День памяти народной».
1000 – Линейка «Память священна».
1100 – Военно-патриотическая игра «Зарница».
1630 – Фестиваль литературно-музыкальных композиций «Грозовые годы».
1830 – Интерактивное мероприятие «Угадай и допой» (попурри военных песен).
2000 – «Свеча памяти».
5 день – «День бегуна».
1000 – Линейка «Их именами славится Россия»
1100 – Конкурс «Самый-самый среди самых»
1200 – Спортивный фестиваль «Олимпийский резерв» (посвящен достижениям российских спортсменов)
1630 –Станционная игра «Охотники джунглей».
2000 – Танцевальная программа «Вожатский Стартин».
6 день – «Игра-дело серьёзное».
1000 – Линейка «Шире круг».
1100 – Игра «Счастливый случай».
1630 – Спортивные состязания «Форд Боярд»
1900 – Интерактивное мероприятие «Музыкальный марафон».
2000 – Танцевальная программа «Белый, синий, красный».
7 день - «Хотим все знать».
1000 – Линейка «Знания – сила!».
1100 – Интерактивный конкурс «Тропа юного туриста»
1630 – Интеллектуальный турнир «Следствие ведут знатоки».
1800 – Конкурс «Кот в мешке».
2000 – Танцевальная программа «Церемония бантиков».
8 день – «Школа Безопасности».
1000 – Линейка «Стиль жизни - безопасность».
1100 – Интеллектуальный блиц-турнир «Пожарная безопасность».
1200 – Конкурс рисунков и поделок «ЗОЖ».
1630 –Интеллектуальная викторина по безопасности «В сети интернет».
1800 – Интерактивная программа «На дороге будь внимателен вдвое».
2000 – Демонстрация приемов самообороны (секции самбо, дзюдо)
9 день - «День спорта».
1000 – Линейка «Открытие малых Олимпийских игр»
1100 – футбол
1630 - пионербол
1900 – шахматно-шашечный турнир
2030 – Интерактивная программа «Танцевальный ринг»
10 день – «День леса».
1000 – Линейка «Нам лес завещано сберечь».
1100 – Модный приговор «Экология и человек»
1630 – Защита проектов «Будем беречь природу»
1830 – Станционная игра – фотомарафон.
2030 – Флешмоб
11 день - «Праздник улыбки».
День самоуправления. Разрабатывается заранее вожатыми, проводится при их непосредственном участии.
12 день – «День Варенья».
1000 –Линейка «Как на ваши именины».
1100 – Конкурс на лучший подарок.
1630 - Турнир именинников
1830 – Игровая программа «Фестиваль нательной живописи»
2000 – Дискотека «Именинник, зажигай!».
В течение дня подготовка к концерту закрытия смены «Навстречу спортивным рекордам».
13 день - «День прощания».
1000 – Линейка «Закрытие малых олимпийских игр».
1100 – Аукцион фантастических проектов «Орленок будущего»
В течение дня подготовка к концерту закрытия смены.
1630 - Торжественный концерт посвященный закрытию смены «Навстречу спортивным рекордам».
2000 – Прощальный костер.
2030 – Праздничная танцевальная программа.
14 день – «День расставания»
Отъезд.
Список литературы:
1. С. Афанасьев, С. Коморин «Триста творческих конкурсов» – Кострома:
РЦ НИТ «Эврика-М», 2017г.
2. С. Афанасьев, С. Коморин «Сто отрядных дел» – Кострома: РЦ НИТ
«Эврика-М», 2018г.
3. Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов «Туризм и спортивное ориентирование» - М., 2017г.
4. Е. А. Гурбина. «Летний оздоровительный лагерь». Нормативно – правовая база» - Волгоград, 2017 г.
5. О.В.Зайцева, Е.В. Карпова «На досуге. Игры в школе, дома, во дворе» -
Ярославль, 2017 г.
6. 0.В. Зайцева, Е.В. Карпова «Встретим праздник весело. Игры для всей семьи» – Ярославль, 2018 г.
7. «Играйте вместе с нами!», Краснодарский краевой центр творческого
развития и гуманитарного образования – Краснодар, 2017 г.
8. Козырева О.В., Т.И.Губарева, Н.Н. Ларионова «Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии» - Ростов н/Д. 2016 г.
9. Ю.П. Луговская «Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов». Серия «Школа радости» – Ростов н/Д:Феникс, 2017 г.
10. М.С. Локалова «Праздник в подарок» - Ярославль, 2016 г.
11. С.В. Марфина «Летний лагерь от А до Я» – Ярославль: Академия развития, 2018 г.
12. М.Р. Максиняева «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками» - М, 2017 г.
13. Туристическая игротека. Игры, конкурсы, викторины. - М., 2017 г.
14. «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2016 г.
Методическое обеспечение программы «Навстречу новым рекордам»
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии с документами:
«Конвенция о правах ребенка» от 20.11 1989 г.;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 02.02.2011 №2-ФЗ);
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ( ст.51, 54, 56) ;
Закон «О защите прав ребёнка» (ст.10, 11, 12);
Федеральный РФ закон (с изменениями дополнениями) от 24 июня 1996г № 120- ФЗ «Об основах системы профилактик и правонарушений» (в редакции от 01.012 2004 г № 150- ФЗ);
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996);
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 №20 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1204-03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» СанПиН 2.4.4.1204-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2003 № 4303);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2011 № 20277);
СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей
Методические рекомендации №2.4.4.01-09 «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях». Методические рекомендации, утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ №01/6989-9-34 от 22.05.2009 года;
Методические рекомендации №2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей»;
Методические рекомендации, утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 24.09.2010 года;
Положение о работе подразделения МБОУДОД ЦДТ ДОЛ «Орлёнок»;
Планы, должностные инструкции ДОЛ «Орленок»;
Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения безопасного пребывания детей в ДОЛ.
Организационно-методическое обеспечение:канцелярские товары;
фото и видеоаппаратура;
ноутбук, магнитофон, усилитель, колонки;
костюмы;
спортивно-игровой материал;
детская литература;
призовой фонд, грамоты, сувенирная продукция, подарки
Методический фонд:
фонотека;
информационно-методический уголок;
отрядные уголки;
стенд ДОЛ;
фотостенд;
методический архив.
Программа «Навстречу спортивным рекордам» предполагает работу следующих кружков, секций, мастер – классов:
художественно-прикладное творчество;
спортивные секции;
вокальное творчество;
театральная студия;
психологические тренинги;
Материально – ресурсное обеспечение:
административный корпус;
клуб;
столовая;
танцпол;
спортивная площадка (площадка, на которой проходят линейки);
медпункт;
кабинеты для кружковой деятельности;
корпуса отрядов.
Методическое сопровождение программы «Навстречу новым рекордам»
Методическая разработка «Школа вожатского мастерства».
Методическая разработка «Организация работы с детским коллективом».
Мультимедийная презентация «Воспитание спортсмена. Секреты эффективной педагогики».
Семинар для педагогических работников лагеря «Специфика организационного, основного, заключительного периодов смены лагеря».
Цикл занятий для воспитателей «Методика организации дела»: «Методика конструирования и организации КТД», «Спортивно-игровая деятельность в лагере», «Оформительский практикум».
Психологический практикум для педагогических работников лагеря: «Особенности временного детского коллектива», «Психологические особенности подготовки ребенка к спортивным рекордам», «Секреты взаимопонимания».
Сценарий спортивного праздника «Будущее российского спорта».
Сценарий спортивного состязания «Форд Боярд» (см. Приложение)
Сценарий спортивного фестиваля «Олимпийский резерв»
Сценарий станционной игры «Охотники джунглей» (см. Пирложение).
Сценарий мероприятия по безопасности «В сети интернет» (см. Приложение).
Сценарий мероприятия по безопасности «На дороге будь внимателен вдвое!» (см. Приложение).
Сценарий интеллектуального блиц – турнира «Пожарная безопасность» (см. Приложение).
Мониторинг результатов по программе «Навстречу спортивным рекордам».
Информационное сопровождение и общественное признание:
сайт МБОУДОД «Центр детского творчества» - cdt.edusite.ru
«вконтакте» группа «Центр детского творчества».
Мероприятия по презентации программы:
выступление на педагогическом совете ЦДТ «Спортивно-оздоровительное воспитание детей и подростков в условиях летнего загородного лагеря»;
выступление на молодёжном совете муниципального образования Ярцевский район с докладом «Профильная смена «Навстречу спортивным рекордам» - как средство гражданско-патриотического воспитания подростков»;
выступление на молодежном совете «Презентация спортивной профильной смены «Навстречу спортивным рекордам».
Социологический опрос
Анкета №1
для взрослых и детей (ответы «Да», «Нет»)
«Понравилась ли Вам спортсмена в ДОЛ «Орленок»»
Нравится ли тебе (вам) отдыхать (работать) в нашем лагере?
Понравилась ли тебе (вам) спортсмена в лагере?
Понравились ли тебе (вам) тренера, вожатые (дети)?
Понравились ли тебе (вам) мероприятия, проводившиеся в лагере?
Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно в лагере?
Довольны ли вы питанием в столовой?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере?
Закончи предложения:
Я рад, что …………………………………………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………...
95%
94%
Спротсмена в лагере понравилась - 94% тренера, вожатые
Спортсмена в лагере понравилась – 95% дети
Анкета №2
«Пригодятся ли детям знания, которые они получили, отдыхая в лагере»
(ответы «Да», «Нет»)
100%
92%
Знания, которые получили дети в лагере, пригодятся – 100% тренера, вожатые
Знания, которые получили в лагере пригодятся – 92% дети
Отзывы партнеров лагеря «Орленок»
отзыв тренеров спортивной школы по хоккею г. Смоленска;
отзыв тренера спортивной школы по баскетболу г. Смоленска;
отзыв тренеров спортивной школы по самбо г. Смоленска;
отзыв тренеров спортивной школы по тхэквондо г. Смоленска.
Благодарственные письма ДОЛ «Орленок»
Благодарственное письмо Департамента Смоленской области по образованию и науке начальнику ДОЛ «Орленок» Корчагиной Е.А. за организацию профильной смены «Экологическая академия: «Земля – наш общий дом».
Грамота Департамента спорта, туризма и молодежной политики Смоленской области начальнику ДОЛ «Орленок» Корчагиной Е.А. за активное участие в проведении молодежной профильной смены лидеров школьного актива «Смоленщина 2019».