12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пануева Мария Андреевна182
Россия, Камчатский край, п. Усть-Камчатск
0

Статья «Развитие речи у дошкольников 4–5 лет»

Развитие речи у дошкольников 4–5 лет

 

Дошкольный возраст характеризуется усилением познавательной активности и речевой деятельности: у ребёнка появляется потребность в диалоге, желание не только говорить, но и слушать собеседника. В этот период дети способны связно рассказать о каком-либо событии, сформулировать причинно-следственную связь, спорить и доказывать свою точку зрения. Монологическая речь становится более развитой.

 

Дети среднего дошкольного возраста способны описать изображение и присутствующих на нём персонажей, беседовать об изученном произведении и даже пересказать наиболее запомнившиеся фрагменты. Также одним из важных показателей гармоничного развития в возрасте с 4-х лет является усиление мыслительной деятельности и внутренней речи. Ребёнок думает и способен свои мысли передать.

 

На пятом году жизни речевую деятельность можно анализировать по следующим аспектам:

 

фонетический слух

грамматическое построение

произношение звуков

словарный запас

связность речи

 

В норме слуховая грамотность в возрасте 4–5 лет позволяет узнавать необходимые звуки и подбирать слова, содержащие их. Речь становится чище, словарный запас расширяется значительно, и ребёнок может составлять связный текст, содержащий более 3 предложений. При этом можно отметить наличие слов, обозначающих качества и признаки обсуждаемого предмета и придающие речи яркость и эмоциональную окраску.

 

Упражнения на развитие речи могут быть комплексными или ориентированными на определённую область деятельности. Например, развитию грамматических навыков способствуют упражнения на числа, согласование слов в высказывании, преобразование существительных в прилагательные. А для того, чтобы речь стала связной, полезно выполнять задания на пересказ, обсуждать книги или сочинять свои истории.

 

Таким образом, развитие речи у детей среднего дошкольного возраста можно проводить при помощи таких приёмов, как:

 

беседы и обсуждения

чтение книг

просмотр обучающих видео

сочинение и пересказ

работа со специалистами и др.

 

В беседах с воспитателем, чтении и прослушивании книг ребёнок учится: интонировать и различать оттенки эмоций в речи других людей; во время рассказа не терять нить повествования; с лёгкостью рассказывать о событиях от лица других людей или даже животных. Активное взаимодействие позволяет отследить имеющиеся нарушения речи и звукопроизношения и применить методы для их устранения. Многие звуки, которыми ребёнок овладел совсем недавно, могут быть не вполне освоены, и, возможно, требуют занятия с логопедом.

 

В этом возрасте основной задачей педагога и любого близкого ребёнку взрослого становится расширение и обогащение словарного запаса. В среднем к 4-летнему возрасту словарь включает порядка тысячи слов, а уже через год он практически удваивается. Дети задают множество вопросов, на которые необходимо давать чёткие и развёрнутые ответы. От этого зависит качество коммуникации и развитие любознательности.

 

Важно отметить некоторые аспекты, на которые взрослым, не являющимся специалистами по педагогической работе с детьми, следует обратить внимание. Речь человека, с которым ребёнок общается вне детского сада, должна быть чистой, ровной и по возможности понятной. Новые, сложные и незнакомые слова требуют повышенного внимания: их нужно выделить, объяснить и закрепить на практике.

 

Особое внимание следует обратить на малоразговорчивых детей, не стремящихся к общению со сверстниками и близкими взрослыми. В этом случае полезно стимулировать речевую активность при помощи наводящих вопросов и совместного чтения и обсуждения любимых произведений, постоянная поддержка коммуникации. В этом возрасте детям сложно удерживать эмоции внутри, и они должны делиться ими с окружающими.

 

Не стоит забывать и о психологическом комфорте ребёнка, грубость и жестокость могут затормозить развитие. Хорошо организованная речь является залогом гармоничной коммуникации с окружающими, а значит – важным фактором полноценной жизнедеятельности. Большинство дефектов, подлежащих корректировке, исправляются в раннем детском возрасте, и к началу школьной жизни уже не доставляют ребёнку неудобств, позволяя все силы направить на учёбу.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.