Статья «Компоненты и формы патриотического воспитания»
Компоненты и формы патриотического воспитания
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно – мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно – художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Основным средством для решения сложной задачи по формированию патриотической воспитанности у учащихся является включение их в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско – краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Эффективность патриотического воспитания младших школьников обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы и требует комплексной организации работы, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное, героико-мемориальное, дидактическое. Ниже рассмотрим каждое из приведенных направлений и приведем основные формы работы по каждому направлению.
Историко-краеведческое направление.
Цель работы: изучение истории родного края, проведение краеведческой работы, осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывность с ней, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Основные формы работы: целевые беседы «Биография и судьба», заочное путешествие «Наш край в далёком прошлом», «О чём рассказали раскопки», посещение музеев и выставок народного творчества, встреча со знаменитыми людьми своего города, села, участниками Великой Отечественной войны, уроки духовного общения «История села – история народа», акция «Помоги памятникам Отечества», диспут «О чём рассказала фотография».
Литературно-музыкальное направление.
Цель работы: изучение народного фольклора, произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания.
Основные формы работы: фольклорный фестиваль, работа кружков «Юный фольклорист», участие в народных праздниках «Масленица», «Троица», «Венок дружбы», «Русская ярмарка», «Город мастеров», инсценирование народных сказок, гуляний и посиделок, конкурс частушечников, вечер песни народов своего края, конкурс стихов «Нет в мире Родины краше», конкурс сочинений «Моё Отечество», «Рассказ о России», конкурс военной и солдатской пени «Салют Победы», угадай мелодию «Забытая песня», концерт для ветеранов Великой Отечественной войны, развлекательно-познавательная игра «Вечер в деревне».
Физкультурно-оздоровительное направление.
Цель работы: возрождение и развитие народных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, объединение спорта и искусства, гармонического их сочетания в жизни человека.
Основные формы работы: соревнование между классами «Самые сильные, ловкие, умелые», вечер народных игр, вечер народных состязаний, интеллектуальная игра «В здоровом теле здоровый дух».
Экологическое направление.
Цель работы: воспитание любви к природе, потребности в её защите от загрязнения, истребление редких растений, охрана и изучение природы родного края.
Основные формы работы: акция «Сбережём родной край», конкурс – выставка «Природа и мы», операция «Живи, родник», «Озеленение», выпуск стенгазеты «Народная медицина», конкурс «Лечение без лекарств».
Трудовое направление.
Цель работы: привитие трудовых навыков каждому ребёнку, воспитание потребности заботится о чистоте, уюте, порядке в доме, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.
Основные формы работы: изготовление оберегов, праздник «История костюма моего народа», работа кружков «Лоза», «Волшебная глина», «Весёлая игла», «Роспись по дереву», бисероплетение.
Семейное направление.
Цель работы: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи.
Основные формы работы: конкурс «Наши корни», «История моей семьи», беседа «Семейные праздники», фотовыставка «Так жили прадеды», вечер «Об этом рассказала фотография», составление генеалогического древа «Моя родословная», встреча с семейными династиями.
Живой интерес в семейном направлении вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.
В работе по патриотическому воспитанию главным является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой. На уроках и во внеурочное время знакомятся с Библией.
Героико – мемориальное направление.
Цель работы: формирование чувств гордости героической историей Родины, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, участие в возрождении народных традиций, обычаев.
Основные формы работы: урок мужества «Герои нашего края», оформление стенда «Символы России», вахта Памяти, организация шефской помощи ветеранам ВОВ, акция «Подарок ветерану», игра-путешествие «История моего города – история моей страны».
Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, обучающиеся овладевают огромным духовным богатством.
Одной из основных форм работы по патриотическому воспитанию в героико-мемориальном направлении является создание Книги памяти. В своем составе книга имеет несколько разделов: «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство».
Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно – воспитательного процесса.
Основная функция Книги памяти – образовательно – воспитательная. Создание Книги памяти – это многогранная деятельность, направленная на повышение уровня образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм деятельности.
Дидактическое направление.
Цель работы: осознание учащимися в процессе изучения школьных дисциплин патриотических идеалов, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности.
Основные формы работы: введение элективных курсов «Краеведение», «Родиноведение», изготовление рисунков-иллюстраций «Загадка», «Потешка», «Колыбельная песня», урок «Название моего города», видеоурок «С чего начинается Родина?», урок – исторический портрет «Ими гордится наш народ», урок – познания «Быт и обычаи наших предков», музыкальный конкурс «Таланты земли Прилузской».
Программа по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности, рассчитанная на 1 учебный год
Цель программы: воспитание младших школьников в духе патриотизма.
Задачи:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою Родину, свой народ, уважение к её свершениям;
- изучать историю Отечества и родного края;
- формировать у подрастающего поколения чувство любви к Родине, готовности служить Отечеству и защищать его;
- формировать активную жизненную позицию.
Формы работы: классные часы, диспут, игры (развлекательно-познавательная, игра – путешествие), акции, фотовыставка, экскурсии, создание мультимедийной презентации, работа над совместными с родителями проектами.
Участники программы: учащиеся, родители, учителя, ветераны Великой Отечественной войны.
Предполагаемый результат:
Воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине, ее истокам, традициям, символике;
Устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
Формирование чувства патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству.
Мероприятие, форма проведения | Сроки | Ожидаемые результаты |
Блок «Я и моя малая Родина» | ||
Классный час: История моего дома; Удивительные места моего села; С чего начинается Родина За край родной | По плану воспитательной программы классного руководителя | Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, уважительного отношения к родной природе; расширить кругозор и знания о своей малой Родине. |
Диспут «О чем рассказала фотография» | ||
Развлекательно-познавательная игра для детей и родителей «Вечер в селе» | ||
Игра – путешествие «История моего села» | ||
Акция «Сбережем родной край» (посадка деревьев вокруг школы и школьной аллеи, озеленение классной комнаты) | ||
Операция «Живи родник» | ||
Экскурсия к памятникам, установленным на территории села | ||
«Моя родословная» (ребята вместе с родителями составляют генеалогическое древо своей семьи) | ||
Фотовыставка «Так жили наши прадеды» | ||
Акция «Помоги памятникам Отечества» (Уход за памятниками, установленными на территории села) | В течение года по графику администрации школы | |
«Я люблю тебя Родина светлая» (конкурс рисунков) | Сентябрь | |
Блок «Я и Великая Победа» | ||
Акция «Поздравь ветерана» (поздравление – открытка, поздравление - концерт) | В течение года, к празднику 9 Мая, 23 февраля, День пожилых людей | Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к Родине, уважение к старшим |
Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла | Ноябрь, май | |
Операция «Почта ветеранам» | 9 мая | |
Классный час: «О мужестве и героизме» | По плану воспитательной программы классного руководителя | |
Игра угадай мелодию «Забытая песня» (проводится совместно с родителями) | Октябрь | |
Создание проекта: «Вклад моей семьи в Великую Победу» (создание совместного проекта с родителями) | Февраль | |
Организация шефской помощи ветеранам | В течение года | |
Блок «Я и Россия» | ||
Месячник оборонно-массовой работы | С 23 января по 23 февраля | Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к Родине. |
Военно-спортивная игра «Зарница» | Май | |
«Поклонимся великим тем годам» (вахта Памяти) | Май | |
Смотр строя и песни | Февраль | |
Классный час: Быть гражданином | По плану воспитательной программы классного руководителя Мероприятия | |
Организация праздничных концертов посвященных: 23 февраля; Дню согласия и примирения; Дню Космонавтики; Дню Победы. | ||
Создание мультимедийной презентации «Мы – дружные ребята» (КТД посвященное празднику «За честь школы») | Май |
Таким образом, для формирования чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста, в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и внутренние психолого – педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно – мотивационный, когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой. Использование разнообразных направлений и форм в работе по патриотическому воспитанию, обогащает учащихся знаниями, готовит к жизни и труду, формирует историческое сознание.
Список литературы:
Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. – 2007. - №7. – с.29 – 33.
Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с. (Правовая библиотека образования).
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. – сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Попова А.И. Воспитание патриота России / А.И. Попова // Начальная школа. – 2007. - №3. – с.45 – 48.