12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Потапова Татьяна Александровна151

Компоненты и формы патриотического воспитания

Для формирования патриотизма в системе воспитательной ра­боты в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, кото­рые в своей совокупности выступают как носители указанного ка­чества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллек­туальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по фор­мированию каждого из этих компонентов.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учеб­ных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхища­лись ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.

Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно – мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущно­сти патриотизма и способов его проявления в различных видах че­ловеческой деятельности. В этом плане широко используются воз­можности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.

Немало возможностей для этого имеется во внеклассной рабо­те: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно – художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способ­ствует осознанию учащимися конкретных патриотических прояв­лений и качеств личности.

Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального созна­ния в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Основным средством для решения сложной задачи по формированию патриотической воспитанности у учащихся является включение их в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудо­вой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско – краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частя­ми, встречи с ветеранами.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Эффективность патриотического воспитания младших школьников обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы и требует комплексной организации работы, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное, героико-мемориальное, дидактическое. Ниже рассмотрим каждое из приведенных направлений и приведем основные формы работы по каждому направлению.

Историко-краеведческое направление.

Цель работы: изучение истории родного края, проведение краеведческой работы, осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывность с ней, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Основные формы работы: целевые беседы «Биография и судьба», заочное путешествие «Наш край в далёком прошлом», «О чём рассказали раскопки», посещение музеев и выставок народного творчества, встреча со знаменитыми людьми своего города, села, участниками Великой Отечественной войны, уроки духовного общения «История села – история народа», акция «Помоги памятникам Отечества», диспут «О чём рассказала фотография».

Литературно-музыкальное направление.

Цель работы: изучение народного фольклора, произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания.

Основные формы работы: фольклорный фестиваль, работа кружков «Юный фольклорист», участие в народных праздниках «Масленица», «Троица», «Венок дружбы», «Русская ярмарка», «Город мастеров», инсценирование народных сказок, гуляний и посиделок, конкурс частушечников, вечер песни народов своего края, конкурс стихов «Нет в мире Родины краше», конкурс сочинений «Моё Отечество», «Рассказ о России», конкурс военной и солдатской пени «Салют Победы», угадай мелодию «Забытая песня», концерт для ветеранов Великой Отечественной войны, развлекательно-познавательная игра «Вечер в деревне».

Физкультурно-оздоровительное направление.

Цель работы: возрождение и развитие народных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, объединение спорта и искусства, гармонического их сочетания в жизни человека.

Основные формы работы: соревнование между классами «Самые сильные, ловкие, умелые», вечер народных игр, вечер народных состязаний, интеллектуальная игра «В здоровом теле здоровый дух».

Экологическое направление.

Цель работы: воспитание любви к природе, потребности в её защите от загрязнения, истребление редких растений, охрана и изучение природы родного края.

Основные формы работы: акция «Сбережём родной край», конкурс – выставка «Природа и мы», операция «Живи, родник», «Озеленение», выпуск стенгазеты «Народная медицина», конкурс «Лечение без лекарств».

Трудовое направление.

Цель работы: привитие трудовых навыков каждому ребёнку, воспитание потребности заботится о чистоте, уюте, порядке в доме, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.

Основные формы работы: изготовление оберегов, праздник «История костюма моего народа», работа кружков «Лоза», «Волшебная глина», «Весёлая игла», «Роспись по дереву», бисероплетение.

Семейное направление.

Цель работы: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи.

Основные формы работы: конкурс «Наши корни», «История моей семьи», беседа «Семейные праздники», фотовыставка «Так жили прадеды», вечер «Об этом рассказала фотография», составление генеалогического древа «Моя родословная», встреча с семейными династиями.

Живой интерес в семейном направлении вызывают занятия, связанные с темой «Моя ро­дословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.

В работе по патриотическому воспитанию главным является изучение духовных традиций русской семьи – исто­рии духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, исто­рии развития конкретной семьи. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строи­лись взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и шко­лой. На уроках и во внеурочное время знакомятся с Библией.

Героико – мемориальное направление.

Цель работы: формирование чувств гордости героической историей Родины, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, участие в возрождении народных традиций, обычаев.

Основные формы работы: урок мужества «Герои нашего края», оформление стенда «Символы России», вахта Памяти, организация шефской помощи ветеранам ВОВ, акция «Подарок ветерану», игра-путешествие «История моего города – история моей страны».

Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспомина­ния, знакомясь с реликвиями народного подвига, обучающиеся овла­девают огромным духовным богатством.

Одной из основных форм работы по патриотическому воспитанию в героико-мемориальном направлении явля­ется создание Книги памяти. В своем составе книга имеет несколь­ко разделов: «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство».

Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследова­тельской работы, служить целям совершенствования учебно – воспитательного процесса.

Основная функция Книги памяти – образовательно – воспита­тельная. Создание Книги памяти – это многогранная деятельность, направленная на повышение уровня образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм деятельности.

Дидактическое направление.

Цель работы: осознание учащимися в процессе изучения школьных дисциплин патриотических идеалов, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности.

Основные формы работы: введение элективных курсов «Краеведение», «Родиноведение», изготовление рисунков-иллюстраций «Загадка», «Потешка», «Колыбельная песня», урок «Название моего города», видеоурок «С чего начинается Родина?», урок – исторический портрет «Ими гордится наш народ», урок – познания «Быт и обычаи наших предков», музыкальный конкурс «Таланты земли Прилузской».

Программа по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности, рассчитанная на 1 учебный год

Цель программы: воспитание младших школьников в духе патриотизма.

Задачи:

- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою Родину, свой народ, уважение к её свершениям;

- изучать историю Отечества и родного края;

- формировать у подрастающего поколения чувство любви к Родине, готовности служить Отечеству и защищать его;

- формировать активную жизненную позицию.

Формы работы: классные часы, диспут, игры (развлекательно-познавательная, игра – путешествие), акции, фотовыставка, экскурсии, создание мультимедийной презентации, работа над совместными с родителями проектами.

Участники программы: учащиеся, родители, учителя, ветераны Великой Отечественной войны.

Предполагаемый результат:

Воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине, ее истокам, традициям, символике;

Устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

Формирование чувства патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству.

Мероприятие, форма проведения

Сроки

Ожидаемые результаты

Блок «Я и моя малая Родина»

Классный час:

История моего дома;

Удивительные места моего села;

С чего начинается Родина

За край родной

По плану воспитательной программы классного руководителя

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, уважительного отношения к родной природе; расширить кругозор и знания о своей малой Родине.


Диспут «О чем рассказала фотография»

Развлекательно-познавательная игра для детей и родителей «Вечер в селе»

Игра – путешествие «История моего села»

Акция «Сбережем родной край» (посадка деревьев вокруг школы и школьной аллеи, озеленение классной комнаты)

Операция «Живи родник»

Экскурсия к памятникам, установленным на территории села

«Моя родословная» (ребята вместе с родителями составляют генеалогическое древо своей семьи)

Фотовыставка «Так жили наши прадеды»

Акция «Помоги памятникам Отечества» (Уход за памятниками, установленными на территории села)

В течение года по графику администрации школы

«Я люблю тебя Родина светлая» (конкурс рисунков)

Сентябрь

Блок «Я и Великая Победа»

Акция «Поздравь ветерана» (поздравление – открытка, поздравление - концерт)

В течение года, к празднику 9 Мая, 23 февраля, День пожилых людей

Воспитание чувства

патриотизма, гордости за

свою страну,

уважительного отношения

к Родине, уважение к старшим


Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла

Ноябрь, май

Операция «Почта ветеранам»

9 мая

Классный час:

«О мужестве и героизме»

По плану воспитательной программы классного руководителя

Игра угадай мелодию «Забытая песня» (проводится совместно с родителями)

Октябрь

Создание проекта: «Вклад моей семьи в Великую Победу» (создание совместного проекта с родителями)

Февраль

Организация шефской помощи ветеранам

В течение года


Блок «Я и Россия»

Месячник оборонно-массовой работы

С 23 января по 23 февраля

Воспитание чувства

патриотизма, гордости за

свою страну,

уважительного отношения

к Родине.


Военно-спортивная игра «Зарница»

Май

«Поклонимся великим тем годам» (вахта Памяти)

Май

Смотр строя и песни

Февраль

Классный час:

Быть гражданином

По плану воспитательной программы классного руководителя

Мероприятия

Организация праздничных концертов посвященных:

23 февраля;

Дню согласия и примирения;

Дню Космонавтики;

Дню Победы.

Создание мультимедийной презентации «Мы – дружные ребята» (КТД посвященное празднику «За честь школы»)

Май


Таким образом, для формирования чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста, в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и внутренние психолого – педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно – мотивационный, когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой. Использование разнообразных направлений и форм в работе по патриотическому воспитанию, обогащает учащихся знаниями, готовит к жизни и труду, формирует историческое сознание.

Список литературы:

Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. – 2007. - №7. – с.29 – 33.

Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с. (Правовая библиотека образования).

Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. – сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

Попова А.И. Воспитание патриота России / А.И. Попова // Начальная школа. – 2007. - №3. – с.45 – 48.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.