Доклад «Компьютерная графика в ДХШ, ДШИ как инновационная деятельность, позволяющая учреждению дополнительного образования отвечать современным требованиям в обществе»
18 ноября 2017 г. г. Петропавловск-камчатский.
КГБУ ДПО «Камчатский учебно-методический центр».
VII Конференция-форум преподавателей детских школ искусств Камчатского края. «Дополнительное образование в области культуры и искусства: современные образовательные практики работы с одарёнными детьми».
Тема: «современные векторы развития дополнительного образования детей и взрослых».
Доклад преподавателя МАУДО «ДХШ» И. М. Царькова:
«Компьютерная графика в ДХШ, ДШИ, как инновационная деятельность, позволяющая учреждению дополнительного образования отвечать современным требованиям в обществе».
Введение:
Говоря о современных векторах развития дополнительного образования детей и взрослых, мы можем рассматривать инновационную деятельность учреждений, как одно из направлений.
Инновация (ВИКИПЕДИЯ) — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.
Основные цели и задачи в развитии дополнительного образования до 2020 года определены в документе: «К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Вот некоторые выдержки из неё:
«Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами образования проявляются в следующих его характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей
индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного
процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус
дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной
социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности
и инновационного потенциала общества».
Одной из приоритетных целей по этому документу является воспитание конкурентоспособной личности.
Современное общество стремительно развивается в области информационных и компьютерных технологий. Меняется восприятие окружающего мира человеком, изменяются жизненные приоритеты и интересы людей. Повышаются требования к знаниям и умениям в области компьютерных технологий, вырастает конкуренция в профессиональной сфере. Повышаются запросы общества к дополнительному образованию в этом направлении.
Что может предложить дополнительное образование сегодня и в ближайшей перспективе, как оно сможет приспособиться к новым требованиям? Как успешно решить проблемы, связанные с внедрением инноваций в учреждении дополнительного образования?
К основным вопросам развития современного дополнительного образования можно отнести:
- подготовку квалифицированных кадров по новым направлениям.
- разработку новых учебных программ и методик.
- применение новых технологий в методике преподавания.
- организацию и внедрение инновационных проектов в образовательном процессе.
Основная часть:
Определяя основные современные пути развития дополнительного образования, мы можем говорить о внедрении инновационных проектов в учреждениях ДО. Рассмотрим на конкретном примере.
В 2016 году в Детской художественной школе г. Петропавловска- Камчатского проводилось анкетирование среди обучающихся всех возрастов (контингент на момент опроса составлял более 420 человек), родителей и преподавателей с целью выяснения необходимости введения новых образовательных программ. Анкетирование проводилось при помощи интернет-голосования на сайте учреждения и письменным опросом. Основным был вопрос о целесообразности введения новой учебной программы «Компьютерная графика». Другой целью опроса было определение спроса для коммерческих групп в данной области. По результатам более 90% респондентов на вопрос «Считаете ли Вы необходимым введение новой учебной программы «компьютерная графика»? дали положительный ответ. Подтвердился повышенный спрос на платные образовательные услуги по этому направлению. В комментариях указывались разные вопросы и пожелания:
-Изучение 3D программ для лучшего понимания форм и перспективы;
- Введение в программу изучения графических редакторов Corel draw, Adobe photoshop.
- Можно ли будет учиться детям не учащимся в художественной школе?
В целом, можно сделать вывод, что потребность в новой учебной программе существует.
По моему мнению, ключевыми факторами в вопросе необходимости внедрения данной программы в МАУДО «ДХШ» являются:
- художественно-эстетическая направленность (не научно-техническая);
- адаптация к основным предпрофессиональным программам учреждения;
Таким образом, программа по компьютерной графике художественно-эстетической направленности должна помогать усваивать, лучше понимать материал из основных учебных программ: «Живопись», «Графический дизайн», «Основы изобразительной грамоты» и других, выступая в роли дополнения. С помощью изучения компьютерных программ растровой графики можно говорить об изучении цвета, цветовых схем. Навыки обработки растровых изображений можно использовать в работе над композицией. Работа в векторном редакторе поможет научиться лучше усваивать такие понятия, применяемые в композиции, как «пятно», «точка», «линия». Работать по поиску равновесия , акцента и динамики в композиции и решать многие другие задачи. 3-d редактор поможет лучше понять законы перспективы. Распространение света по поверхности объемного предмета и т. д. При подготовке к поступлению в архитектурные ВУЗы поможет выполнять задания по композиционному пересечению простых геометрических тел.
Другим бесспорным фактором является овладение базовыми программами по компьютерной графике, востребованными на рынке труда. При дальнейшем профессиональном обучении и трудоустройстве, знание основных графических программ может оказаться очень полезным.
Любую инновационную деятельность в учреждении дополнительного образования следует рассматривать как проект, подлежащий планомерному развитию и реализации. В первую очередь необходимо включить новый проект в план развития образовательного учреждения, обозначив этапы и временные рамки.
Для успешной реализации данного инновационного проекта следует обозначить ряд условий:
Материально-техническая база учреждения на момент постановки задачи и её возможности в кратчайшей перспективе.
Наличие подготовленных кадров со знанием предлагаемых к изучению компьютерных программ, методиками их преподавания и основных программ по рисунку, живописи и композиции и других с опытом их преподавания.
Наличие опробованных методик, учебных пособий и учебных программ по компьютерной графике художественно-эстетической направленности.
Правильное построение учебного процесса, его форма и интеграция с основными предпрофессиональными программами.
Экономическая основа при реализации платных дополнительных образовательных услуг по программе «компьютерная графика» (расчет тарифов, заработной платы и пр.).
Как любой проект, введение новой программы «компьютерная графика художественно-эстетической направленности» требует составления бизнес-плана. Необходимо рассчитать первоначальные затраты на приобретение компьютерной техники, программ и учебных пособий. Определить оптимальную численность групп. Подготовить помещения для проведения групповых занятий в соответствии с нормативами.
Тенденция к внедрению похожих программ уже наблюдается, но находится преимущественно, на начальном уровне. Во многих ДХШ и ДШИ это освоение базовых знаний растрового редактора «Paint» или аналогичных программ контингентом младшей возрастной группы 6-9 лет. Преимущественно используются бесплатные программы, дающие возможность самостоятельной работы.
В настоящее время наблюдается дефицит учебных пособий, методических и научных разработок по учебной программе «компьютерная графика художественно-эстетической направленности». Само по себе знание компьютерной программы - это всего лишь владение инструментом, средством выражения. Необходимо выстраивать полноценную и планомерную систему обучения по данному направлению, нацеленную на конкретный результат. Это длительный процесс, который потребует больших материальных и интеллектуальных ресурсов с обязательным обменом опытом всех сторон, занятых в обучении и самих обучающихся. Это может быть комплекс мероприятий в виде конкурсов и фестивалей различного масштаба по данному направлению. Для преподавателей и руководителей конференции, публикации, курсы повышения квалификации и обучение. Многие преподаватели академических предметов с большим опытом работы не могут освоить новые современные программы и технологии в силу ряда причин. Многим сложно перестроить своё мышление, угнаться за стремительно развивающимися технологиями. Молодые люди, окончившие специализированные учебные заведения, знающие компьютерные программы в различных областях, напротив не имеют опыта и академических знаний старшего поколения. В существующей ситуации кадровый вопрос может решиться только по прошествии определённого времени и при поддержке Государства. В условиях специфики региона, где наблюдается дефицит подготовленных кадров ситуация только усугубляется.
Коммерческая востребованность проекта подтверждается большим количеством желающих по результатам анкетирования и отсутствием на рынке нашего региона аналогичной услуги (говоря о компьютерной графике художественно-эстетической направленности, как дополнению в обучении основным предпрофессиональным учебным программам в ДХШ, ДШИ).
Что касается инвестиций и привлечения бизнеса в развитие дополнительного образования, на данный момент времени, при отсутствии необходимых условий и реальных рабочих схем продолжают оставаться вопросами будущего.
Вывод:
Инновационная деятельность учреждения ведет к позитивным процессам. Развитию, изменению отношения к обучению. Благодаря инновациям появляются авторские проекты, программы. Растет уровень воспитательной работы учреждения, повышается профессиональная квалификация педагогических работников. Внедрение инноваций в учреждении дополнительного образования является необходимым фактором его развития и представляет собой сложный и длительный процесс. Успешность внедрения инновационных проектов носит стратегический характер и требует грамотного планирования и умения решать сложные задачи. Введение новой учебной программы «компьютерная графика художественно- эстетической направленности» позволит ДХШ, ДШИ соответствовать современным требованиям и отвечать растущим потребностям общества.