12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна316
Россия, Хакасия респ., Аскиз

Конкурентные взаимодействия

Задание 1. Какие события или термины представлены. Расшифруйте их.

1.1866 год 2. t1611204464aa.jpg 3.t1611204464ab.jpg 4.t1611204464ac.png


5. t1611204464ad.jpg 6. t1611204464ae.png



Задание 2. К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам.

А)Абиотические факторы

Б)Биотические факторы

В)Антропогенные факторы


1.Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.

2.Загрязнение атмосферы выхлопными газами.

3.Окунь поедает мальков.

4.Лягушка питается насекомыми.

5.Снижение урожая из-за нехватки удобрения в почве.

6.Лишайник.

7.Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.

8.Загрязнение природного водоёма промышленными стоками.

9.Искусственное орошение полей пшеницы.


Задание 3. Определите, какие типы экологических взаимодействий представлены. Расшифруйте их.

1. t1611204464af.jpg 2. t1611204464ag.jpg 3.t1611204464ah.jpg



4. t1611204464ai.jpg 5. t1611204464aj.jpg 6. t1611204464ak.png



7. t1611204464al.png 8. t1611204464am.png 9. t1611204464an.png 10. t1611204464ao.png

Задание 4. Познакомьтесь с темой «Конкурентные взаимодействия» и ответьте на вопросы.

1.Что такое конкуренция?

2.Какие виды конкуренции выделяют?

3.В чем заключается внутривидовая конкуренция?

4.Что такое территориальность. Приведите примеры у растений и у животных.

5.В чем заключается межвидовая конкуренция?

6.Какой опыт провёл Г.Ф. Гаузе?

7.В чём заключается принцип Гаузе?

8.Что может служить результатом межвидовой конкуренции?




















































Вариант для учителя

Конкурентные взаимодействия

Задание 1. Какие события или термины представлены. Расшифруйте их.

1.1866 год 2. t1611204464aa.jpg 3.t1611204464ab.jpg 4.t1611204464ac.png


5. t1611204464ad.jpg 6. t1611204464ae.png


Ответ:

1.В 1866 год был предложен термин «экология».

2.Среда обитания – то, что окружает живое существо в природе.

3.Антропогенный фактор – это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.

4.Эрнст Геккель – немецкий биолог, который предложил термин «экология».

5.Биотический фактор - это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга.

6.Абиотический фактор - это факторы неживой природы.


Задание 2. К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам.

А)Абиотические факторы

Б)Биотические факторы

В)Антропогенные факторы


1.Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.

2.Загрязнение атмосферы выхлопными газами.

3.Окунь поедает мальков.

4.Лягушка питается насекомыми.

5.Снижение урожая из-за нехватки удобрения в почве.

6.Лишайник.

7.Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.

8.Загрязнение природного водоёма промышленными стоками.

9.Искусственное орошение полей пшеницы.


Ответ:

А

Б

В

5, 7

1, 3, 4, 6

2, 8, 9



Задание 3. Определите, какие типы экологических взаимодействий представлены. Расшифруйте их.

1. t1611204464af.jpg 2. t1611204464ag.jpg 3.t1611204464ah.jpg



4. t1611204464ai.jpg 5. t1611204464aj.jpg 6. t1611204464ak.png



7. t1611204464al.png 8. t1611204464am.png 9. t1611204464an.png 10. t1611204464ao.png

Ответ:

1.Паразитизм – организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определенного времени.

2.Мутуализм – симбиотические отношения, при которых наблюдаются устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов.

3.Симбиоз – неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма.

4.Хищничество – представители одного вида поедают представителей другого.

5.Конкуренция – отрицательные взаимоотношения между двумя и более видами (популяциями), обитающими совместно и конкурирующими за пищу, территорию, свет и т.д., когда этого ресурса не хватает и его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции.

6.Нейтрализм – организмы не влияют друг на друга.

7.Протокооперация –совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

8.Комменсализм (нахлебничество) – потребление остатков пищи хозяина.

9.Комменсализм – один вид получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользу.

10.Коменсализм (квартиранство) – использование одними видами других в качестве убежища или жилища.


Задание 4. Познакомьтесь с темой «Конкурентные взаимодействия» и ответьте на вопросы.

1.Что такое конкуренция?

Конкуренция - отрицательные взаимоотношения между двумя и более видами (популяциями), обитающими совместно и конкурирующими за пищу, территорию, свет и т.д., когда этого ресурса не хватает и его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции.


2.Какие виды конкуренции выделяют?

Виды конкуренции: внутривидовая, межвидовая.


3.В чем заключается внутривидовая конкуренция?

Внутривидовая конкуренция – борьба за одни и те же ресурсы происходит между особями одного и того же вида.


4.Что такое территориальность. Приведите примеры у растений и у животных.

Территориальность - борьба некоторых организмов под влиянием внутривидовой конкуренции за пространство.

У птиц в начале сезона размножения самец выбирает участок обитания (территорию) и защищает его от вторжения самцов того же вида при помощи громких звуков.

У растений территориальность начинается с захвата территории. Например, где-нибудь недалеко от большой ели, дающей множество семян, появляется несколько десятков всходов – маленьких ёлочек. Популяция выросла и захватила территорию, необходимую для выживания. Молодые деревца растут, попутно затеняя и угнетая находящиеся под их кронами травянистые растения (межвидовая конкуренция).С течением времени между деревцами появляется неизбежная разница в росте. Поскольку ель очень светолюбивая порода, то более слабые ёлочки начинают всё больше испытывать затенение со стороны более высоких и постепенно засыхают, отмирают. В конце концов, через много лет на поляне от нескольких десятков елей остаются единицы.

5.В чем заключается межвидовая конкуренция?

Межвидовая конкуренция – конкуренциями между особями разных видов.


6.Какой опыт провёл Г.Ф. Гаузе?

Опыт Г.Ф. Гаузе: культуры двух видов инфузорий-туфелек со сходным характером питания помещали по отдельности в сосуды с сенным настоем. Каждый вид, помещенный отдельно успешно размножался, достигая оптимальной численности. При помещении же обеих культур в один сосуд численность одного из видов постепенно уменьшалась, и он исчез из настоя.


7.В чём заключается принцип Гаузе?

Принцип Гаузе: два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать вместе не могут.


8.Что может служить результатом межвидовой конкуренции?

Результат межвидовой конкуренции: вытеснение одного из двух видов из сообщества, либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.