Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы на тему «Голубая Гжель»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
для детей подготовительной группы
на тему «Голубая Гжель»
Составила воспитатель:
Исаева Алиса Арсеновна
Цель: Ознакомление детей с народно декоративно-прикладным искусством - гжельской росписью.
Задачи:
1. Учить расписывать тарелочку по мотивам гжельской росписи.
2. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.
3. Учить составлять узор в круге.
4. Учить набирать краску на кисть определенным способом и проводить мазок.
5. Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе, и о работах своих товарищей.
Методы и приемы:
Наглядный (выставка, рассматривание объекта)
Практический (роспись)
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, объяснения)
Словарная работа: гжельская роспись, петельная линия, гжельский завиток
Предварительная работа: рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, беседы, раскрашивание книжек –раскрасок.
Оборудование: предметы с гжельской росписью - статуэтка, ваза, тарелочки, конфетница и др;
Материалы: гуашь синего цвета, салфетки, баночки с водой, бумажные тарелочки, кисти, палитра.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я захожу в группу, и вижу, что на моем столе лежит вот эта волшебная коробочка. Интересно, что в ней лежит? Давайте заглянем (воспитатель достает тарелочку)
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
голубыми, синими, нежными, красивыми.
Познавательный рассказ «Гжельская посуда»
Сегодня расскажу вам быль. Быль – это то, что было, происходило на самом деле. Так вот.
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили мастера и мастерицы. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. (Слайды)
Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор. Затем готовые изделия обжигают в печи. После обжига, изделия покрывают розовой краской и если есть маленькие трещинки, их сразу становится видно. Каждое изделие мастер расписывает вручную. И по белому фону из-под руки художника появляется волшебные узоры, сначала они серого цвета. А после второго обжига в печи становятся сине голубыми. Гжельских мастеров вдохновляла прохлада синих вечеров, голубизна неба, родные белоснежные просторы.
Мастера делали кружки, бокалы, кувшины, конфетницы, чайные сервизы, сахарницы, статуэтки.
Воспитатель: Какими элементами украшена посуда?
Дети: бутонами, цветами, листьями травкой, усиками, точками, завитками, каймой.
Воспитатель: А вы хотите стать гжельскими мастерами, чтобы создать свое сине-голубое чудо?
Дети, давайте рассмотрим с вами тарелочки с гжельской росписью, которые я для вас приготовила. Что вы можете рассказать об узоре?
Дети: На тарелках нарисованы цветы, завитки, усики.
Воспитатель: А чем украшена тарелочка по краям?
Дети: Все тарелочки украшены каймой.
Воспитатель: Вот такой получилась тарелочка у меня. А вы свои тарелочки можете украсить по-своему, также элементами гжельской росписи.
Воспитатель: Мы будем использовать с вами краску синего и голубого цвета. Как можно получить краску голубого цвета?
Дети: В синий цвет добавить побольше воды.
Воспитатель: Посмотрите, как я буду рисовать завитки, петельные линии. Я держу толстую кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.
Воспитатель: Украшать узор можно точками. Напоминаю, что рисовать их нужно тонкой кистью, концом кисти сверху.
Воспитатель: Прежде чем приступить к рисованию нужно подготовить наши пальчики.
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Разотру ладошки сильно – (растирание ладоней)
Каждый пальчик покручу - (ухватить каждый пальчик у основания) Поздороваюсь с ним сильно (вращательными движениями дойти до ногтя)
И вытягивать начну.
Руки я затем помою (потереть ладошку о ладошку)
Пальчик к пальчику сложу, на замочек их закрою – (пальцы в «замок»)
И тепло поберегу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все ли есть необходимое для рисования гжельской росписи.
Дети: Да
Воспитатель: Приступаем к выполнению работ.
(музыкальное сопровождение процесса рисования русская лирическая мелодия «Лебедушка»)
Заключительная часть
А теперь скажите, ребята, с какой росписью народного декоративно-прикладного искусства мы познакомились сегодня?
Дети: Гжельской росписью
Воспитатель:- А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?
Дети:- бутон, цветок, листья, травка, усики, точки, завитки, кайма.
Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые тарелочки у вас получились, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. Какую тарелочку ты бы купил в магазине?
3-4 ребенка делают свой выбор и объясняют его.
Воспитатель: - У вас получились красивые тарелочки, как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
И так, мы сделали вывод, что в своей работе мастера Гжели используют бутон, цветок, листья, травка, усики, точки, завитки, кайма.
Воспитатель: - Ребята, скажите, какой росписью вы научились рисовать посуду?
Вам понравилось разрисовывать тарелочки?
Дети: Да
Спасибо вам ребята за работу, мне было с вами очень интересно.
А закончить хочу такими строчками:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Соколова Елена Борисовна