12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полякова Елена Федоровна397
Россия, Московская обл., Павловский Посад

Конспект беседы по профилактике вредных привычек среди школьников с использованием ассоциативных метафорических карт.

Цели:

Способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек.

Развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность.

Формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье.



Оборудование: презентация, магнитно-маркерная доска, карточки с незаконченными предложениями, колоды метафорических карт (сюжетные, портретные).

Ход беседы:

Основная часть. Ребята, все вы знаете, что важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия.

Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье. (Ответы детей)

Одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности – соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

- Кто знает, что такое привычка? (Это то, что человек привык делать не задумываясь. Почему он делает что-то именно так, потому что он привык это делать.)

Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, повседневными. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

- Как правило, у человека бывает много различных привычек. Они приносят ему либо пользу, либо вред. В зависимости от этого все привычки можно разделить на две группы. Какие? (Вредные и полезные).

- Как вы думаете, какие привычки надо воспитывать каждому человеку у себя, а от каких избавляться?

- Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Привычки формируются в результате многократных повторений, когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает их повторять, не задумываясь. В поведении некоторых детей и даже взрослых встречаются навязчивые действия, которые человек осуществляет неосознанно, и они производят довольно неприятное внешнее впечатление. Это - привычка теребить волосы или мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, слишком жестикулировать, хватать собеседника за рукав или за пуговицу, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты и т.п.

- А могут ли привычки оказать влияние на здоровье человека? (Да, могут)

- Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными (чистить зубы, делать зарядку, питаться в одно и то же время).

-Привычки, наносящие вред здоровью называются вредными.

- Я хочу задать вам один вопрос: «Хотите ли вы быть здоровыми и счастливыми?» (да)

- Почему? (так как здоровье – главная ценность человека)

- Но, к сожалению, часто о здоровье мы начинаем говорить, когда его теряем. А теряем зачастую по своей вине. И большую роль в этом играют вредные привычки.



- Чтобы выработать полезные привычки, необходимо прикладывать усилия, старание. Трудно воспитать полезную привычку, но избавиться от вредной ещё сложней, это требует от человека проявления твёрдости и силы воли.

Полезными привычками мы можем назвать такие, как:

соблюдать режим дня,

делать зарядку по утрам,

мыть руки перед едой,

убирать за собой все вещи на место,

чистить каждый день зубы

правильное питаться и т.п.

Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.

К вредным привычкам можно отнести следующие действия:

Алкоголизм

Наркомания

Курение

Игровая зависимость или лудомания

Телевизионная зависимость

Интернет-зависимость

Привычка грызть ногти

Техномания

Привычка грызть карандаш или ручку

Привычка сплёвывать на пол

Употребление нецензурных выражений

Злоупотребление “словами-паразитами”

Привычка завидовать другим

Недооценивать себя

Привычка кому-то подражать

Привычка опаздывать

Крайняя болтливость

Лень и неряшливость

Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.

- Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.

Вопрос: Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

Наркомания – хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т.н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос. Почему же люди пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Вопрос: А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая (ответы детей)

Привычка грызть ногти. Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают.

Техномания. Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

Самые безобидные вредные привычки в этом списке это употребление в речи слов-паразитов, нецензурные выражения, сплевывание на пол и привычка грызть карандаш или ручку.

Вопрос: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)

Самое главное — постарайтесь найти причины этой привычки.

Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Давайте наметим основные принципы избавления от непродуктивных схем поведения.

Отучать себя

Замотивировать себя

Самому самоорганизовать себя

Замотивировать других организовать вас (найти себе “пастуха”)

Отучать других

либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда,

чтобы он что-то не делал рядом с вами.

При этом одно дело - отучать посторонних людей, другое – близких.

Ведь здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Что же можно, а что нельзя, чтобы ваше здоровье сохранить?

Профилактика вредных привычек. Так как алкоголизм и табакокурение тоже относятся к наркотическим веществам, значит выделим несколько общих истин:

Первая истина: наркомания (курение, употребление спиртных напитков, пива и наркотических веществ) — это не вредная привычка, а заболевание, зачастую неизлечимое, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотические вещества.

Вторая истина: наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления наркотического вещества, развивается оно у всех по-разному, но с постоянным нарастанием потребности увеличения дозы приема.

Третья истина: человек, предлагающий тебе наркотик, — враг твоего здоровья (исключение может составлять только случай — назначение врача), так как он ради своей наживы за твои же деньги отбирает у тебя здоровье.

Уяснив эти истины, мы придем к однозначному выводу: профилактика наркомании — это прежде всего исключение первого употребления наркотического вещества, но если первая проба состоялась, то надо думать не о профилактике, а о лечении.

Четыре правила «Нет!» наркотикам.

Правило первое. Постоянно вырабатывать в себе твердое «Нет!» любым наркотическим веществам в любой дозе, какой бы она не была малой, в любой обстановке, в любой компании.

У вас должна быть сформирована твердая установка: «Всегда только „Нет!“ любым наркотикам. Только „Нет!“» — это ваша надежная защита.

Правило второе. Постоянно формируйте у себя привычку в получении удовольствий при выполнении повседневной полезной деятельности.

Хорошая учеба, успехи в спорте, участие в совместной с родителями работе по выполнению определенных домашних работ, работа на дачном участке, посещение спортивных секций, занятия в кружках технического творчества и т. д. Все это нужно вам для подготовки к благополучной взрослой жизни, а успехи в учебе, спорте, домашней работе приносят постоянное удовольствие и способствуют вашему духовному и физическому развитию. Итак, «Нет!» безделью. «Нет» праздному времяпрепровождению, жизнь должна быть заполнена полезными и нужными вам мероприятиями.

Правило третье. В вашей жизни все большее значение приобретает умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. При выборе себе товарищей избегайте общения с наркоманами. Помните, настоящие друзья не будут заставлять вас принимать наркотики, пить спиртное и не будут делать этого сами. Подбирайте компанию, в которой можно общаться интересно и без наркотиков.

Правило четвертое. Твердое «Нет!» своей стеснительности и неустойчивости, когда предлагают попробовать наркотик. Помните! Жизнь дороже!

Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от наркотических веществ, может быть, потому, что в первый раз постеснялись отказаться от пробы наркотика.

Воспитайте в себе твердость при отказе попробовать наркотическое вещество, кто бы вам его не предлагал.

Помните, что вы не обязаны никому объяснять причины своего отказа. Сказать: «Не хочу, и все» — это ваше право.

Упражнение «Мое мнение»

Участниками выбираются карточки с неоконченными предложениями, которые им нужно продолжить.

Люди курят, потому что…

Сигарета в руке- это…

Для того, чтобы бросить курить, надо…

Курение дает возможность…

Когда мне предлагают закурить, я говорю…

Если мне предлагают закурить, я говорю…

Когда я смотрю на курящих, то…

Удержаться от сигарет можно, если…

Свобода от вредных привычек- это…

Жизнь без табака- это…

Если возникают мысли о курении, то…

Запах сигарет вызывает у меня…

«Курильщики» теряют…

Реклама сигарет- это…

Курящий человек похож на….

Человека от сигареты может уберечь…

Курить-это…

Не курить-это…

Если я отведаю вкус табака, то…

Я думаю людей волнует проблема курения, потому что…

Опаснее курения может быть…

Зависимость от курения можно победить, если…

Люди начинают курить тогда, когда…

Люди, которые курят, знают о вреде сигарет, но продолжают курить, потому что…

Последствиями курения являются…

Бросить курить можно, если…

Техника работы с метафорическими картами "Незаконченные предложения"

Предложить закрытым способом достать карты, которые будут продолжением предложений:

Самое трудное сейчас...

Хочу научиться...

Надеюсь на...

Сейчас для меня важнее всего…

Сколько ни стараюсь...

Я хочу…

Моя слабость сейчас в...

В первую очередь мне нужно сделать…

Я хочу закончить...

Думаю, что...

Я хочу поразмышлять...

Хочу назвать то, что свербит и беспокоит...

Думаю, что я достаточно способен, чтобы...

Хочу начать...

Сейчас мне не хватает...

Ищу ключ к...

Моя сила сейчас в...

Я уверен, что у меня достаточно сил и способностей...

и т.д., то, что актуально сейчас.

Игра «Марионетки»

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» – перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?

Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

Хотелось ли что-либо сделать самому?



Техника “Определение этапов достижения цели”

Цель мак техники: получение последовательности действий для достижения цели.

Применяемые колоды: портретная, универсальная.

Порядок действий:

Подумайте о цели.

В открытую выберите карту, которая будет символизировать цель. Это может быть карта из любой колоды, на которой вы увидите что-то общее между своей целью и изображением на карте(лучше всего использовать универсальную колоду). Это также может быть карта из портретной колоды, на которой вы увидите себя достигшего цели. Объясните почему выбрана именно эта карта. Если это портретная карта, опишите что чувствует изображённый на ней, хорошо ли ему, как живёт, о чём думает. Это также может быть карта, которая будет означивать внутреннее состояние консультируемого, когда он достигнет цели.

Из той же колоды в открытую выберите карту, которая будет символизировать то, как с целью обстоит сейчас. Объясните почему выбрали именно эту карту.

Положите карты на расстоянии друг напротив друга. Можно по горизонтали, можно по вертикали.

Задайте вопрос: “Что нужно сделать чтобы добиться цели? Какие шаги необходимо предпринять” Из универсальной колоды выберите карту-ответ. Опишите действие, которое видите на карте. Положите карту между картами “сейчас” и “цель”. Повторяйте выбор новой карты, пока не возникнет ясность, что делать или материал не истощится. Можно выполнять в открытую, можно в закрытую. Можно сперва в открытую, а потом в закрытую. Можно добавлять карты прямым означиванием. Можно ограничиться конкретным числом карт, можно извлекать карты пока материал не истощится. Всё зависит от конкретных условий.

Разложите карты вдоль линии времени так, чтоб получилась логичная последовательность действий от карты-сейчас к карте-цели.

Подытожьте что вы поняли по итогам применения техники, что и в каком порядке надо сделать чтобы прийти к желаемому.

10 способов сказать: «Нет»

Ведущий предлагает учащимся придумать фразу-отказ от употребления

никотиносодержащей продукции. Придуманные фразы фиксируются на доске

или ватмане.

Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.

Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.

Не сегодня.

Сейчас не могу, моя мать обнюхивает меня, когда я прихожу домой.

Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.

Когда-нибудь в другой раз.

В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег 6 месяцев.

Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.

Меня не выпускают из дома, даже если от моей одежды пахнет сигаретным дымом, после того как я был рядом с курящими людьми.

Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.

Нет, я это пробовал не один раз, и мне это не понравилось.

Нет, спасибо, я только что прочел статью о вреде наркотиков.

Меня до сих пор контролируют, с тех пор как мама застала меня

Упражнение «Похвала себе». Каждый день, для кого-то самое удобное время – перед сном, хвалите себя за что-либо. За переведенную через дорогу старушку, за удачно провернутую сделку, за проявленную выдержку и т.д. Бывают отговорки – мне не за что похвалить себя, - которые вроде бы смахивают на некую ложную скромность. По мне – так это больше признак лени ума, отсутствие привычки думать и искать нужное. Тренируйтесь.

Заключение.

Ведущий: Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. Поэтому, если каждый из вас будет жить под девизом: «Вредные привычки мне не друзья, здоровый образ жизни выбираю я», то если вы и заболеете, быстро поправитесь.



Список литературы и ресурсов:

Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики / Е. Иваницкая, Т. Щербакова. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Воспитание. Образование. Педагогика ; Вып. 15).

Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимости: 1-4 классы» - СПб.: Речь, 2008.- 226с.

Матвеева Е.М. «Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек»

Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»

« Почему это опасно» Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков, 1989г.

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2021/09/09/ispolzovanie-mak-v-rabote-s-detmi

https://samorazvitie.su















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.