Конспект занятия «Профилактика девиантного поведения» с использованием метафорических ассоциативных карт» (7–11 класс)
Конспект занятия «Профилактика девиантного поведения» с использованием метафорических ассоциативных карт.
Цель: помочь подросткам узнать свои сильные и слабые стороны и научиться их использовать, развитие подростка как личности, раскрытие его положительных способностей.
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков.
- коррекция и развитие личностных качеств.
- воспитание у подростков внимательного отношения к сверстникам.
- воспитание вежливого отношения к людям.
Форма занятия: групповое.
Возрастная группа: 13-15 лет
Продолжительность занятия: 40 мин.
Инструментарий: универсальные колоды метафорических ассоциативных карт: «ОН», «Cope», «Сага»; колода метафорических ассоциативных карт «Попутчики», автор Ольга Гаркавец, листы А4, ручки для всех участников.
Ход занятия.
Приветствие.
Ведущий сообщает правила работы в группе.
1. Правило активности и ответственности каждого за результаты работы в группе: чем активнее будет каждый участник группы, чем больше он внесет в работу группы, тем больше получит пользы вся группа и он сам.
2. Правило постоянного участия в работе: для каждого члена группы участие в работе обязательно.
3. Правило закрытости группы: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами.
4. Правило откровенности и искренности: члены группы должны попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют.
5. «Я – высказывания»: говорить только о себе и от своего лица (Я думаю, Я чувствую и
т.п.).
6. Правило «Стоп!»: тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать «Стоп!» и, таким образом, исключить себя из участия; это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и всю группу в развитии.
1. Упражнение «Знакомство.
Цель: знакомство участников группы, налаживание связей.
Игра «Снежный ком». Каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним. Что касается имени, то оно может быть как настоящим, так и вымышленным.
2.Упражнение «Это я, а это точно не я».
Используется колода метафорических ассоциативных карт «Попутчики».
Цель: работа с субличностями: принимаемыми клиентом и нежелательными, вытесняемыми.
Инструкция участникам: Рассмотрите карты с изображением различных лиц. Выберите карту, про которую вы сможете сказать: «Это я». И выберите карту, про которую вы скажете: «Это точно не я». Прокомментируйте свой выбор. Карл Юнг считал, что каждая черта личности, которая нам не нравится в другом человеке, также есть у нас, и каждое поведение, которое мы презираем, мы также проявляем в другой форме или ситуации.
3. Упражнение "Препятствия и возможности".
Цель: проработка личностных проблем, поиск ресурса.
1. Участники берут по 5-7 карт из закрытой колоды, рассматривают их, друг другу не показывают.
2. Один участник кладет свою карту на стол и рассказывает о проблеме, изображенной на карте.
3. Кто-нибудь из группы берет свою карту и предлагает возможное решение, которое содержится в его карте.
4. Участник, который озвучивал проблему, должен решить: достаточно этого, либо нужно сделать что-то еще. Если не хватает, тогда кто-то еще предлагает варианты решения.
5. Следующий участник предлагает свою проблему.
6. Игра идет до того момента, пока на руках у участников есть карты.
7. Затем можно предложить участникам поменять карты местами, та карта, которая была проблемой - становится решением, карта "решение" становится "проблемой".
8. В конце игры участники обсуждают смысл игровых проблем, ищут их связь с собственной жизнью.
4. Упражнение "Молодец!"
Цель: оптимизация самооценки, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: "А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!" и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка, повышение самооценки.
5. Ролевая игра «Распределение сердец»
Цель: Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта.
Инструкция: Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.
У всех ситуация критическая. Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема - кому отдать единственное донорское сердце.
Этапы игры:
Деление группы на 4 команды.
Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.
Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.
Обсуждение итогов игры:
- какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?
- каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?
- какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?
6.Упражнение «Скажи «Нет».
Цель: тренировка умения давать достойный отказ.
Содержание. Выбирается водящий, он идет по кругу, и каждый участник, напротив которого он останавливается, высказывает ему свои просьбы, пожелания, приказы в любой форме, исключающие оскорбления. Задача водящего — дать достойный отказ.
Можно это упражнение проделать с другим водящим. В конце обсуждается, в какой форме легче было высказать свои пожелания и когда было легче отказать.
Замечания. Некоторые люди в силу своих личностных для ведущих качеств не могут отказывать, даже создавая этим себе проблемы. Нужно настаивать на том, чтобы они все-таки сказали «нет».
Ведущий: закончить наше занятие я хочу стихотворением Николая Доризо “Закон сохранения веществ”.
Для всех на планете живущих существ
Я верю в закон сохраненья веществ –
Ничто не проходит бесследно
И значит, добро – это то вещество,
Уж если ты ближнему даришь его,
К тебе возвратится ответно.
Пусть ближний окажется подлым плутом
Неблагодарно забывшим притом
Добро, до цинизма мгновенно, -
Его не кляни, и на жизнь не сердись,
Поскольку добром за добро твое жизнь
Отплатит тебе непременно.
Пускай не сейчас, а когда-то потом,
Но все же добром, осенившим твой дом,
Тебе непременно отплатит.
Закон сохраненья веществ, он таков:
Чтоб жизнь продолжалась во веки веков
Она свой закон не утратит.
Рефлексия.
-Узнали ли вы на сегодняшнем занятии что-то новое?
-Может ли полученная вами сегодня информация повлиять на ваши дальнейшие поступки?
-Что понравилось?
-Что вам показалось сложным?
-Какой вывод вы сделали из сегодняшнего занятия?
Список использованной литературы.
Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии, «Новосибирск: НИКП», 2015.
Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: "Ось-89", 2009.
Г.И.Макартычева «Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей» – СПб.: «Речь», 2007.
Использованные ресурсы:
http://www.b17.ru/media/8060/Метафорические карты. Техника "Препятствия и возможности". Автор О. Гаркавец