Конспект занятия «Профилактика девиантного поведения» с использованием метафорических ассоциативных карт» (7–11 класс)

3
0
Материал опубликован 15 February 2022 в группе

Конспект занятия «Профилактика девиантного поведения» с использованием метафорических ассоциативных карт.

Цель: помочь подросткам узнать свои сильные и слабые стороны и научиться их использовать, развитие подростка как личности, раскрытие его положительных способностей.

Задачи:

- развитие коммуникативных навыков.

- коррекция и развитие личностных качеств.

- воспитание у подростков внимательного отношения к сверстникам.

- воспитание вежливого отношения к людям.

Форма занятия: групповое.

Возрастная группа: 13-15 лет

Продолжительность занятия: 40 мин.

Инструментарий: универсальные колоды метафорических ассоциативных карт: «ОН», «Cope», «Сага»; колода метафорических ассоциативных карт «Попутчики», автор Ольга Гаркавец, листы А4, ручки для всех участников.

Ход занятия.

Приветствие.

Ведущий сообщает правила работы в группе.

1. Правило активности и ответственности каждого за результаты работы в группе: чем активнее будет каждый участник группы, чем больше он внесет в работу группы, тем больше получит пользы вся группа и он сам.

2. Правило постоянного участия в работе: для каждого члена группы участие в работе обязательно.

3. Правило закрытости группы: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами.

4. Правило откровенности и искренности: члены группы должны попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют.

5. «Я – высказывания»: говорить только о себе и от своего лица (Я думаю, Я чувствую и

т.п.).

6. Правило «Стоп!»: тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать «Стоп!» и, таким образом, исключить себя из участия; это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и всю группу в развитии.

1. Упражнение «Знакомство.

Цель: знакомство участников группы, налаживание связей.

Игра «Снежный ком». Каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним. Что касается имени, то оно может быть как настоящим, так и вымышленным.

2.Упражнение «Это я, а это точно не я».

Используется колода метафорических ассоциативных карт «Попутчики».

Цель: работа с субличностями: принимаемыми клиентом и нежелательными, вытесняемыми.

Инструкция участникам: Рассмотрите карты с изображением различных лиц. Выберите карту, про которую вы сможете сказать: «Это я». И выберите карту, про которую вы скажете: «Это точно не я». Прокомментируйте свой выбор. Карл Юнг считал, что каждая черта личности, которая нам не нравится в другом человеке, также есть у нас, и каждое поведение, которое мы презираем, мы также проявляем в другой форме или ситуации.

3. Упражнение "Препятствия и возможности".

Цель: проработка личностных проблем, поиск ресурса.

1. Участники берут по 5-7 карт из закрытой колоды, рассматривают их, друг другу не показывают.

2. Один участник кладет свою карту на стол и рассказывает о проблеме, изображенной на карте.

3. Кто-нибудь из группы берет свою карту и предлагает возможное решение, которое содержится в его карте.

4. Участник, который озвучивал проблему, должен решить: достаточно этого, либо нужно сделать что-то еще. Если не хватает, тогда кто-то еще предлагает варианты решения.

5. Следующий участник предлагает свою проблему.

6. Игра идет до того момента, пока на руках у участников есть карты.

7. Затем можно предложить участникам поменять карты местами, та карта, которая была проблемой - становится решением, карта "решение" становится "проблемой".

8. В конце игры участники обсуждают смысл игровых проблем, ищут их связь с собственной жизнью.

4. Упражнение "Молодец!"

Цель: оптимизация самооценки, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: "А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!" и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка, повышение самооценки.


5. Ролевая игра «Распределение сердец»

Цель: Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта.

Инструкция: Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая. Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема - кому отдать единственное донорское сердце.

Этапы игры:

Деление группы на 4 команды.

Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.

Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.


Обсуждение итогов игры:

- какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?

- каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?

- какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?


6.Упражнение «Скажи «Нет».

Цель: тренировка умения давать достойный отказ.

Содержание. Выбирается водящий, он идет по кругу, и каждый участник, напротив которого он останавливается, высказывает ему свои просьбы, пожелания, приказы в любой форме, исключающие оскорбления. Задача водящего — дать достойный отказ.

Можно это упражнение проделать с другим водящим. В конце обсуждается, в какой форме легче было высказать свои пожелания и когда было легче отказать.

Замечания. Некоторые люди в силу своих личностных для ведущих качеств не могут отказывать, даже создавая этим себе проблемы. Нужно настаивать на том, чтобы они все-таки сказали «нет».


Ведущий: закончить наше занятие я хочу стихотворением Николая Доризо “Закон сохранения веществ”.

Для всех на планете живущих существ

Я верю в закон сохраненья веществ –

Ничто не проходит бесследно

И значит, добро – это то вещество,

Уж если ты ближнему даришь его,

К тебе возвратится ответно.

Пусть ближний окажется подлым плутом

Неблагодарно забывшим притом

Добро, до цинизма мгновенно, -

Его не кляни, и на жизнь не сердись,

Поскольку добром за добро твое жизнь

Отплатит тебе непременно.

Пускай не сейчас, а когда-то потом,

Но все же добром, осенившим твой дом,

Тебе непременно отплатит.

Закон сохраненья веществ, он таков:

Чтоб жизнь продолжалась во веки веков

Она свой закон не утратит.

Рефлексия.

-Узнали ли вы на сегодняшнем занятии что-то новое?

-Может ли полученная вами сегодня информация повлиять на ваши дальнейшие поступки?

-Что понравилось?

-Что вам показалось сложным?

-Какой вывод вы сделали из сегодняшнего занятия?


Список использованной литературы.

Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии, «Новосибирск: НИКП», 2015.

Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: "Ось-89", 2009.

Г.И.Макартычева «Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей» – СПб.: «Речь», 2007.

Использованные ресурсы:

http://www.b17.ru/media/8060/Метафорические карты. Техника "Препятствия и возможности". Автор О. Гаркавец


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации