Конспект единого первого урока на тему «5 лет ДНР — растём вместе с республикой!» (1–2 класс)
Конспект единого первого урока на тему: «5 лет ДНР - растём вместе с республикой!»
Учитель: Кобец О.В., «МОУ № 13 г. Донецка»
Класс: 1-2
Дата проведения: 02.09.2019г
Цель:
формирование у учащихся патриотических чувств и гражданского самосознания посредством обобщения и систематизации знаний о родном крае;
развитие стремления к сохранению и приумножению духовных, культурных и материальных богатств Донецкой Народной Республики;
воспитание чувства гордости за достижения и героизм своего народа, чувства любви, преданности и беззаветного служения Родине;
расширение детского кругозора.
Задачи:
актуализировать знания о символах Донецкой Народной Республики, её географическом положении, населённых пунктах, прославленных земляках;
пополнить «Копилку достижений Республики» новыми фактами;
расширить знания об основных этапах становления и развития Республики.
Оборудование: мультимедийный проектор\, презентация, открытки « Город Донецк», индивидуальные карточки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в этом классе, ваши добрые улыбки, ваши лучистые глаза! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Пусть он будет творческим, результативным, незабываемым. ( слайд1)
Давайте с вами вместе поздороваемся . Повторяйте все за мной (слайд 2)
Все: Мой сосед такой хороший -
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший -
И ему пожму ладоши.
Крикнем дружное: «Ура!»
К новым знаниям пора!
Мира, дружбы, взаимопонимания вам в новом учебном году!
II. Сообщение темы и цели Первого урока.
Учитель:
- Сегодня праздник – День Знаний и День рождения нашего класса. Сегодня образовался наш 1-А класс. И я надеюсь, что мы все подружимся и станем одной большой семьёй. Что же мы можем пожелать себе? ( Мира, добра, хороших друзей…..)
На День рождения принято дарить подарки. И я тоже хочу сегодня это сделать. Я дарю вам праздничное путешествие на воздушном шаре. Но шар у нас необычный: он очень яркий и праздничный ,а вверху красуется «пятерка». Как вы думаете почему? (предположения детей) (слайд 3)
Нашей Республике в этом году исполнилось 5 лет. Что же мы можем пожелать ей в этот юбилейный год? (дети высказывают пожелания).
В нашем путешествии вам обязательно пригодятся знания о нашей родине, смекалка и внимание, умение работать в группе. А в конце пути вас ожидает сюрприз.
а) Стихотворение «Родина».( слайд 4)
Ну что полетели? А пока наш шар взлетает, я предлагаю вам послушать вот такое интересное стихотворение.
Родина–слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
б) Постановка учебной задачи.
Учитель: – Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Лучше и дороже родного края ничего нет. Здесь проходит ваше детство, школьные годы, а часто и жизнь. Каждый из вас - это частичка Родины. Наша родина – Донецкая Народная Республика, город – Донецк .И сегодня ребята , я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему родному краю.
Сегодня во всех школах нашей Республики проходит Единый урок «Растем вместе с Республикой». ( слайд 5)
5 лет назад люди, неравнодушные к судьбе своей родины, вышли на референдум и изъявили желание жить в свободной Республике. И сейчас ребята я предлагаю вам посмотреть клип про нашу молодую республику.( КЛИП )
– Мы набрали высоту. Что же внизу?
ІІІ. Основная часть
Тихие воды задумчивых рек и прудов, леса, бескрайние степи, поля, шахты, большие города и утопающие в зелени тихие села – это все наша дорогая сердцу Родина – наш Донецкий край.
Может где-то на планете
Есть и лучше города.
Только мне в Донецке светит
Солнце щедрое всегда.
И сияет, озарённый ярким золотом лучей
Город синих терриконов,
Город звонких тополей.
Донецк- большой и красивый город, столица Донецкой Народной Республики . Ему 150 лет. Официальной датой рождения города считается лето 1869 г., когда началось строительство металлургического завода. Около территории завода появился рабочий посёлок с названием Юзовка, в честь английского предпринимателя, первого директора завода Джона Юза.
( слайд 6)
Посёлок перерос в город Сталино. И через время было принято современное название города - Донецк. В 70-х годах Донецк был признан самым чистым и зеленым промышленным городом в мире. В 1979 году население города превысило миллион человек.( слайд 7,8)
Сегодня Донецк — крупный промышленный, научный и культурный центр.
Посмотри как изменился и похорошел наш город.( слайд 9)
11 мая 2014 года в Донецкой Народной Республике отмечается один из главных праздников – День Республики. Этот праздник был установлен в республиканском календаре в честь проведения референдума. С этого времени Донецк – столица ДНР (слайд 10)
Как и каждое государство ДНР имеет свои символы: флаг, гимн, герб.( слайд 11)
Отгадайте:
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Чёрно-сине-красный ... (флаг!)
Флаг - символ Родины, гордость ее и честь! Флаг Донецкой Народной Республики — официальный государственный символ ДНР. Флаг – это главный символ, который объединяет всех граждан нашей Республики.
- А как вы думаете, что символизируют цвета нашего флага?
Чёрный цвет символизирует плодородную землю и уголь Донбасса. Синий цвет символизирует дух народа, небо и воду Азовского моря. Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.
У вас на партах лежит задание. Нужно обвести в кружочек квадратики такого цвета , который есть на нашем флаге.
Давайте вместе с вами обведём рисунок по пунктиру и раскрасим флаг Донецкой Народной Республики .
Отгадайте:
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
В ДНР же он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб.)
Отгадайте:
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава. (Гимн.)
Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Сегодня каждый человек должен знать слова и музыку гимна своего государства, помнить, что это один из символов нашей страны, и достойно вести себя при его исполнении. В первую очередь, это означает, что гимн слушают стоя. Представители мужской половины при этом должны снять головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают.
- Ребята, где можно услышать гимн ДНР?
Его можно услышать при поднятии флага, во время проведения воинских церемоний, при открытии памятников и т.д.
За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города Донецка в боях за свободу и независимость Донецкой Народной Республики, городу Донецку было присвоено звание «Город-герой»( слайд 12)
Посмотрите, у меня есть в конверты с фотографиями. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Где я нахожусь?" - проводится игра.
Дети называют место на фотографии и помещают её на магнитную доску. По средине надпись ДОНЕЦК.
- Дети, мы составили из фотографий панораму нашего города. Расскажите, какой наш город . (Ответы детей)
Игра «Найди 7 отличий».
А мы пролетаем дальше. Каждый город нашей Республики кому-то дорог. Даже самый маленький. Но для тех, кто в нем живет, он, конечно, самый лучший, самый любимый. Но города без людей, это ничто. А наши люди – самое большое богатство Республики. Всему миру известны люди, прославившие наш край. Это политики, писатели, ученые, художники, певцы. Их трудом, неутомимой энергией, огромным талантом мы вправе гордиться. Давайте познакомимся с некоторыми из них.( слайд 13 )
О ни прославили наш город
Джон Юз –основатель города.
Анатолий Борисович Соловьяненко – известный оперный певец, «золотой голос» Донбасса.
Иосиф Давыдович Кобзон – известный певец, народный артист, общественный деятель.
Вадим Яковлевич Писарев – руководитель балетной труппы Донецкого театра оперы и балета.Создал свою балетную школу.
Л илия Александровна Подкопаева - олимпийская чемпионка по спортивной гимнастика, обладательница 45 золотых, 21 серебряной и 14 бронзовых медалей.
Сергей Назарович Бубка – известный спортсмен. Многократно устанавливал мировые рекорды по прыжкам в высоту с шестом.
Эмиль Яковлевич Фисталь – доктор медицинских наук, профессор, руководитель Донецкого ожогового центра.
Конечно в нашем замечательном городе трудятся и живут самые обычные граждане. Но труд их не менее важен и значим для всей Республики. Давайте вместе отгадаем загадки каких же профессий работают люди в нашем Донецке.
Загадки.( слайды 14- 19)
Он отбойным молотком,
Как огромным долотом,
Уголь крошит под землёй.
Отвечайте, кто такой?
Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки.
Научит детей и писать, и читать,
И складывать цифры, и вычитать.
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не пугайся и не плачь,
Ведь тебе поможет ...
Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу.
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом.
У него товара горы:
Огурцы и помидоры,
Кабачки, капуста, мед.
Все он людям продает.
Ребята, а вы, любите праздники?
Как вы думаете, зачем люди придумали праздники?
Какие праздники вам известны? Расскажите о своём любимом празднике.( слайд 20)
- Какие праздники устраивали в старину?
- Почему нам нужно знать о праздниках, которые отмечают с давних времен?
В нашем прекрасном городе мы отмечаем множество праздников , но есть ещё один праздник, который называется «Праздник русской матрёшки.» ( слайд 21)
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно - три и более.( слайд 22)
И сегодня для того чтобы завершить наше путешествие, я предлагаю вам дорисовать и создать свою авторскую матрёшку
Учитель:
Вот мы и закончили наше воображаемое путешествие по родному краю.
Чувствуете, как гордость переполняет ваше сердце за свой родной город, как
приятно жить в своем родном городе? Запомните это состояние души!
Приложите ладони к сердцу, послушайте как оно говорит «я люблю свою
Родину».( слайд 23)
Я уверена, вы дети, имеете в сердце высокое чувство любви к родному краю, а
поэтому сможете сделать все для того чтобы Донбасс и в дальнейшем расцветал и
богател. А для этого нужно получать знания, много знать и уметь. Старайтесь
учиться так, чтобы вами гордилась Родина.
Рефлексия.
Тест - игра «Я начну, а вы продолжите».
-Наша республика называется… (Донецкая Народная Республика).
- Наша республика большая, в ней много дорог, … (лесов, полей, садов, полей, рек и т. д.).
-Люди, которые живут в нашей республике, называются…(Граждане)
-Столица ДНР - …( Донецк)
-Главу нашей республики зовут…
- Полезное ископаемое Донбасса?( Уголь)
- Человек, который добывает уголь?(Шахтер)
- Какие вы знаете города родного края? (Донецк, Макеевка, Торез, Снежное…)
- Наш родной город, где мы родились и живем…….
ІV. Подведение итогов. ( слайд 24)
Учитель:
Наше путешествие на воздушном шаре подошло к концу. Мы сегодня очень многое узнали и вспомнили. Любите свой край его силу и славу! Растите вместе с Республикой и будьте её достойными гражданами.
Людям Донбасса небо без тучек,
Людям донбасса солнышка лучик,
Людям донбасса мира, добра,
Пусть прекратится эта война!!!
Литература :
1. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие. Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В.- Донецк: Истоки, 2016.
2. Стихи о Родине для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Т. Бокова.
Интернет-ресурсы :
1.https://урок.рф/library/«lyublyu_tebya_moj_donbass»_172754.html
2. https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-rastem-vmeste-s-respublikoi.html
3.http://kopilo4ka.ucoz.net/load/vs_dlja_uchitelja/klassnomu_rukovoditelju/pervyj_urok_2019_rastjom_vmeste_s_respublikoj/6-1-0-1674
Приложение: