Конспект фронтального занятия в старшей группе комбинированной направленности «Звук Ф, буква Ф. Зима, зимние забавы»
МБДОУ Белоярский детский сад «Огонек»
Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности
«Время года - Зима. Зимнии забавы» Звук [Ф], буква Ф
с использованием здоровьесберегающих технологий.
Учитель-логопед
Кузина А. А.
с. Белый Яр
Цель: создание условий для закрепления со звуком [Ф], буквой Ф; представления о времени года - зима.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизация и расширение словаря по теме «Зима»;
Формирование и активизация знаний о признаках зимы;
Познакомить с правильным произношением звука [ф], с характеристикой звука.
Закреплять умение определять место звука в начале слова.
Знакомить с буквой Ф.
Коррекционно-развивающие:
Развитие артикуляционной мускулатуры и правильного речевого дыхания.
Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звук [ф] в ряду звуков, слогов, слов.
Развитие крупной и мелкой моторики рук.
Развитие умения отвечать на вопросы педагога.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание и интерес к совместной деятельности.
Оборудывание: Картинки с изображением времени года «Зима»; «Зимушка-зима»
, снеговик Фома. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ф]. Плакат с изображением буквы Ф.
Корзинки с (на каждого ребенка) - схема-паравозик для звукового анализа; фишки синии; зеркала; пуговицы для выкладывания буквы «Ф», атрибуты для дыхательной гимнастики.
Ход ОД
I. Организационный момент
1. Приветствие,введение в тему ОД
Логопед: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришла гостья. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку.
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Логопед: - Правильно. Сегодня в гости к нам пришла Зимушка-Зима.
2. Артикуляционная гимнастика «Зима»
Логопед: - Зима, ребята, бывает морозная и суровая. Поэтому, чтобы не замерзнуть, давайте разомнём наши язычки.
Мы во двор гулять ходили, Язычком снежок ловили И в снегу валялись смело – Потом горлышко болело. Строгий доктор приезжал Нам лекарства назначал. | Движения языка влево - вправо. Широкий язык высовывается изо рта, затем поднимается вверх в виде чашечки, утягивается в рот. Круговые движения языка («вкусное варенье). Рот широко открыт. Кончик языка поднят вверх, произносим на сильном выдохе: «Тр-р-р-р». Открыли и закрыли рот. |
3. Дыхательная гимнастика «Вьюга»
- Зима пришла к нам не одна. Захватила она с собой вьюгу снежную. Сейчас мы с вами изобразим вьюгу. (Детям раздаются снежинки и трубочки).
- Медленно наберите воздух через нос, дуйте через трубочку на снежинки. Вот так вьюга у нас разгулялась!
II. Основной этап
Логопед: Ребята, а Зима, что то грустная. Она потеряла своего друга. Давайте ей поможем и найдем друга Зимушки-зимы.
Ходьба по «Тропе здоровья»
1. Дидактическая игра «Что бывает зимой?» (формирование и активизация знаний о признаках зимы)
- Ребята, давайте вспомним, что бывает зимой?
1. Земля покрыта - снегом.
2. На небе темные - тучи.
3. Реки и лужи покрыты - льдом.
4. Дует холодный - ветер.
5. Д-Д-Д - Мороз.
6. улетели на юг - перелетные птицы .
7. Животные прячутся от холода.
8. Люди надевают теплую - одежду.
9. Дети катаются на - санках, лыжах и коньках.
- Молодцы, ребята!
Гимнастика для глаз «Снежинки»
2. Дидактическая игра «Ответь правильно» (развитие умения отвечать на вопросы педагога)
- Суровая Зима приготовила для вас коварные вопросы. Сейчас мы на них ответим.
Снег белый или синий?
Лед твердый или мягкий?
Снег капает или идет?
Зимой бывает снегопад или листопад?
Лед скользкий или шершавый?
На улице мороз или жара?
Зимой одеваемся тепло или легко?
Снеговика лепят или строят?
На коньках катаются или качаются?
- Молодцы! Вот и третий ком прикатился! Вот мы с вами и слепили Снеговика. Лепили мы его, лепили, а наши пальчики устали и замёрзли от холодного снега. Давайте их согреем.
Присядет тот, кто назовет зимние месяца.
3. ЗНАКОМСТВО Со ЗВУКОМ «Ф»
Характеристика звука
У снеговика имя Фома - Какой первый звук? звук Ф
Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.) - зубы и губы создают преграду для свободного прохождения воздуха.
Звук [ф] звонкий или глухой? Объясните, почему этот звук глухой? - горлышко «молчит»
Игра «Поймай звук»
А….М….Ф……Н…У…Фь…..О….В…Фь…..А…..Ф.
Выделение первого звука в словах (показ картинок)
Логопед: Я сейчас назову слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фартук и др.
Определение звука «Ф» в начале слова с использованием схемы-паравозика.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указательным и средним
пальчиками
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой
стороной
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп, кладут ладони по ухо.
5. Знакомство с буквой «Ф»
Логопед демонстрирует картинку с буквой Ф.
- На что похожа буква Ф?
Буква Ф: ребенок стоит в позе – «руки в боки».
- прорисовывание буквы Ф в воздухе;
- выкладывание буквы Ф из пуговиц.
Логопед: Звук Ф – согласный, значит, в каком домике будет жить буква Ф?
Дети: Буква Ф будет жить в Синем домике Соглас.
III. Заключительный момент, подведение итогов занятия
Логопед: - Ребята, Зима вам говорит большое спасибо за работу. Она обещает, что зимой не будет вас сильно морозить. Молодцы, ребята! До свидания!