Конспект и презентация к уроку математики в 4 классе по теме «Смешанные числа»
Пояснительная записка к презентации
Пронина Татьяна Алексеевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №44»
Города Курска
Тема: Смешанные числа
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Предметные УУД
- сформировать понятие смешанного числа
- научить читать и записывать смешанные числа, отмечать на числовом луче, сравнивать
- распространить изученные свойства сложения и вычитания натуральных чисел на дробные числа
- тренировать навык изображения дробей на числовом луче, вычислительные навыки, анализ и решение текстовых задач
Метапредметные УУД:
познавательные:
- действия постановки и решения проблем:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
регулятивные:
- контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив;
- анализ собственной работы и полученных умений
коммуникативные:
- умение слушать и слышать, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному результату
Личностные УУД:
-соотносить цель и результат
- уверенность в своих знаниях
- умение отстаивать своё мнение.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация.
Содержание урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
- Наш урок сегодня мне хотелось бы начать словами великого немецкого поэта Иоганна Гёте
На экране: Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере, нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется.
Иоганн Гёте
- Как вы понимаете это высказывание?
- Ну что ж, попробуем убедиться в этом на практике.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
1) Математический диктант
- Запишите только ответы:
Найдите 2/5 числа 20
Найдите число, 7/2 которого равны 14
Найдите 2% от числа 500
Какую часть число 9 составляет от числа 54
Какую часть число 54 составляет от числа 9
Проверка на экране: 8, 4, 10, 9/54, 54/9.
- Какое задание можете предложить для данного ряда чисел? (разделить на группы)
- А какую из полученных дробей можно представить в виде натурального числа? (54/9=54:9=6)
На экране число 54/9 заменяется на число 6.
- Какое теперь задание можете предложить? (Найти «лишнее» число)
Дробь 9/54 убирается.
- Назовите данные числа в порядке возрастания.
- Какое число следующее, если сохранится закономерность?(12)
2) – Прочитайте дроби.
На экране: 12/12, 24/12, 36/12, 48/12
- Что интересного в этих дробях?
- Назовите следующие две дроби, соблюдая закономерность. (60/12, 72/12)
- Внимательно всмотритесь в эти дроби. Какие математические мысли, идеи, вопросы у вас возникли?
- Меня заинтересовало, каким натуральным числам они равны?
- Кого ещё этот вопрос заинтересовал? Давайте разбираться.
- А любое ли натуральное число можно представить в виде дроби с знаменателем 12?
- Назовите какое-нибудь натуральное число и запишите его в виде дроби со знаменателем 12.
- Итак, наш учебный диалог доказал, что мы с вами достаточно хорошо усвоили понятие дроби и изучили операции с ними.
3) Задача
- Внимание на экран!
На экране: «Два товарища купили 13 арбузов и разделили их поровну. Сколько арбузов привезёт каждый из них домой?»
Вероятное решение: 13 : 2 = 13/2
- Что обозначает дробь 13/2? (Целое разделили на половинки и взяли 13 таких половинок)
- Правильно ли я вас поняла? Друзья разрезали пополам все 13 арбузов? Разумно ли это? (А стоит ли все арбузы делить на половинки?)
- Вы согласны? Просигнализируйте.
- Как решить эту проблему?
12 : 2 + 1 : 2 = 6 + ½
- Ваше мнение?
- Но какое решение, на ваш взгляд, будет практически разумнее?
III. Постановка учебной задачи
- Кто может объяснить, почему нас не устроил ответ 13/2?
- Молодцы! Но мне хотелось бы расширить ваши знания. Дробные числа, записанные в виде суммы целого числа и дроби, встречаются часто, поэтому они получили в математике специальное название.
- Может у кого-нибудь уже появилось имя для этих чисел? Но те, кто знают – не участвуют в прогнозе.
- А кто знал, как называются эти числа?
- Я очень рада, что вы смогли самостоятельно придти к правильному математическому названию этих чисел. Действительно. Эти числа называют – смешанные числа. И записывают их без знака +.
На доске опорный конспект:
СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА
6 + ½ =6 ½
- Кто может прочитать это число?
- Вы, как истинные математики, смогли сами выйти на правильное прочтение этого числа. Действительно, при чтении смешанных чисел, сначала называют число целых единиц, а потом дробь.
- Кто уже догадался, чему нам надо научиться, чтобы решать задачи со смешанными числами? Итак, наша цель?
IV. «Открытие» нового знания
- Начнём наши исследования. Возьмите бланк №1 с материалами для исследования. Внимательно изучите данные материалы. Кто может сформулировать задание?
Каждая группа получает бланк с моделями геометрических фигур и числовыми лучами.
- Молодцы! Действительно, вам нужно записать число, соответствующее полученным фигурам в виде неправильной дроби и смешанного числа и доказать их равенство с помощью числового луча. Время – 2 минуты.
Ставятся песочные часы. Через 2 минуты представители каждой группы показывают свою работу на ИД.
- Для защиты приглашается представитель первой группы.(2,3,4)
(Во время защиты:
-Есть ли вопросы к представителю?
- Как вы находили точку для изображения этого числа?
(одна группа – неправильная дробь, другая – смешанное число)
- Какие мысли у вас возникают?
- Итак, в результате исследования мы установили равенство между двумя числами, записанными в разной форме.
V. Физминутка.
VI. Построение алгоритма сравнения смешанных чисел.
На экране: 31/2…13/4 , 24/6…31/3, 31/2…31/3
- Сформулируйте задание.
- Как будем действовать?
- Есть ли необходимость сравнивать дроби?
- Молодцы! Давайте попробуем полученные знания смоделировать в виде алгоритма.
У каждой группы даны части блок-схем разных алгоритмов.
- Посоветуйтесь в группе. Выберите блок-схемы для составления алгоритма сравнения смешанных чисел и расположите их в нужном порядке.
Представители одной из групп показывают свой вариант алгоритма на доске, другие корректируют его по необходимости. Проверка на ИД.
VII. Первичное закрепление
- Проверим насколько каждый из вас готов работать самостоятельно.
Учебник с.23 № 5(а).
- Время работы – 1 минута.
Песочные часы.
Первый, кто выполнил задание даёт тетрадь на проверку, учитель сканирует и выводит на экран. Проверка с обсуждением на экране.
VIII. Рефлексия
- Вернёмся к началу нашего урока, к словам Гёте. Убедились ли мы в правоте немецкого поэта сегодня на уроке?
- Зачем нам нужно изучать дробные, смешанные числа?