Технологическая карта урока по математике в 5 классе на тему: «Смешанные числа»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока по математике в 5 классе на тему:
«Смешанные числа»
Учитель математики Шавлягина Татьяна Дмитриевна,
МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей», г . Ухта, 2017г
УМК: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 30-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2012.
Тема урока: «Смешанные числа»
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично поисковый.
Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность
Оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал с критериями оценивания и с рабочим материалом.
Формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная практическая работа, работа в парах, фронтальный, индивидуальный опрос.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- образовательные (формирование познавательных УУД): изучить определение смешанной записи числа;
познакомить с понятием «смешанное число»; сформировать умение выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, воспитывать усидчивость, дисциплинированность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие мыслительных операций, письменной и устной математической речи, произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления.
Временной режим: 45 минут.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Средства определение результата |
Организационный этап Мотивация изучения темы. |
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Слайд 1. Русский язык - один из самых богатых и удивительных языков в мире. Вы знаете, что в русском языке одно и тоже слово может рассказать о чувствах человека, его настроении, а может в то же время использоваться в сухой, строгой науке, такой как математика. Я думаю, что многие из вас уже знают слово, пропущенное в цитате, или догадались что это за слово. Если так, то не произносите его, а запишите его в план – конспект, который лежит у вас на столе. Если есть среди вас те, кто не знает слово – не огорчайтесь, просто ничего не пишите. |
Слушают учителя. Читают цитату с экрана. Пишут, если знают, слово. |
Регулятивные: развитие умений применять знания в нестандартных (типовых) условиях. Коммуникативные: стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности; Познавательные: обеспечение условий для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов . |
|
Прежде, чем перейти к теме сегодняшнего урока, поработаем устно. Слайд 1. 1. Умножаем 2. Делим 3. Делим с остатком (последнее задание трудно сделать устно - перед вами лежат заготовки конспекта нашего урока, поделите столбиком ) 4. Находим дробь от числа и число по дроби. Повторяем правила и определения. |
Работают устно. На листах-конспектах делят письменно, отвечают.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
фронтальная работа индивидуальная работа |
|
Актуализация опорных знаний |
Слайд 2. Что вы видите на этом кадре? А какие числа вы знаете? Какое задание можно составить, рассматривая этот кадр? А что с самой таблицей вначале надо сделать? Возвращаетесь к конспекту. Данная таблица в конспекте есть, заполняйте ее. |
Отвечают на вопросы: Разные числа. Натуральные, целые, обыкновенные дроби Распределить числа по столбикам таблицы. Назвать столбцы. (заполняют таблицу) |
Регулятивные: высказывают свои мнения Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке. Коммуникативные: уменее слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном действии. Познавательные: учащиеся вспоминают, отвечают, заполняют таблицу. |
Выборочный фронтальный опрос. Практическая работа. |
Выявление затруднений |
Итак, таблицу все заполнили, проверяем. Как вы назвали первый столбец? Второй столбец? Почему не назвали последний столбик? Тогда вы на этом этапе можете |
Целые числа(натуральные). Дробные, правильные и неправильные. Не знаем определение |
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
|
Построение проекта |
сформулировать образовательную цель урока. Запишите цель в листке-конспекте. Проверьте правильность заполнения первых двух столбиков. |
Дать определение числам из последнего столбика. Записывают цель Проверяют |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. |
Индивидуальная работа Фронтальная работа Исследовательская работа. |
Реализация проекта |
Слайд 3. Что вы можете рассказать о записи чисел, которые вы поместили в третий столбик? Как называется действие соединения чего-либо в одно целое? Правильно. Предположите, как называется запись чисел, которые вы собрали в третий столбик? А сами числа? Так какая тема сегодняшнего урока? Запишите тему в план -конспекте. Итак, из чего состоит смешанное число? Тогда дайте определение этому числу. Слайд 4. После того, ка мы дали определение числам, что надо научиться делать? Правильно. Читаем числа, записанные на экране Учимся их писать, используя клеточки в план – конспекте. Какой можно сделать вывод? Выполняем №1084, №1085. Какой вывод можно сделать, выполнив № 1085? Повторите, какое число изображено на доске? А теперь какое?(смешиваю фигурки из набора). Сделайте вывод. Запишите равенство, которое получилось.
Запишите ваше смешанное числа в виде суммы его целой и дробной частей. Как при этом можно представить 1? Что вы для этого сделали? Что дальше предложите сделать, чтобы получить нужный нам ответ? Попробуйте сформулировать правило записи смешанного числа в неправильную дробь. Слайд 5. Перепишите схему правила. Выполняем №1092(а) Как- же наоборот из неправильной дроби получить смешанное число? Покажите, как это можно сделать, используя набор. Вывод? Слайд 6. Перепишите схему. Итак, какое действие с неправильной дробью вы совершали? Принято говорить-выделяли целую часть из неправильной дроби. Выполняем №1086(первые 4 примера) |
Она состоит из двух частей: целой и дробной. Смешивание. Смешанная. Смешанные числа. Смешанные числа. Записывают тему урока. Из целой и дробной частей. Число, в записи которой есть целая и дробная части называется смешанным. Читать и писать.
1 3/6 + Любое смешанное число можно представить в виде суммы его целой и дробной частей. Сумму целого и дробного чисел можно записать в виде смешанного числа. 1 3/6=1+3/6 6/6+3/6=9/3 1 умножили на 6 6*1+3=9, записали в числитель, знаменатель оставили прежний. Надо знаменатель дробной части смешанного числа умножить на целую часть к результату прибавить числитель дробной части это числитель, а знаменатель останется прежним. Выполняют №1092(а) Работают с набором. Надо поделить числитель на знаменатель. Полное частное-целая часть , а остаток-числитель, знаменатель-прежний. Представляли дробь в виде смешанного числа. Выполняют №1086 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
Индивидуальная работа Фронтальная работа Исследовательская работа. |
Самостоятельная работа по эталону |
Итак, с какими числами мы сегодня с вами познакомились? Что научились при это с этими числами делать?
Предлагаю самостоятельно выполнить задания, из план-конспекта. А теперь обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку. Кто не нашел ошибку, ставит 5. Кто обнаружил одну или две ошибки ставит 4. Если ошибок больше ставить ничего не надо. |
Со смешанными. Записывать смешанное число в виде неправильной дроби и выделять целую часть. Проверяют друг у друга. |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
Индивидуальная работа Работа в парах. |
Информация о домашнем задании |
Запишите, используя смешанное число ваш возраст на сегодняшний день. Дома вы выполните это задания для всех членов вашей семьи. А также №. |
Выражают свои мысли в устной форме. |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; |
|
Включение в систему знания |
Итак, какие числа называются смешанными? Как можно представить любое смешанное число? Как записать смешанное число в виде неправильной дроби? Как из неправильной дроби выделить целую часть? Вернемся к началу урока, туда, где мы делили столбиком. Запишите там же результат в виде смешанного числа. Прочитайте цитату. |
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
Фронтальная работа |
|
Рефлексия |
Попрошу вас, заполнить таблицу самооценки. Вложите конспект в рабочую тетрадь, урок окончен. До свидание. |
|
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Анализ урока
Общая характеристика 5 класса.
В классе 21 человек. У ребят класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Судя по результатам, учебные интересы сформированы и разнообразны. Дети любознательны, работоспособны, между ними установились дружеские отношения. На уроке свободно высказывают свою точку зрения, к заданиям подходят творчески.
Самоанализ. Урок начинается с создания положительного настроя на продуктивную работу. Я использовала при проведении урока «Смешанные числа» прием, условно называемый «яркое пятно. В данном случаи это цитата и иллюстрация из «Слова о полку Игореве». Было создано на этом этапе условие возникновения у ребят внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу). При этом я не требую, чтобы учащиеся сразу заполнили пропуск, а перехожу к следующему этапу урока, предупредив, что к данному эпизоду мы вернемся и очень скоро. Далее заполняем этап актуализации, цель которого подготовить и мотивировать учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, которое вызовет некоторое затруднение. Применение метода исследовательской деятельности детей позволяет без труда прийти к теме урока. Проблема выявлена, приступаем к продумыванию следующего элемента структуры - разработка проекта, т. е. плана выхода из затруднения. Мы все знаем, что, если строить проект, то это надо делать строго по определенной методике. Для того, чтобы учащиеся смогли сформулировать гипотезу, я предлагаю найти или составить в этой таблице строчку, связывающую 4 числа по, возможно, какому-то правилу. Трудность этапа « построение проекта» состоит в кропотливой работе по составлению четких вопросов, которые приводят к определению новых чисел, а это уже реализация проекта. На этапе реализации проекта мы даем определение новому числу и выводим правило представления смешанного числа в виде неправильной дроби. Следующий элемент структуры урока - самостоятельная работа с проверкой в парах с эталоном. Этот важен для определения степени усвоения нового материала. Рефлексию организована в виде заполнения таблички с задачами , которые решались на этом уроке.
Содержание урока соответствует требованиям стандарта. Результаты урока совпадали с целью урока, поставленной учителем.
Уровень изложения материала соответствует уровню понимания содержания учениками. Все этапы урока способствуют формированию самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов обучающихся. Цель урока, поставленная учениками и учителем, соответствует программным требованиям, содержания материала, необходимого уровня знаний и умений обучающихся. Оптимальный темп ведения урока. При изучении нового материала применялся объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного обучения. Применение ИКТ на уроке позволило ускорить образовательный процесс, тем самым увеличить темп работоспособности детей. Все обучающиеся класса были включены в активную деятельность на уроке.
Условия морально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, здоровьесберегающие на уроке соблюдены (проводилась физкультминутка, разминка для глаз, делались замечания по осанке). Соблюдались речевые нормы при работе на уроке.
Объяснение материала учителем включало проблемные вопросы. Применялись методы и приемы: устный ответ, запись на, работа по дорожным картам. При проведении практической работы обучающиеся строили таблицу, обосновывали свои выводы.
была оценена и прокомментирована работа обучающихся на уроке и проведен инструктаж по выполнению творческого домашнего задания.
Все этапы урока взаимосвязаны, логически последовательны. Соблюдена организация начала урока и конца.
презентация к уроку "смешанные числа"
PPT / 1.89 Мб