Конспект индивидуального дефектологического занятия для старшего дошкольного возраста «Лес осенью»

8
0
Материал опубликован 30 April 2020 в группе

Индивидуальное дефектологическое занятие

(старший дошкольный возраст)

Тема: «Лес осенью»

Цели и задачи:

-Развитие мелкой и артикуляционной моторики

-Развивать логическое мышление

-Развивать зрительное внимание

-Развивать слуховую память

-Развивать монологическую речь. Формировать навык пересказа (по алгоритмам)

- Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию

- совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям

-Учить образовывать относительные прилагательные от названий

деревьев

- Учить понимать смысл фразеологических оборотов.

- Воспитание навыков учебной деятельности

- Воспитание навыков учебной деятельности

Оборудование: рассказ «Лес осенью», «Зашумленные“ изображения», дорожки разного цвета, листья, вырезанные из бумаги, картинки по теме, нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход

1.Организационный момент. Приветствие.

- Рассказ называется «Лес осенью»

- Что такое лес?

- Какие деревья растут в лесу?

- Как назовём одним словом деревья, покрытые листьями? Лиственные

- На всех деревьях есть листья? Что вместо листьев? (иголки, хвоинки)

- Как называем деревья, у которых вместо листьев хвоинки? (хвойные)

- Какие бывают деревья?(лиственные, хвойные)

- У деревьев есть плоды? Плоды каких деревьев ты знаешь?

- Как называются плоды клёна? Дуба?

- Эти плоды можно употреблять в пищу?

- Яблоки, груши, сливы – тоже плоды. На каких деревьях они растут? (фруктовых)

- Что происходит с лиственными деревьями осенью?(желтеют, краснеют, падают на землю)

Чтение рассказа без установки на пересказ.

Лес осенью

Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

Вопросы:

1.О каком времени года говорится в рассказе?

2.Какого цвета лес был летом?

3.Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

4.Какого цвета стали осины осенью?

5.Какие деревья не изменили своего цвета?

6. Как выделяются ёлочки между другими деревьями?

7. Что произойдёт, когда налетит ветер?

8. Что значит «налетит»?(сильно подует)

9.Как кружатся листья в воздухе? (словно бабочки)

10. Бабочки как кружатся? (легко)

11. Что происходит потом? (тихо-тихо на землю опускаются)

12. Что происходит с травой и цветами?

13. Что делают их семена?

14. Что вырастет из семян на следующий год?

2. Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение на дыхание:

«Дождик»--И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

3.Упражнения для язычка:

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»--холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»--широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.

Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.

Упр.«Моторчик»--во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

Повторное чтение с установкой на пересказ.

Рассказывание по вопросам

Ответы на вопросы по тексту полным предложением

3. Игра «Какие листья спрятались на картинке»

 Предъявляют контурные изображения листьев, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

4 Пальчиковая гимнастика «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

5. Д/и « С какого дерева лист? »

Ход игры:  листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево


6.Д/и «Запомни слова парами»

Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.

ШУМ -ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА.

7. Д/и «Тропинка»

«Посмотри на дорожке лежат листочки, подул сильный ветер и листья разлетелись (предлагаем ребенку листья из бумаги,разложи листочки на дорожку: красный положим к красному листочку, желтый к желтому, зеленый к зеленому».


​​​​​​​ 8 Д/и «Один - много»

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы

 9. Итог



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации