12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Букаткина Елена25
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
5

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей дошкольного возраста на тему: «Приключения Буратино. Дифференциация [Р], [РЬ] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

г. Оренбурга


 


 

Студия раннего развития «Филиппок»


 

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей дошкольного возраста на тему:

«Приключения Буратино. Дифференциация [Р], [РЬ] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках»


 

Подготовила:

Букаткина Елена Васильевна

педагог дополнительного образования

 

 

План схема конспекта занятия

Тема: «Дифференциация [Р], [РЬ] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках».

Дата проведения:

Цель: Научить различению звуков Р-РЬ на слух и артикуляционно, изолированно и в слогах. Автоматизировать звук [Р], [РЬ] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.

Задачи:

Обучающие:

-отдифференцировать звуки на слух и артикуляционно;

- закрепление правильного произношения звуков [Р], [РЬ] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

- продолжать учить определять место звука в слове, образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;

- способствовать обогащению словарного запаса;

Развивающие:

- развивать умение произносить звук [р],[рь] изолированно, в слогах, предложениях, чистоговорках.

- развитие определять положения органов речевого аппарата при произнесении звуков;

- развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти;

- развитие артикуляционной и общей моторики;

- развивать артикуляционный аппарат.

Воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

- умение слушать логопеда;

- воспитание доброжелательных отношений, усидчивости;

-воспитывать желание и стремление помочь другу.

Тип занятия: комбинированное. Занятие - изучение нового материала, занятие – закрепление.

Форма занятия: индивидуальная.

Материалы и оборудование: Зеркало, герой Буратино, картинка для выкладывания по образцу, предметные картинки со звуком [ p ], паровозик для определения места звука в слове, мяч.

Основные понятия и термины: звук, слог, язык, небо, щеки, зубы, десны, зарядка для язычка.

План занятия:

1. Организационный момент (5 минут).

- Мотивация к работе, активизация внимания ребёнка, готовность педагога и ребёнка к занятию.

- Сообщение темы, цели, задач занятия.

2. Основная часть (15 - 20 минут).

- Актуализация необходимых знаний.

- Знакомство с новым материалом.

- Закрепление материала (практическая работа).

3. Заключительная часть (5 минут).

- Обобщение.

- Подведение итогов работы детей.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие.

Сообщение темы, цели, задач занятия.

Тарарам, тарарам, кто спешит в гости к нам? Этот мальчик – друг ребят, с ним встрече, каждый будет рад!

-Вот наш гость Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить чётко звуки и не путать их, а Буратино ещё не научился правильно произносить звук. Давай угадаем с тобой какой же звук не умеет выговаривать Буратино.

Игра «Слушай внимательно».

-Огород, рука, сеЛдечко – где неверное словечко?

-Тряпка, курица, чеЛвяк – что я говорю не так?

-Перчатка, рыба, каЛусели – ошибку вы найти сумели?

-Прятки, пряник, шаЛик, рай – где ошибка? Отвечай!

Какой звук я произносила неправильно? Звук Р, Рь.

 

 

Приветствие.

Принятие познавательной задачи.

Ребёнок отгадывает героя и знакомится с ним.

Называние, ответы на вопросы. Отгадывание звука.

2. Основная часть

1) Актуализация необходимых знаний

2) Знакомство с новым материалом.

Артикуляционная гимнастика.

 -Для того, чтобы быстрее научиться произносить звуки р, рь, нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения. А теперь давай мы с тобой сделаем зарядку для язычка.

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Чистим зубки»

Котик Мурзик утром встал, Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять

Не пора ли вынимать?

«Чашка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

«Индюк»

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

«Пароход гудит»

Вот Денискин пароход

Смело по морю плывет.

Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».

«Лошадка»

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонкий.

«Грибок»

Гриб-грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

«Маляр»

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил

чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

«Дятел»

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

Раздается громкий звук.

«Парус»

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

«Заведи мотор»

По шоссе машина мчит.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперед,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

Упражнение на повторение артикуляции звука [р][рь].

-Передай рычание злой собаки, карканье вороны.

-Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [р][рь].

[Р] – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит.

Повторение чистоговорок.

РА-РЯ-РА- рама, ряд, гора;

РУ-РЮ-РУ-руки,рюмка, кенгуру;

РО-РЁ-РО- роща, пузырёк, перо;

РЫ-РИ-РЫ- рыба, шарики, ковры;

РЭ-РЕ-РЭ- сэр, репка, рэп;

АР-АР-АР- Рома пошёл на базар.

УР-УР-УР- Валера тянет шнур.

ОР-ОР-ОР- На полу лежит ковёр.

ЫР-ЫР-ЫР- На кармане много дыр.

ЭР-ЭР-ЭР- Я танцую рэп.

Работа с предметными картинками.

А) «Назови слово и определи место звука в слове».

-Наш гость приехал к нам на поезде и просит тебя помочь ему разложить предметы по вагонам, назови слова со звуком «р» и разложи правильно по вагонам: если звук «р» слышишь в начале слова в первый вагон кладёшь, если в середине во второй, и если в конце слова в третий вагон.

Б) «Назови ласково».

- А теперь преврати эти слова-предметы в маленькие (назови ласково). Например: ракетка, розочка и.т.д;

В) «Посчитай».

- А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка ( одна ракета, две ракеты,…. пять ракет и. т. д).

Физкультминутка

- Посмотри Буратино немного повеселел, но ещё одна беда, он потерял свой золотой ключик. Пока мы будем искать ключик, он придумает ещё интересные игры.

Физминутка «Буратино».

Буратино потянулся

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

Игра с мячом «Закончи слово»

-Вот такую игру придумал Буратино:

РА-РЯ-РА

Начинается игра. Я прошу со слогом РА-РЯ мне помочь назвать слова!

- Я начинаю слово, а ты добавь РА или РЯ: ко-ра, за-ря, Ва-ря, у-ра!

-Ты закончи слогом РЫ-РИ: вет-ры, куд-ри, кома-ры, снеги-ри;

-А теперь договори ты слова со звуком РО-РЁ: вед-ро, пузы-рёк, доб-ро, сереб-ро.

Выполнение артикуляционной гимнастики.

Точный артикуляционный уклад звуков «р» и «рь» .

Ребёнок повторяет за педагогом чистоговорки.

Выполнение задания.

Ребёнок называет слова и раскладывает по вагонам, чётко произносит звуки «р», «рь».

Ребёнок выполняет задание, называя слова ласково.

Ребёнок называет слова изменяя окончание.

Ребёнок выполняет соответствующие движения.

Ребёнок ловит мяч и заканчивает слово правильно добавляя и называя слог.

3) Закрепление материала (практическая работа).

Игра «Путаница».

-И ещё одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.

-Расцвели на клумбе козы,

В огород забрались розы.

-Ползает у речки мак,

Расцветает в поле рак.

-На конверт наклею маску,

На лицо одену марку.

-Я возьму от сыра кошку,

Угощу я нашу корку.

Развитие мелкой моторики.

 - Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Буратино. Давай соберем ее и подарим Буратино.

- Молодец! Буратино очень рад.

Ребёнок внимательно слушает педагога и исправляет ошибки.

Ребёнок собирает разрезную картинку.

3. Заключительная часть

1) Обобщение,

2) Подведение итогов работы детей.

Итоговые вопросы

Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться. Буратино пора возвращаться домой. Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому чётко и ясно произносил звуки «р», «рь» в слогах, словах, чистоговорках и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук «р», «рь».Какие звуки мы учились правильно произносить? Произнеси правильно. Какая игра понравилась больше всего?

Как располагаются губы при произнесении? Что делает язычок? Расскажи, чем похожи чем отличаются звуки?

Ответы ребёнка.

Прощание.


 

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (1)

Тихомирова Екатерина Витальевна, 20.04.18 в 08:42 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!!! Хороший конспект.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.