Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ЗПР «Дифференциация Р-Рь»
МКУДО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи»
Конспект
индивидуального логопедического занятия
в реабилитационном кабинете
по адаптированной коррекционной программе для детей с ЗПР
«Дифференциация Р-Рь»
1 класс
Авторская разработка
Выполнила
учитель-логопед
Мызникова Людмила Александровна
Киреевск, 2022
Цель: коррекция ротацизма, адаптация ребёнка с ОВЗ в социуме.
Задачи:
Коррекционные:
дифференциация Р-Рь на фоне слова;
формирование кинестетических представлений при произнесении мягкого и твёрдого звука Р;
развитие слухового и зрительного восприятия;
развитие артикуляционной моторики;
развитие осведомлённости;
обогащение словаря;
формирование категоризации как операции мышления.
Образовательные:
закрепление понятий гласный / согласный звук;
закрепление умения давать характеристику звукам по плану;
формирование навыка звуко-буквенного анализа.
Воспитательные:
воспитывать любовь к животным;
формирование умения работать по плану.
Оборудование:
ресурсы реабилитационного блока—компьютерный стенд «Живая природа. Животные»; настенные магнитные доски со стихиями: «Воздух», «Лес», «Вода»; магнитные фигурки животных, в названии которых есть звук Л.
Мультимедийная презентация, зеркало, цифровая линейка.
Ход занятия:
Артикуляционная гимнастика.
Однажды Язычок очень устал и лёг спать на нижнюю губу («Лопатка»). Проснулся, выглянул в окошко («Иголочка»), влево-вправо посмотрел («Часики»), вверх-вниз (за зубами) («Качели»), опять прямо посмотрел («Иголочка») и увидел во дворе лошадку.
-Лошадка, поехали в лес, - предложил Язычок.
-Поехали! – обрадовалась лошадка.
Вскочил Язычок ей на спину, и они поскакали («Лошадка»). Скачут они полями, скачут они горами, долго ли коротко ли, очутились в лесу. Оглянулись, а там грибов видимо-невидимо! Вот таких («Грибок»). Обрадовались Язычок и Лошадка и решили на гармошке сыграть («Гармошка»). Набрали наши герои целое лукошко грибов и обратно поскакали («Лошадка»). Подъехали к своему двору, а там стоит злющий индюк и никого в ворота не пускает («Индюк»). Удивились Язычок и Лошадка, спрашивают:
-Индюк, ты почему такой злой?
-А как же мне не злиться! Всех напоили, накормили: и кур, и гусей, и уток, я один голодный остался.
-Так ты кушать хочешь? Пойдём ко мне в гости, - предложил Язычок, - я угощу тебя вареньем.
Обрадовался Индюк и отправился домой к Язычку. Наелись они варенья, да так перемазались! И губы, и щёки, и даже лоб в варенье! Решили друзья облизать верхнюю губу («Вкусное варенье») и попить воды. Взяли чашку («Чашечка»), налили туда водички, выпили и опять спать улеглись («Лопатка»).
Уточнение артикуляции звука Р с помощью компьютерного тренажёра «Дельфа-142».
-Наш язычок отдохнул и решил спеть песенку мотора: «Р-р-р-р». (Ребёнок рычит в микрофон, а на экране постепенно появляются персонажи сказки «Репка». Длительность воздушной струи регулируется на компьютере).
Формулирование темы занятия.
-Какой звук мы будем учиться произносить на сегодняшнем занятии? (Звук Р).
Работа с компьютерными стендами.
нахождение на стенде животных, в названии которых есть звуки Р, Рь (ящерица, черепаха, канарейка, снегирь, кролик, рыбка);
везде ли звук Р звучит одинаково?
распределение изображений животных на две группы: с твёрдым звуком Р, с мягким звуком Рь;
закрепление цветового обозначения звуков: Р—синий, Рь—зелёный;
характеристика звуков по плану: гласный / согласный, звонкий / глухой, твёрдый / мягкий;
не птица и не зверь, в названии есть звук Р, кто это? (рыба)
слушание информации, просмотр видеоклипа о рыбах на компьютерном стенде;
вопрос перед прослушиванием диктора: На какие группы можно разделить всех рыб по особенностям питания? (растительноядные, животноядные, хищные).
Просмотр видеофильма о рыбах.
Рыбы—водные животные, дышат жабрами. Внешние покровы представлены кожей с чешуёй. Кроме челюстей рыбы имеют парные плавники, внутреннее ухо с тремя полукруглыми каналами и жаберные дуги. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьёв. Рыбы имеют большое значение для всех экосистем как составляющее пищевой цепи и большое экономическое значение для человека из-за употребления их в пищу. Размеры современных рыб варьируются от 8 мм до 13 м (китовая акула). В мире существует около 30 тыс. видов рыб. По характеру питания они делятся на растительноядных, животноядных и хищных. Справедливости ради надо отметить, что это разделение условно. Пищей молоди рыб служат мельчайшие организмы из водорослей и простейших. Затем происходит переход на питание более крупными микроорганизмами, в основном представителями планктона: коловратками, ракообразными. И только затем происходит дифференцировка рыб на растительноядных, животноядных и хищных.
Игра «Рыболов».
-Сейчас мы отправимся на рыбалку. Давай возьмём удочки, наживку. На что мы будем ловить хищных рыб? Животноядных? Растительноядных? Но мы не просто будем ловить рыбок, а определять, какой в их названии звук Р: твёрдый или мягкий? В этом тебе помогут схемы. А также распределять рыб по способу питания на хищных, растительноядных и животноядных.
-Закрой глаза, представь, что ты сидишь на берегу речки или озера, вокруг тишина, только слышен шорох травы, плеск воды и кваканье лягушек (звучит аудиофайл со звуками болота). Открывай глаза, забрасывай удочку и тяни первую рыбку.
Ребёнок с помощью удочки цепляет на крючок вырезанные из фанеры силуэты рыб. Логопед называет рыбу, а ученик произносит предложение по образцу: Я поймал … (жереха) и, пользуясь цифровой линейкой, находит место звука Р в слове, определяет твёрдость / мягкость звука и соотносит с таблицей, где записаны схемы слов-названий рыб.
Рыбы: форель, густера, краснопёрка, карась, пескарь, жерех, осётр, амур (белый).
Хищные рыбы | Животноядные рыбы | Растительноядные рыбы |
Рь-3 (жерех) Р-5 (осётр) | Р-3 (форель) Р-6 (густера) Р-3 (карась) Рь-6 (пескарь) | Р-4 (амур белый) Р-2 Р-9 (краснопёрка) |
Рефлексия.
Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Что показалось самым трудным? Какое задание было лёгким? Что нового узнал на занятии?