12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мызникова Людмила Александровна1657
Педагогический стаж 27 лет, высшая квалификационная категория. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ. В настоящее время работаю учителем-логопедом в МБУДО "Центр психолого-педагогической и социальной помощи".
Россия, Тульская обл., г.Киреевск
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
2

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ЗПР "Дифференциация Р-Рь"

МКУДО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи»









Конспект

индивидуального логопедического занятия

в реабилитационном кабинете

по адаптированной коррекционной программе для детей с ЗПР

«Дифференциация Р-Рь»

1 класс



Авторская разработка



Выполнила

учитель-логопед

Мызникова Людмила Александровна





Киреевск, 2022

Цель: коррекция ротацизма, адаптация ребёнка с ОВЗ в социуме.

Задачи:

Коррекционные:

дифференциация Р-Рь на фоне слова;

формирование кинестетических представлений при произнесении мягкого и твёрдого звука Р;

развитие слухового и зрительного восприятия;

развитие артикуляционной моторики;

развитие осведомлённости;

обогащение словаря;

формирование категоризации как операции мышления.

Образовательные:

закрепление понятий гласный / согласный звук;

закрепление умения давать характеристику звукам по плану;

формирование навыка звуко-буквенного анализа.

Воспитательные:

воспитывать любовь к животным;

формирование умения работать по плану.

Оборудование:

ресурсы реабилитационного блока—компьютерный стенд «Живая природа. Животные»; настенные магнитные доски со стихиями: «Воздух», «Лес», «Вода»; магнитные фигурки животных, в названии которых есть звук Л.

Мультимедийная презентация, зеркало, цифровая линейка.

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика.

Однажды Язычок очень устал и лёг спать на нижнюю губу («Лопатка»). Проснулся, выглянул в окошко («Иголочка»), влево-вправо посмотрел («Часики»), вверх-вниз (за зубами) («Качели»), опять прямо посмотрел («Иголочка») и увидел во дворе лошадку.

-Лошадка, поехали в лес, - предложил Язычок.

-Поехали! – обрадовалась лошадка.

Вскочил Язычок ей на спину, и они поскакали («Лошадка»). Скачут они полями, скачут они горами, долго ли коротко ли, очутились в лесу. Оглянулись, а там грибов видимо-невидимо! Вот таких («Грибок»). Обрадовались Язычок и Лошадка и решили на гармошке сыграть («Гармошка»). Набрали наши герои целое лукошко грибов и обратно поскакали («Лошадка»). Подъехали к своему двору, а там стоит злющий индюк и никого в ворота не пускает («Индюк»). Удивились Язычок и Лошадка, спрашивают:

-Индюк, ты почему такой злой?

-А как же мне не злиться! Всех напоили, накормили: и кур, и гусей, и уток, я один голодный остался.

-Так ты кушать хочешь? Пойдём ко мне в гости, - предложил Язычок, - я угощу тебя вареньем.

Обрадовался Индюк и отправился домой к Язычку. Наелись они варенья, да так перемазались! И губы, и щёки, и даже лоб в варенье! Решили друзья облизать верхнюю губу («Вкусное варенье») и попить воды. Взяли чашку («Чашечка»), налили туда водички, выпили и опять спать улеглись («Лопатка»).

Уточнение артикуляции звука Р с помощью компьютерного тренажёра «Дельфа-142».

-Наш язычок отдохнул и решил спеть песенку мотора: «Р-р-р-р». (Ребёнок рычит в микрофон, а на экране постепенно появляются персонажи сказки «Репка». Длительность воздушной струи регулируется на компьютере).

Формулирование темы занятия.

-Какой звук мы будем учиться произносить на сегодняшнем занятии? (Звук Р).

Работа с компьютерными стендами.

нахождение на стенде животных, в названии которых есть звуки Р, Рь (ящерица, черепаха, канарейка, снегирь, кролик, рыбка);

везде ли звук Р звучит одинаково?

распределение изображений животных на две группы: с твёрдым звуком Р, с мягким звуком Рь;

закрепление цветового обозначения звуков: Р—синий, Рь—зелёный;

характеристика звуков по плану: гласный / согласный, звонкий / глухой, твёрдый / мягкий;

не птица и не зверь, в названии есть звук Р, кто это? (рыба)

слушание информации, просмотр видеоклипа о рыбах на компьютерном стенде;

вопрос перед прослушиванием диктора: На какие группы можно разделить всех рыб по особенностям питания? (растительноядные, животноядные, хищные).

Просмотр видеофильма о рыбах.

Рыбы—водные животные, дышат жабрами. Внешние покровы представлены кожей с чешуёй. Кроме челюстей рыбы имеют парные плавники, внутреннее ухо с тремя полукруглыми каналами и жаберные дуги. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьёв. Рыбы имеют большое значение для всех экосистем как составляющее пищевой цепи и большое экономическое значение для человека из-за употребления их в пищу. Размеры современных рыб варьируются от 8 мм до 13 м (китовая акула). В мире существует около 30 тыс. видов рыб. По характеру питания они делятся на растительноядных, животноядных и хищных. Справедливости ради надо отметить, что это разделение условно. Пищей молоди рыб служат мельчайшие организмы из водорослей и простейших. Затем происходит переход на питание более крупными микроорганизмами, в основном представителями планктона: коловратками, ракообразными. И только затем происходит дифференцировка рыб на растительноядных, животноядных и хищных.


Игра «Рыболов».

-Сейчас мы отправимся на рыбалку. Давай возьмём удочки, наживку. На что мы будем ловить хищных рыб? Животноядных? Растительноядных? Но мы не просто будем ловить рыбок, а определять, какой в их названии звук Р: твёрдый или мягкий? В этом тебе помогут схемы. А также распределять рыб по способу питания на хищных, растительноядных и животноядных.

-Закрой глаза, представь, что ты сидишь на берегу речки или озера, вокруг тишина, только слышен шорох травы, плеск воды и кваканье лягушек (звучит аудиофайл со звуками болота). Открывай глаза, забрасывай удочку и тяни первую рыбку.

Ребёнок с помощью удочки цепляет на крючок вырезанные из фанеры силуэты рыб. Логопед называет рыбу, а ученик произносит предложение по образцу: Я поймал … (жереха) и, пользуясь цифровой линейкой, находит место звука Р в слове, определяет твёрдость / мягкость звука и соотносит с таблицей, где записаны схемы слов-названий рыб.

Рыбы: форель, густера, краснопёрка, карась, пескарь, жерех, осётр, амур (белый).

Хищные рыбы

Животноядные рыбы

Растительноядные рыбы

Рь-3 (жерех)

Р-5 (осётр)

Р-3 (форель)

Р-6 (густера)

Р-3 (карась)

Рь-6 (пескарь)

Р-4 (амур белый)

Р-2 Р-9 (краснопёрка)




Рефлексия.

Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Что показалось самым трудным? Какое задание было лёгким? Что нового узнал на занятии?



Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.