Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной группы на тему «Дифференциация звуков [С] – [Ш]»
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной группы на тему «Дифференциация звуков [С] – [Ш]»
Цель: формирование умения различать звуки С и Ш изолированно, в слогах, словах и фразах.
Оборудование: карточки с символами, обозначающими звуки [с], [ш], мяч, игровое поле с картинками; камешки-марблс; картинка с домиками; картинки к игре «Кто спрятался в шкафу?»; фонарик.
Ход:
1. Организационный момент. Чтение стихотворения.
– Здравствуй, я рада тебя видеть. В начале нашего занятия послушай стихотворение. (Логопед читает стихотворение «Свист и шум». Цель: развитие фонематического слуха и слухового внимания.)
В словах на «с» – повсюду свист,
Он слышен в них прекрасно:
«Собака», «сумка», «сахар», «лист» …
Теперь-то это ясно?
В словах на «ш» – совсем не то,
Тут только шум мы слышим:
«Шалаш», «подушка», «решето»,
«Шуршим», «шагаем», «пишем» …
– Ты догадался, какие звуки мы сегодня будем различать?
– Правильно, сегодня мы будем различать звуки [c], [ш].
(Логопед показывает на картинки с символами этих звуков.)
2. Работа с чистоговоркой
Цель: уточнение артикуляции звуков.
– Давай вспомним, что, когда мы произносим [с], язычок опускается за нижние зубы, а когда произносим звук [ш], поднимается за верхние зубы – повторим чистоговорку про эти звуки. (Проговаривание чистоговорки сопровождается показом движений ладонью.)
Язык книзу – са-са-са,
Укусила в нос оса.
Язык кверху – ша-ша-ша,
Наша Маша хороша.
Язык книзу сы-сы-сы,
У осы усы, усы.
Язык кверху – ши-ши-ши
Наши уши хороши.
3. Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить.
Его мы будем разминать, упражненья выполнять.
Упражнение «Окошко»
Шалунишка – язычок,
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Упражнение «Улыбка»
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
Свою лошадь запрягать.
Упражнение «Маляр»
Затем увидел маляра.
Красить потолок пора.
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Упражнение «Качели»
Приустали и присели,
Покататься на качели.
Упражнение «Индюк»
Индюки ходили мимо
Болболтали, претомили.
Упражнение «Дятел»
Рядом дятел дерево долбил.
Он жуков там находил.
Язычок наш погулял.
Много нового узнал.
Он немного претомился.
К себе в домик воротился.
4. Дид. игра «Скажи наоборот»
Цель: дифференциация звуков в слогах; развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
– Давай мы с тобой поиграем в игру «Скажи наоборот». Я брошу тебе мяч и назову слог со звуком [с], а ты бросаешь мяч мне обратно и называешь такой же слог, только со звуком [ш]. Например, я называю СА, а ты … Правильно ША.
СА-ША АС-АШ СКА-ШКА
СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО
СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ
СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ
5. Дид. игра «Новые слова»
Цель: дифференциация звуков в словах, развитие фонематического слуха.
– А теперь я буду называть слова со звуком [с], а ты в этих словах меняй [с] на [ш], получая новые слова. Мяч кидаем друг другу при каждом слове.
усы – уши крыса – крыша каска – кашка
маска – Машка миска – мишка
6. Дид. игра «Назови слово»
Цель: дифференциация звуков в словах; формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
– Назови слово, под картинками со звуком [с] положи камешки синего цвета, со звуком [ш] – красного.
7. Физминутка
Цель: развитие глубокого вдоха и плавного выдоха.
– А сейчас давай разомнёмся и сделаем гимнастику «Шарики».
Вот так шарик надуваем (глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх)
И до облака взлетаем. (поднимается на носочки)
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем. (длительный выдох, руки опускаются, туловище наклоняется вниз)
Дышится легко, ровно, глубоко. (туловище поднимается, дыхание свободное)
8. Дид. упражнение «Размести картинки по домам»
Цель: дифференциация звуков в словах; формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
– Помоги разместить картинки по домам. В первый доме размещаем, картинки в названии которых, есть звук [с], во второй домик – со звуком [ш]. В каждом доме есть три этажа: первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог.
9. Игра с фонариком «Кто спрятался в шкафу?»
Цель: дифференциация смешиваемых звуков в предложении.
– Скажи, кто спрятался в шкафу? Направляй фонарик на шкаф и называй, кого ты видишь. В шкафу спряталась... В шкафу спрятался …
10. Подведение итогов. Оценка деятельности ребенка.
Кияйкина Наталья Федоровна