Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной группы по теме «Дифференциация звуков "С - Ш»
Лукьянова И.А. учитель-логопед ГБОУ Школы №2026 УК № 5
Тема: «Дифференциация звуков «С-Ш».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Уточнить артикуляцию звуков «С, Ш» и закрепить их характеристику
Формировать навык выделения звуков «С, Ш» в словах
Формировать навык дифференциации данных звуков в словах
Формирование фонематического восприятия
Продолжаем формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза
Закрепления навыка выделения звуков в начале и конце слов
Формируем навык координации движений и соотнесения их с речью
Закрепляем умение деления слов на слоги
Продолжаем формировать зрительный гнозис
Закрепить навык чтения слов
Развиваем мышление, память, внимание
Воспитательные:
Формируем навык самоконтроля и самооценки
Формируем внимательное отношение к своим друзьям
Оборудование:
Магнитная доска, мольберт, ткань, таблички музеев; аудиозаписи: заставка Смешарики, музыка из мультфильма Смешарики «Кострома», звуки поезда, песня ансамбля «Гномы»- «Зоопарк»; корзины с разноцветными квадратиками для звукобуквенного анализа по количеству детей; предметные картинки со звуками С, Ш для звукобуквенного анализа по количеству детей; картинки большие Кроша и Совуньи; картинки предметные для цепочки слов по количеству детей; карточки с картинками для составления слов по первым звукам по количеству детей; картинки с животными со звуками С, Ш по количеству детей; клетки 3 шт., цифры 1,2,3; карточки для составления слов по цифрам по количеству детей + картинки к ним; карточки ребусы; слова со звуками С, Ш, разрезанные вдоль пополам .
Подготовительные работы: на столы поставить корзинки для звукобуквенного анализа. Под них положить картинки для звукового анализа. В ящик стола положить картинки животных. На мольберт прикрепить верхние полоски разрезанных слов и накрыть тканью. Расставить таблички музеев.
Ход занятия.
1.Мотивационный этап.
1, 2, 3, 4, 5,
Будем с вами мы опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить!
Дети садятся за столы.
2.Содержательный этап.
Логопед: «Сегодня мы с вами будем играть сразу с двумя звуками, уже знакомых вам. А вот какие это звуки, вы отгадаете сами. Послушайте мои слова: шапка, шуба, шпага, шорох, шорты. Что общего в этих словах? (они все начинаются со звука Ш). Правильно. Послушайте другие слова: ананас, кокос, поднос, автобус, морс. Что общего в этих словах? (все они заканчиваются на звук С) Теперь вы догадались, с какими звуками мы будем играть? (со звуками С, Ш)
Давайте вспомним, что мы знаем про эти звуки? Какие они? Где язычок наш находится при произнесении этих звуков? Расскажем сначала о звуке Ш.
Дается характеристика звука Ш детьми: язычок широкий поднимается наверх, к верхним зубкам, губки округляются и выходит теплый воздух. Этот звук согласный, всегда твердый, глухой.
Аналогично дается характеристика звука С: язычок упирается в нижние зубы, губы улыбаются, выходит холодный воздух. Этот звук согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
Произнесение звуков С, Ш со зрительной опорой на движения.
Логопед: «А теперь мы поиграем с вами детский хор. Я буду вашим дирижером, а вы моими певцами. Встаньте у своих стульчиков. Если я поднимаю руки вверх, то какой звук вы будете произносить? (Ш) А если я опускаю руки вниз, то вы будете произносить звук? (С)
Далее проводится игра «Дирижер». После игры дети садятся на места.
Логопед: «А сейчас вы будете моими маленькими волшебниками. Возьмите в руки волшебную палочку, только не размахивайте ей – это опасно. Я буду называть слова, а вы взмахом своей волшебной палочки будете заменять звук Ш на звук С, и у вас получится новое слово.
Игра «Замени звук и получи новое слово».
Усы – уши
Миска – мишка
Сутки – шутки
Каска – кашка
Машка – маска
Касса – каша
Плюс – плюш
Ириска – Иришка
Носить – нашить
Басня - башня
После игры звучит аудиозапись заставки из мультфильма «Смешарики».
Логопед: «Что это за музыка? (из мультика про Смешариков). Значит к нам идут гости?
На доску вывешиваются картинки Кроша и Совуньи.
Логопед: «Посмотрите, к нам в гости пришли Крош и Совунья. Надеюсь вы знакомы с ними? Скажите мне, какой Крош? (веселый, забавный, проказник). А Совунья какая? (умная, спокойная). А в именах наших гостей живут звуки, с которыми мы сегодня играем. (В слове Крош какой живет звук? (звук Ш) А в слове Совунья, какой живет звук? (С)). Оказывается, Крош и Совунья пришли к нам за помощью. У каждого из них были картинки. Но сильный ветер смешал все картинки и спрятал их. Теперь они не могут их найти, и не могут вспомнить, где - чьи картинки. Надо им помочь. Я вам подскажу, где прячутся эти картинки. Ветер их задул под ваши корзинки. Слушайте внимательно моё задание, оно очень сложное!
Многоступенчатая инструкция: на счет 1-вы ничего не трогаете, на счет 2- вы поднимаете одной рукой корзинку, на счет 3 - второй рукой берете картинку и двигаете ее к себе, на счет 4 - ставите корзинку на стол, а на счет 5 – переворачиваете картинку изображением вверх. Молодцы! Паша, откуда ты достал картинку? (Я достал картинку из-под корзинки. Спросить аналогично еще 2-3 детей) Теперь вы назовете свои картинки.
Дифференциация звуков С-Ш. Дети называют картинки.
Логопед: «Подумайте, какие звуки живут в ваших картинках: С или Ш? Те детки, у кого в картинках живет звук Ш, поднимите руки вверх, а те детки, у которых звук С – опустите руки вниз. Хорошо. Сейчас мы с вами выложим звуковые дорожки названия ваших картинок. Вам для этого понадобятся квадратики, которые лежат в корзине».
Дети делают звуковой анализ слов. После выполнения задания идет проверка логопедом.
Логопед: «А теперь уберите квадратики в корзины. Давайте отдадим картинки их хозяевам. Если в названии ваших картинок живет звук Ш, то вы отдадите свои картинки Крошу. А если в названии картинок живет звук С, то вы их отдадите Совунье».
Выполнение задания детьми.
Логопед: «Совунья и Крош вас благодарят и приглашают в путешествие».
Игра «Цепочка слов».
Логопед: «Мы поедем в дальнее путешествие. На чем же ездят в такие путешествия? (на поезде) Нам нужны билеты. Сейчас я вам их раздам (логопед раздает детям картинки).Что в поезде друг за друга цепляется? (вагоны) Вот и мы с вами будем рассаживаться по вагонам. Про первый вагон я загадаю загадку (загадка про первую картинку, ребенок с такой картинкой выходит и подходит к логопеду). Какой последний звук в твоей картинке? Он будет первым звуком в названии следующей картинки- вагончика.
Далее дети выстраиваются в колонну, картинки отдают логопеду. Звучит аудиозапись поезда и дети, делая круг по группе, садятся на свои места.
Звучит аудиозапись из мультфильма «Смешарики» - Кострома.
Логопед: «В какой же город мы приехали? (в Кострому) Говорят, что здесь много интересного! Давайте заглянем с вами в музей звуков. Там хранятся карточки с картинками для любознательных детишек.
Составление новых слов по первым звукам картинок.
Совунья раздает детям карточки с картинками.
Логопед: «Совунья раздала вам карточки. Напомните мне, как вы будете искать новое слово? (надо в каждой картинке запомнить первый звук и из них составить слово).
Кто готов назвать свое слово?
Дети называют слова.
Логопед: «Подумайте, какие звуки живут в ваших картинках: С или Ш? Те детки, у кого в картинках живет звук Ш, поднимите руки вверх, а те детки, у которых звук С – опустите руки вниз. Молодцы. Положите карточки на край стола. Совунья говорила, что в Костроме есть большой зоопарк. Но перед нашим приездом случилось происшествие – Крош немного побаловался, поиграл со всеми животными и птицами: открыв клетки, всех выпустил. Посмотрите, клетки-то пустые. Нам бы надо навести порядок в зоопарке. Куда же могли спрятаться животные?
Я всегда на видном месте,
Я всегда глотаю вещи.
Есть у вашего стола,
Отгадайте, детвора.
Что же есть у ваших столов, что может глотать вещи, какая часть стола? (ящик)
Правильно! Откройте ваши ящики и достаньте из них картинки. Давайте назовем всех животных и птиц на ваших картинках (называют картинки).
Деление слов на слоги. ЗООПАРК
А давайте-ка поиграем с нашими животными и птицами. Подумайте, какие звуки живут в ваших картинках: С или Ш? Давайте вспомним игру: те детки, у кого в картинках живет звук Ш, поднимите руки вверх, а те детки, у которых звук С – опустите руки вниз. А теперь нам надо посчитать, сколько слогов в названии ваших картинок. Напомните мне, как мы определяем количество слогов в слове? (в слове столько слогов, сколько гласных звуков). Подумайте, посчитайте. А теперь приготовьте наши камешки – кулачки. Будьте внимательны, вам надо показать столько пальчиков, сколько слогов в названии вашей картинки.
1,2,3,4,5 - начинаем мы играть
Мы подумали немножко, показали мне ладошку!
Проверка логопедом.
Поможем рассадить всех животных по своим клеткам? Посмотрите внимательно. Над каждой клеткой прикреплена цифра. Что же она обозначает? (количество слогов в слове) Расселите своих животных по нужным клеткам. Будьте внимательны!
Дети прикрепляют свои картинки к клеткам на магнитной доске, после чего встают на полянку врассыпную. Проверка выполненного задания.
Логопед: «Теперь, когда все животные и птицы сидят по клеткам, мы можем спокойно погулять по Зоопарку.
Динамическая пауза.
Под аудиозапись песни «Зоопарк» или Железнова «У жирафа пятна». После динамической паузы, дети садятся за столы.
Логопед: «Мы с вами сейчас играли со звуками или с буквами? Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы произносим, слышим, а буквы мы пишем и видим).
Зрительное соотнесение цифр и букв.
Логопед: «Мы с вами теперь отправляемся в музей букв, слов и цифр. Закройте глазки и представьте, что мы с вами можем встретить по дороге в этот музей (звучит спокойная музыка; логопед на доске выставляет предметные картинки, а детям раздает карточки с буквами и цифрами). Открывайте глазки. Что вы видели по дороге в этот музей? (ответы детей) Что вы видите на выставочном стенде? (картинки). А у вас на столах лежат карточки с буквами и цифрами. Что же вам надо сделать? Правильно, надо расставить цифры по порядку, запоминая букву над этой цифрой, и тогда получится слово. Кто может назвать своё слово? А теперь найдите картинки, которые подходят к вашей карточке. Теперь мы прикрепим карточки к картинкам.
Выполнение задания детьми.
Чтение слов, разрезанных пополам вдоль и сопоставление их со второй половинкой.
Логопед: «В этом музее есть еще один выставочный стенд. Но там недавно побывал Крош. Он в музее баловался и играл! Посмотрите, что получилось?! Слова поломались пополам! Давайте попробуем прочесть половинку слова, и найти ее вторую половинку на мольберте. Логопед снимает ткань с мольберта. На нем прикреплены верхние части разрезанных слов. Потом мы соединим две половинки. Подготовьте свои ручки, я в них буду класть слова, а глазки закройте. Логопед раздает картинки. Выполнение задания, каждый ребенок громко произносит своё слово.
Логопед: «Молодцы! Скажите, а какие звуки прячутся в ваших словах? Да, в них живут сразу два звука- звук С и звук Ш. Трудно было вам их произносить?
Логопед: «А теперь пойдем в музей загадок!»
Музей загадок. Ребусы.
Логопед: «В этих карточках прячутся слова. Давайте их разгадаем. Во всех этих словах какие звуки прячутся? (звуки С, Ш)
3.Рефлексивный этап.
Во всех картинках и словах, с которыми мы сегодня с вами играли, какие звуки прятались? (С, Ш) Эти два звука какие? (глухие). А чем они различаются? (положением язычка) при произнесении звука Ш язычок где находится? (наверху). А при произнесении звука С язычок где находится? (внизу) Подумайте, как прошло наше занятие? Были ли у кого трудности при выполнении каких-либо игр?
Нам пора возвращаться из славного города Костромы домой в Москву. Давайте рассаживаться по вагонам (дети выстраиваются в колонну). Давайте скажем нашим гостям «До свидания»!
Звучит аудиозапись звука поезда. Дети уезжают в спальню.