Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы на тему «Постановка звука [Р]»
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы на тему «Постановка звука [Р]»
Цель: формирование правильного произношения звука [р].
Оборудование: зеркало, игрушка тигра; картинки с артикуляционными упражнениями; вата; картинки: машинка, ваза, мотор, мяч, ягода, корона, совок, торт, мишка, зефир; артикуляционная схема звука [р]; лабиринт «Помоги Рыку найти дорогу домой», карандаш.
Ход:
1. Организационный момент
– Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:
Он огромен и зубаст,
Он добычу не отдаст.
Он напасть всегда готов:
Так и прыгнет из кустов!
С виду он гигантский кот.
Далеко от нас живет.
Он не зверь для детских игр,
Потому что это…(Тигр)!
2. Сообщение темы
– Правильно, это тигр. И сегодня он пришел к тебе на занятие, на котором мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р]. Не бойся, это не огромный тигр, а маленький милый тигренок, которого зовут Рык.
3. Логопедический самомассаж
Цель: нормализовать тонус мышц артикуляционных органов, улучшить кровоснабжение.
– Рык очень любит рисовать. Давай порисуем вместе.
«Рисуем дорожки»
Движения пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки»
Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем елочки»
Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
«Рисуем брови»
Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Нарисуем усы»
С помощью указательных и средних пальцев «рисуем» усы, выполняя движения от середины верхней губы к уголкам рта.
«Пальцевой душ».
Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
4. Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
– Наш Рык еще маленький, но он уже пытается рычать. А чтобы это у него хорошо получалось давай покажем ему веселую гимнастику.
«Чистим зубки»
– Покажем нашему Рыку, как мы хорошо умеем чистить зубки.
«Вкусное варенье»
– А еще, наш тигренок сладкоежка, и очень любит варенье, давай оближем губки.
«Барабанщик»
– Теперь, мы повеселимся – постучим в барабанчик.
«Гармошка»
– А теперь – поиграем на гармошке.
«Маляр»
– А теперь, наш язычок стал маляром – аккуратно красит дом.
5. Упражнение «Парашютики»
Цель: развитие длительного и плавного выдоха.
– Рык очень любит сдувать парашютики с одуванчиков. А ты любишь пускать «парашютики»? Давай попробуем. Для начала, кладем на кончик носа «парашютик». Только есть одно условие: нужно широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, подуть на «парашютик» так, чтобы он слетел с носа».
6. Отработка произносительного навыка
Цель: постановка звука от сохранного звука.
– Теперь давай вспомним, как мы жужжали на прошлом занятии. Подними широкий язычок за верхние зубы и длительно произноси звук, похожий на «зж». А теперь, прямым указательным пальчиком производи частые колебательные движения из стороны в сторону от чего слышится рокочущий звук.
(Фиксируем внимание ребенка на положении языка. Язык должен быть широким и сильно напряжен.)
7. Работа с артикуляционной схемой
Цель: уточнение произносительного образа звука.
– А теперь обрати внимание на схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [р], в каком положении находятся губы? (приоткрыты). Зубки смыкаются или нет? (не смыкаются). А где находится язычок? (кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, напряжен и вибрирует. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята. А где проходит воздух? Воздух проходит посередине языка он ощущается ладошкой. На данный звук есть голос.
8. Упражнение «Хлоп–топ»
Цель: развитие фонематического слуха.
– А, давай организуем поход в магазин, и купим Рыку подарки, в названии которых есть звук [р]. Я буду снимать товар с прилавка – показывать картинку. Если в слове есть звук [р], ты будешь хлопать в ладоши, и я положу товар в корзинку. А если звука [р] нет, то твоя задача – топнуть ногой и тогда я не положу товар в корзинку. Например, в слове «радио» есть звук [р]? Значит, что мы делаем? Хлопаем и кладем товар в нашу корзину. А в слове банан?.. Звука [р] нет. Правильно, топаем.
9. Упражнение «Помоги Рыку найти дорогу домой»
Цель: развитие графомоторных навыков.
– Рыку пора домой. Помоги ему найти дорогу.
10. Рефлексия
– Скажи, над каким звуком мы работали? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?
– Ты очень хорошо занимался, старательно выполнял все задания. Молодец!
3