Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы на тему «Постановка звука [Р]»

4
0
Материал опубликован 10 May

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы на тему «Постановка звука [Р]» ​​​​​​​

Цель: формирование правильного произношения звука [р].

Оборудование: зеркало, игрушка тигра; картинки с артикуляционными упражнениями; вата; картинки: машинка, ваза, мотор, мяч, ягода, корона, совок, торт, мишка, зефир; артикуляционная схема звука [р]; лабиринт «Помоги Рыку найти дорогу домой», карандаш.

Ход:

1. Организационный момент

Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Он огромен и зубаст,

Он добычу не отдаст.

Он напасть всегда готов:

Так и прыгнет из кустов!

С виду он гигантский кот.

Далеко от нас живет.

Он не зверь для детских игр,

Потому что это…(Тигр)!

2. Сообщение темы

Правильно, это тигр. И сегодня он пришел к тебе на занятие, на котором мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р]. Не бойся, это не огромный тигр, а маленький милый тигренок, которого зовут Рык.

3. Логопедический самомассаж

Цель: нормализовать тонус мышц артикуляционных органов, улучшить кровоснабжение.

Рык очень любит рисовать. Давай порисуем вместе.

«Рисуем дорожки»

Движения пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем яблочки»

Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем елочки»

Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

«Рисуем брови»

Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

«Нарисуем усы»

С помощью указательных и средних пальцев «рисуем» усы, выполняя движения от середины верхней губы к уголкам рта.

«Пальцевой душ».

Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.


4. Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Наш Рык еще маленький, но он уже пытается рычать. А чтобы это у него хорошо получалось давай покажем ему веселую гимнастику.

«Чистим зубки»

Покажем нашему Рыку, как мы хорошо умеем чистить зубки.

«Вкусное варенье»

А еще, наш тигренок сладкоежка, и очень любит варенье, давай оближем губки.

«Барабанщик»

Теперь, мы повеселимся – постучим в барабанчик.

«Гармошка»

А теперь – поиграем на гармошке.

«Маляр»

А теперь, наш язычок стал маляром – аккуратно красит дом.

5. Упражнение «Парашютики»

Цель: развитие длительного и плавного выдоха.

Рык очень любит сдувать парашютики с одуванчиков. А ты любишь пускать «парашютики»? Давай попробуем. Для начала, кладем на кончик носа «парашютик». Только есть одно условие: нужно широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, подуть на «парашютик» так, чтобы он слетел с носа».

6. Отработка произносительного навыка

Цель: постановка звука от сохранного звука.

Теперь давай вспомним, как мы жужжали на прошлом занятии. Подними широкий язычок за верхние зубы и длительно произноси звук, похожий на «зж». А теперь, прямым указательным пальчиком производи частые колебательные движения из стороны в сторону от чего слышится рокочущий звук.

(Фиксируем внимание ребенка на положении языка. Язык должен быть широким и сильно напряжен.) 

7. Работа с артикуляционной схемой

Цель: уточнение произносительного образа звука.

А теперь обрати внимание на схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [р], в каком положении находятся губы? (приоткрыты). Зубки смыкаются или нет? (не смыкаются). А где находится язычок? (кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, напряжен и вибрирует. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята. А где проходит воздух? Воздух проходит посередине языка он ощущается ладошкой. На данный звук есть голос.

8. Упражнение «Хлоп­–топ»

Цель: развитие фонематического слуха.

А, давай организуем поход в магазин, и купим Рыку подарки, в названии которых есть звук [р]. Я буду снимать товар с прилавка – показывать картинку. Если в слове есть звук [р], ты будешь хлопать в ладоши, и я положу товар в корзинку. А если звука [р] нет, то твоя задача – топнуть ногой и тогда я не положу товар в корзинку. Например, в слове «радио» есть звук [р]? Значит, что мы делаем? Хлопаем и кладем товар в нашу корзину. А в слове банан?.. Звука [р] нет. Правильно, топаем.

9. Упражнение «Помоги Рыку найти дорогу домой»

Цель: развитие графомоторных навыков.

Рыку пора домой. Помоги ему найти дорогу.

10. Рефлексия

Скажи, над каким звуком мы работали? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?

Ты очень хорошо занимался, старательно выполнял все задания. Молодец!


3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации