Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Звук [р], этап автоматизации»
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«ЗВУК [Р], ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ».
Тема: «Звук [Р]. Этап автоматизации».
Оборудование: герой пират, зеркало, разрезная азбука, предметные картинки со звуком [Р], картинки с изображением кукол, игра «Пиратский корабль» для выполнения пальчиковой гимнастики.
Программное содержание:
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений, автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях; способствовать обогащению словарного запаса; продолжить работу по определению местоположения звука [Р] в слове.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать желание и стремление помочь другу, самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий, интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастики, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, согласованию прилагательных с существительными.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия, смыслообразование, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Регулятивные: Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из объяснений учителя.
Коммуникативные: формировать умения полно и грамотно выражать свои мысли, соблюдать нормы.
Планируемые результаты: ребенок хорошо владеет устной речью, используют данное умение для выражения своих мыслей. Развивается артикуляционный аппарат, мелкая моторика. Активно и плодотворно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
План занятия:
Орг момент. Установка на занятие.
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Повторение артикуляционного уклада.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Магазин»
Повторение чистоговорок.
Работа с разрезной азбукой.
Физкультминутка.
Игра «Одень куклу».
Игра «Тайное слово».
Подведение итогов.
Ход занятия
Орг. Момент. Установка на занятие.
(Приветствие, проверка готовности детей к занятию).
Здравствуйте дети!
Как вы думаете, нужно ли для достижения цели прилагать усилия?
Попробуйте тогда отгадать загадку и Вы узнаете кто к нам сегодня придет на наше занятие:
Вместе мы отыщем клад,
Тот, что закопал…
(Ответы детей)
- Правильно пират (показ куклы пирата).
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Пока пират к нам добирался он проголодался, как вы думаете, что любят есть пираты? Назовите известные вам продукты питания, в которых встречается звук [Р].
(Ответы детей).
-Правильно, пират очень любит есть сладкое и больше всего он любит варенье. Но вот беда когда он его ел, то весь измазался, давайте покажем пирату упражнение «Вкусное варенье» и оно поможет ему снова стать чистым.
(Упражнение «Вкусное варенье»).
- А теперь после вкусного обеда необходимо почистить зубки, чтобы не завелись бактерии, покажите пирату как правильно чистить зубки.
(Упражнение «Почистим зубки»).
- Почистил пират зубки и решил отдохнуть и поиграть на гармошке.
(Упражнение «Гармошка»).
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю.
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
Повторение артикуляционного уклада.
Все у нашего пирата вышло хорошо и решил он тогда не только играть на гармошке, но и петь песни. Давайте ему в этом поможем.
(Повторение артикуляционного уклада).
(Приложение 1)
Пальчиковая гимнастика
Пират вкусно покушал, почистил зубки, спел песенку, как вы думаете какое настроение стало после этого у него?
(Ответы детей)
Давайте выложим улыбку пирата из горошинок.
(На столе у детей находятся стаканы с горохом и бархатная бумага)
- Молодцы, какие замечательные улыбки у Вас получились.
- На чем пираты любят бороздить моря? (На корабле).
И у нашего пирата есть корабль, но вот незадача, у корабля после шторма отсутствует флаг и пришел в негодность иллюминатор, давайте поможем ему справиться с этой проблемой.
(Игра-шнуровка «Пиратский корабль»).
-Молодцы, справившись с заданиями Вы очень помогли нашему гостю!
4. Игра «Магазин»
-- Готов ли ты к дальнейшей работе? Тогда давайте немного поиграем.
- Посмотрите на картинку, кто на ней изображен?
- Какое имя можно дать этому мальчику чтобы в нем звучал звук [Р]? (Ответы детей)
- (Имя мальчика) отправился в магазин и ему надо помочь сделать покупки, выбрав только те предметы, в названии которых есть звук [Р].
(Ответы детей)
(Приложение 2)
- Назовите мне еще известные Вам товары из магазина, в которых звук [Р] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.
-Как Вы думаете, правильно ли Вы выполнили задание?
5. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Научите пирата четко произносит чистоговорки со звуком [Р].
Ра-ра-ра
На дворе у нас гора.
Ру-ру-ру
Собирайте детвору
Ры-ры-ры
Покатаемся с горы
Ра-ра-ра
Очень рада детвора.
6. Работа с разрезной азбукой.
-Пирату очень хочется еще больше узнать слов со звуком [Р]. Я уверенна, что Вы согласитесь ему в этом помочь. Сложите из букв разрезной азбуки слова с буквой «Р».
(Приложение 3)
(Дети зачитывают получившиеся слова).
7. Физкультминутка
На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»
(плечи поднять вверх).
8. Игра «Одень кукол»
- Вот такую интересную игру придумал пират:
Перед вами две куклы. Как зовут первую куклу? (Вера)
-Как зовут вторую куклу? (Марина)
-Сколько слогов в имени Вера? (Ответы детей)
-Сколько слогов в имени Марина? (Ответы детей)
-Вере и Марине надо навести порядок в комнате, Вера должна убрать вещи в шкаф, которые состоят из двух слогов, а Марина вещи состоящие из трех слогов. Давайте поможем им справиться с этим заданием.
(Приложение 4)
-Молодцы ребята!
9. Игра «Тайное слово»
-Ребята, я загадала слово, но я Вам его не скажу. Это тайна! Поэтому игра называется «Тайное слово», но если Вы правильно выполните задания, то сможете раскрыть тайну, прочитать и назвать слово.
(Детям раздаются листы)
(Приложение 5)
РОБОТ
В зеленый круг впишите букву – О
В красный прямоугольник впишите букву – Т
В коричневый треугольник впишите букву –Р
В синий квадрат впишите букву – Б
В фиолетовый круг впишите букву – О
ГРОЗА
В коричневый треугольник впишите букву –Р
В зеленый круг впишите букву – Г
В фиолетовый квадрат впишите букву – О
В красный прямоугольник впишите букву – З
В синий треугольник впишите букву – А
ПИРОГ
В красный прямоугольник впишите букву – И
В синий круг впишите букву – П
В фиолетовый квадрат впишите букву – О
В коричневый треугольник впишите букву – Р
В красный круг впишите букву – Г
ЗАБОР
В фиолетовый квадрат впишите букву – З
В красный круг впишите букву – А
В коричневый треугольник впишите букву –Р
В зеленый круг впишите букву – О
В синий треугольник впишите букву – Б
-Молодцы! Тайны слов раскрыта.
Подведение итогов.
-Молодцы дети, Вы сегодня очень старались, поэтому четко и правильно произносили звук [Р] в согах, словах и чистоговорках. Наш гость вам благодарен.
Приложение 1
ра-ра-ра
Приложение 2
Приложение 3
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ш |
Щ |
Ы |
Ю |
Я |
Ч |
Ъ |
Приложение 4
Вера
Марина
Шорты |
Сарафан |
Брюки |
Куртка |
Рубашка |
Парка |
Варежки |
Бриджи |
Свитер |
Ветровка |
Приложение 5
|