Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы на тему «Постановка звука [Л] и его автоматизация в прямых слогах»
Конспект индивидуального логопедического занятия
с ребенком старшей группы на тему
«Постановка звука [Л] и его автоматизация в прямых слогах»
Цель: совершенствование навыка правильного произношения звука [л].
Оборудование: игрушка самолётик; карточки к артикуляционной гимнастике; презентация «Автоматизация звука [л]»; вертушки на палочке.
Ход:
1. Организационный момент
– Здравствуй! Прислушайся, что ты слышишь? Что так гудит?
Железная птица по воздуху мчится (озвучивание полёта звуком [ы]).
Правильно, самолёт. Мы будем с тобой будем играть с самолётом и учится говорить звук [л].
2. Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
– Но сначала полетим в путешествие.
Упражнение «Заборчик»
– Пролетаем над полями увидели леса…
Упражнение «Окошко»
–…озеро.
Упражнение «Иголочка»
– Рядом с нами птица летит и клюв у неё острый.
Упражнение «Качели»
– Самолёт поднимается то вверх, то опускается вниз.
Упражнение «Вкусное варенье»
– Стюардесса принесла сок, попили, губку облизали.
Упражнение «Молоточек»
– Песенку спели: а-а-а...
3. Упражнение «Запускаем пропеллеры»
Цель: развитие длительного и плавного выдоха.
– Мы летим в самолёте и у него крутятся пропеллеры. Давай, подуем на такой пропеллер (используется вертушка на палочке). Следим, чтобы щёки не надувались.
4. Постановка звука
Цель: произнесение изолированного [л].
– Сейчас самолётик поможет тебе научиться правильно произносить звук [л]. Когда он летит ты произносишь звук [ы], а кончик языка чуть просовываешь и прикусываешь между верхними и нижними передними зубами (приём вызывания звука с протиснутым кончиком языка, при правильном произношении звуков [c], [з], [ц]). Язычок убираешь – получается изолированный звук [л] (можно использовать способ произнесения звука от альвеол, от губы и т.д.).
5. Упражнение «Поймай звук»
Цель: развитие фонематического слуха.
– Давай поиграем. Я буду произносить различные слоги и если ты услышишь слог со звуком [л], то хлопаешь в ладоши, а если нет – подпрыгиваешь на месте.
– А теперь то же самое, но со словами.
(Варианты слов: лапа, слон, рука, сетка, стол, стул, окно, зеркало, сапог, клад.)
6. Упражнение «На посадку»
Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах.
– Теперь наш самолёт будет садиться, а ты научишься произносить слоги со звуком [л]. Ребёнок произносит звук [л] межзубно, а на «посадке» самолёта произносит звук [а] – получается слог – ла. Точно также получаем слоги – лэ, -лы, -ло, -лу.
(Повторение за логопедом с разной силой голоса (5–6 раз).)
7. Упражнение «Самолётик»
– Теперь, давай, покажем самолётик ручками – как он летит и садится, будем сопровождать это слогами.
Ладошки ребёнка лежат друг на друге, большие пальцы отведены в стороны – полёт с изолированным [л]; посадка на кулачки со звуком [а] – ла; и т.д. с другими гласными.
8. Компьютерная игра «Самолеты»
Цель: автоматизация правильного произношения звука [л] и слогов с ним.
Ребенок щелкает мышью на самолеты и по мере движения самолета произносит звук [л] до противоположного гласного, получая слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
9. Упражнение «Сложи самолетик»
Цель: развитие мелкой моторики, пространственного восприятия.
– А ты готов сам смастерить самолет?
В
озьми лист бумаги и согни его вдоль, чтобы получилась складка (1). Верхние уголки загни (2). Полученную фигуру перегни (3), снова согни посередине вдоль, чтобы получилась складка (4). Правый (5) и левый (6) уголки согни к полученной складке. Выступающий уголок согни к полученной складке (7). Затем по складке согни фигуру по средней линии крыльями наружу (8) – и каждое крыло перегни пополам вдоль (9) – самолёт готов!
9. Рефлексия
– Какой звук ты сегодня научился произносить? Какая игрушка помогла тебе? В какую игру ты хотел бы ещё раз поиграть? Что тебе показалось трудным?
– Ты сегодня очень старался и поэтому у тебя всё хорошо получилось. Молодец!
3