Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе «Веселое путешествие в Простоквашино»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 « Родничок» комбинированного вида»
Конспект
организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе
«Веселое путешествие в Простоквашино»
Подготовила:
учитель-логопед
высшей
квалификационной
Кромская А.И.
М.О., г. о. Шаховская
Тема: Веселое путешествие в Простоквашино.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
активизировать и уточнить знания и словарный запас детей по теме «Почта»;
совершенствовать навыки подбора родственных слов;
упражнять в согласовании прилагательного с существительным в роде и числе;
совершенствовать навыки составления сложных предложений с противительным союзом «а»;
упражнять в умении проводить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов;
продолжать обучение анализу предложений.
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое восприятие и внимание, фонематический слух, память, мышление;
совершенствовать тонкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
развивать умение действовать в команде;
закреплять умение согласовывать свои действия с инструкцией ведущего.
Развивающая среда: компьютер, презентация, указка, конверты с графическими схемами предложений, подносы с карандашами и заготовками чашек, заготовка чайника, мяч, посылка с чупа-чупсами.
Предварительная работа: экскурсия с детьми на почту, чтение стихов о почте, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций по теме и почтовых атрибутов, занятия по изучению звука и буквы Ч с показом презентаций, уточнение и обогащение знаний детей по теме «Почта», просмотр мультфильмов про Простоквашино.
Образовательная деятельность.
1. Организационный момент (СЛАЙД 1).
Дети заходят в группу.
- Ребята, заходите в группу. Встаньте около меня в круг. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)
Дети стоят в кругу.
- Мы сейчас с вами поиграем в мяч. Скажите, с помощью чего можно доставить письмо?
- Чтобы отправить письмо по железной дороге, нужен…? (почтовый вагон)
- Чтобы отправить письмо авиапочтой, нужен…? (самолет)
- Чтобы отправить письмо голубиной почтой, нужен…? (голубь)
- Чтобы отправить письмо электронной почтой, нужен…? (компьютер)
- Чтобы отправить письмо на Север, нужен…? (вертолет, собачья упряжка)
- Ребята, подумайте и скажите, какой почты сейчас нет? (голубиной, живой)
2. Объявление темы занятия.
- Сегодня утром я получила видеописьмо от одного ооочень известного почтальона.
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя ... (Печкин)
- Внимание на экран (СЛАЙД 2) Видеописьмо: «Здравствуйте, ребята! Дядя Федор уехал в город к маме и папе, и в Простоквашино стало грустно и тоскливо. У нас накопилось много дел, а помочь нам некому. И мы решили пригласить ребят из детского сада «Родничок» к нам в гости. Пожалуйста, приезжайте, будем очень рады. Почтальон Печкин и простоквашинцы».
- Поедем, поможем простоквашинцам?
- Вы помните, каким транспортом дядя Федор добирался до этой деревни? (На поезде)
- Вот и мы сейчас отправимся в Простоквашино на поезде (Дети встают за логопедом в цепочку и, проговаривая стихотворение, движутся по кругу):
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
В Простоквашино приедем,
Там мы сможем отдохнуть.
(Ходьба гуськом)
3. Выделение звука «Ч» и его характеристика.
-Вот мы и приехали в Простоквашино (СЛАЙД 3). Тут и живет поЧЧЧтальон ПеЧЧЧкин.
- Какой звук я сейчас выделяла голосом? (Ч)
- Да, звук Ч - любимый звук Печкина (СЛАЙД 4).
Характер-ка звука: согласный, глухой, всегда мягкий.
- Ой, я что-то слышу… Будем вести себя тихо (Дети произносят звук Ч, прижав к губам палец). Слушайте…..(СЛАЙД 5)
4. Игра «Повторяйка»
- Кто это, узнали? (Это Галчонок). Давайте мы поиграем в его любимую игру «Повторяйка». Я вам буду говорить слоги, а вы их повторяйте так же:
АЧ-ОЧ-АЧ ЧА-ЧО-ЧА
УЧ-АЧ-УЧ ЧУ-ЧО-ЧУ
ОЧ-ИЧ-ОЧ ЧИ-ЧА-ЧИ
ИЧ-АЧ-ИЧ ЧО-ЧИ - ЧО
ОЧ-АЧ-ОЧ ЧИ-ЧА-ЧО
5. Выделение звука Ч в словах и определение его места в слове.
- Ребята, давайте зайдем в дом. (СЛАЙД 6) Смотрите, Матроскин посылку собирает дяде Федору. НАЖАТЬ ЗВУК !!!
- Давайте ему поможем. Назовем предметы слева направо (ответы детей).
- Сначала мы положим в посылку предмет, чье название начинается со звука Ч … в середине…в конце слова… (чебурашка, часы, печенье, ручка, мяч, меч) ….. Давайте проверим, те ли предметы мы положили в посылку. ЩЕЛКНУТЬ НА ПУСТОЕ МЕСТО!!!
- Как вы думаете, у нас получилась бандероль или настоящая посылка? Почему? (ответы детей)
6. Согласование прилагательных с существительными (СЛАЙД 7).
-Несколько предметов осталось лишних. Подумайте, про какой из них я сейчас скажу:
Почтовый – голубь…
Почтовая – открытка…
Почтовое – извещение…
Почтовые – марки…
- А сейчас немного отдохнем.
Физминутка.
Что принес нам почтальон? (дети маршируют на месте)
С толстой сумкой ходит он. (показать большую сумку)
Перевод, журнал, газету (повороты туловища право, влево)
В бандероли две кассеты (наклоны вперед, назад)
И письмо для тети Вали (хлопки в ладоши)
Чтоб ее приезда ждали. (прыжки на двух ногах)
Почта быстрая у нас (дети маршируют на месте)
Все доставит в точный час! (медленный наклон вперед)
7. Подбор слова к звуковой схеме (СЛАЙД 8).
- Пока мы отдыхали, Шарик с фотоохоты вернулся… НАЖАТЬ ЗВУК !!!
Много насекомых уже появилось на улице, но Шарик успел сфотографировать для газеты только одного. Отгадайте, кто это…. Обратите внимание, говорим мы БАБАЧКА, но напишем БАБОЧКА. Это словарное слово!
- Давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием. ЩЕЛКНУТЬ НА ПУСТОЕ МЕСТО!!!
8. Закрепление зрительного образа буквы Ч (СЛАЙД 9).
- Ребята, Шарик с Матроскиным любят пить чай. Но почему они такие грустные? Ааа, они купили новый чайный сервиз белого цвета и решили его раскрасить, но у них что-то не получается …… Давайте поможем простоквашинцам. Пройдите к столикам.
- Садитесь. Проверьте свое положение за столиками. Ножки стоят ровно на полу, между столом и крышкой стола проходит кулак, спинки выпрямлены и прижаты к спинкам стульев.
- Сделаем гимнастику для глаз, пусть они немного отдохнут.
Зрительная гимнастика.
- А сейчас посмотрим вдаль, Смотреть прямо перед собой.
На это времени не жаль, Поморгать глазами.
Что вблизи и что вдали Перевести взор на палец на расстоянии 25-30 см от глаз.
Глазки рассмотреть должны. Посмотреть вдаль, затем опустить руку.
Чтобы ребята не зевали Движения глаз вправо- влево.
Глаза по кругу побежали. Круговые движения глазами.
Остановка, и опять Остановка.
В другую сторону бежать. Круговые движения глазами в другую сторону.
-Перед работой надо размять пальчики. Возьмите карандаши.
Пальчиковая гимнастика.
Карандаш я покачу Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Вправо-влево – как хочу.
Пальчики бегут вперёд, Вращение карандаша вокруг
И никто не отстаёт. своей оси пальцами обеих рук.
По столу круги катаю, Вращение карандаша на столе
Карандаш не выпускаю. указательным и большим пальцами.
Карандашик посжимаю Сжимание карандаша в кулачке.
И ладошку поменяю.
Покатаю вверх и вниз – Между ладоней вверх-вниз.
Крепче, карандаш, держись!
Карандаш не отдыхает, Прокатывание карандаша между пальцами.
Между пальцами гуляет.
Отправляется в полёт Вращение карандаша между большим,
Наш красавец-вертолёт. указательным и средними пальцами.
Нарисую я ладошку, Обрисовка карандашом ладони.
Отдохну потом немножко.
- Я буду раскрашивать чайник, а вы - чашки. Какую букву вы здесь видите? (букву Ч). Чем буква отличается от звука? (ответы детей). Тут есть и правильно написанные буквы, и неправильно написанные. Нужно нарисовать на месте неправильно написанных букв Ч кружочки синим карандашом. Приступайте к работе.
- Какие красивые чашки у вас получились!
9. Отгадывание ребуса и печатание отгадки (СЛАЙД 10).
- А вот и сам Печкин пожаловал. Посмотрите, он принес ребус, который никак отгадать не может. А вы сможете? (ПОЧТА)
- Это слово я напечатаю на чайнике, а вы на чашках в пустых клеточках (дети печатают слово ПОЧТА).
- У нас получился замечательный чайный сервиз!
10. Подбор родственных слов.
- Давайте наполним чайник не простой заваркой, а родственными словами к слову чай (чаек, чайник, чайничек, чаепитие, чаевничать, чайный ).
- Как вы думаете, слово «чайка» — родственное слову чай? Почему?
11. Составление схем предложений.
- Придумайте предложения про почту, а Печкин вас послушает с удовольствием. Ваше предложение должно состоять из 4 слов (дети придумывают предложения, вместе их проверяют и выкладывают схему одного из них (с предлогом) на столах, а логопед на доске).
- Назовите первое слово, второе, третье, четвертое…
-А теперь я изменю эту схему…(логопед схему изменяет так, чтобы маленькое слово стояло в другом месте).
- Измените порядок слов в этом предложении так, чтобы оно подошло под эту схему (дети соответственно изменяют предложение).
- А теперь изменим это предложение так, чтобы в нем стало 5 слов. Что нужно мне сделать? (добавить одну полоску) (логопед добавляет в схему одну полоску, дети вслух дополняют предложение и тоже изменяют схемы у себя на столах).
12. Итог занятия.
-Ребята, настала пора возвращаться домой (СЛАЙД 11). Простоквашинцы с нами прощаются. Прочитайте, что они говорят (дети читают текст на слайде). Все ли правильно тут написано? (ответы детей). А теперь? (СЛАЙД 12) (дети читают надпись).
- Вам понравилось в гостях? (да) Что вам понравилось делать? (ответы детей).
- А Печкин нам еще что-то сказать хочет. Послушаем его…. НАЖАТЬ ЗВУК !!! «Дорогие ребята! Нам очень жаль, что вы уезжаете. В благодарность за вашу помощь мы с Матроскиным и Шариком отправили вам в садик небольшую посылку. Надеемся, наш подарок вам понравится…»
- Спасибо, Печкин! Интересно, что же за сюрприз ждет нас дома. Садимся скорее в поезд.
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро в садик мы приедем,
Там мы сможем отдохнуть.
(Ходьба гуськом)
- Ну, вот мы и дома (СТУК В ДВЕРЬ). Это, наверно, обещанный сюрприз (логопед вносит посылку с чупа-чупсами). И правда, простоквашинцы посылку прислали. Посмотрим, что там… Угощайтесь, ребята!
- А теперь попрощаемся с нашими гостями.