Конспект инклюзивного урока по природоведению для 5 класса с ОВЗ

0
0
Материал опубликован 18 November в группе

Конспект инклюзивного урока по природоведению для 5 класса с ОВЗ


Тема: «Полезные ископаемые.»


Цель: сформировать у обучающихся представление о полезных ископаемых, их свойствах, способах добычи и значении для человека.

Задачи:

Предметные:

познакомить с понятием «полезные ископаемые»;

научить определять основные свойства некоторых полезных ископаемых (уголь, гранит, известняк, нефть, песок);

сформировать представление о способах добычи (карьер, шахта, буровая вышка);

показать связь между свойствами полезного ископаемого и его применением.

Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия.

Познавательные: развивать умение работать с наглядными материалами, проводить простые опыты, сравнивать и классифицировать объекты.

Коммуникативные: формировать умение работать в группе, слушать одноклассников, договариваться.

Личностные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам;

формировать экологическое сознание.

Коррекционно-развивающие (инклюзивный компонент):

развивать тактильное, зрительное восприятие, мелкую моторику;

корригировать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);

создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.


Принципы инклюзивного образования, реализуемые на уроке:

дифференциация заданий;

использование мультисенсорного подхода (визуал, аудиал, кинестетик);

чередование видов деятельности;

создание доброжелательной, поддерживающей атмосферы.


Оборудование: интерактивная доска (или магнитная доска), презентация с изображениями полезных ископаемых, способов их добычи и применения; видеоролик о добыче полезных ископаемых (2-3 мин); аудиозапись «работающего экскаватора».

Дидактический материал: коллекция натуральных образцов полезных ископаемых (уголь, гранит, известняк, песок, глина, железная руда);
лупы.

Простые лабораторные принадлежности: стакан с водой, монетка или гвоздь для проверки твердости;

карточки-памятки с алгоритмом исследования;

карточки с символическими изображениями (для нечитающих детей или с трудностями в чтении);

карточки с заданиями разного уровня сложности;

клей, ножницы, листы А3 для создания коллажа.


Учет разнообразия потребностей обучающихся:

для детей с ЗПР: четкие, короткие инструкции, повторение, опора на наглядность, работа в паре с успевающим учеником, игровые приемы;

для детей с нарушениями зрения: крупные образцы ископаемых, тактильное исследование, словесное подробное описание, аудиосопровождение.

для детей с нарушениями слуха: визуальная поддержка (схемы, жесты, написанные на доске ключевые слова), размещение ребенка на первой парте;

для детей с РАС: предсказуемая структура урока, визуальное расписание этапов урока, возможность индивидуальной работы, четкие и конкретные формулировки.

Ход урока


1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2 мин)

Приветствие.

Учитель приветствует класс, создает спокойную, рабочую атмосферу.

Настрой на работу.

Упражнение «Мы – исследователи!». Дети по цепочке берут в руки образец полезного ископаемого (например, гладкий камень) и передают его, говоря: «Я готов(а) открывать новые знания!».


2. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. (5 мин)

Беседа:

Учитель задает вопросы:

- Посмотрите вокруг. Из чего сделаны предметы в нашем классе? (Парта – из дерева, стекло в окне, ручка – из пластика, металлическая ножка стула).

- А из чего люди делают стекло, металл, пластик? (Ответы детей).


Создание проблемной ситуации:

На экране появляются изображения: завод, машина, многоэтажный дом.

Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, для чего нужны все эти предметы и постройки? Из чего они сделаны? Источником чего являются эти материалы?»

Формулировка темы и цели урока:

Учитель подводит детей к тому, что все эти материалы человек получает из природных кладовых – полезных ископаемых.


На доске появляется тема: «Полезные ископаемые».

Цель:

- Сегодня мы станем геологами-исследователями и узнаем, что такое полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и как человек их использует.


3. Изучение нового материала. (15 мин)

а) Введение понятия. (3 мин)

Объяснение учителя с опорой на презентацию: «Полезные ископаемые – это богатства, которые люди добывают из земной коры. Они «полезные», потому что служат человеку, а «ископаемые» – потому что их находят и выкапывают из земли».

Прием «Мозговой штурм»:

- Какие полезные ископаемые вы знаете? (Дети называют, учитель фиксирует на доске, сопровождая картинкой).


б) Практическая работа в группах «Лаборатория геологов». (12 мин)

Деление на группы:

Группы формируются с учетом принципа разноуровневости и инклюзии.


Задача для всех групп: исследовать образцы полезных ископаемых и заполнить «Паспорт геолога».


Дифференциация задания:

Уровень 1 (базовый): «Паспорт» в виде таблицы с pictogram-ами (рисунками: твердость, цвет, вес и т.д.). Нужно поставить «+» или «-».

Уровень 2 (средний): «Паспорт» с незаполненными пропусками в предложениях (Образец _______, цвет ______, твердый/мягкий и т.д.).


Алгоритм работы (на карточке для каждой группы и на доске):

1. Рассмотрите образец глазами. Какого он цвета? Блестит?

2. Потрогайте его. Он твердый или мягкий? Гладкий или шероховатый?

3. Попробуйте поцарапать его гвоздиком. Что происходит?

4. Опустите образец в воду. Тонет или плавает?

5. Понюхайте его. Есть ли запах?

6. Заполните «Паспорт геолога».


Работа в группах:

Учитель координирует работу, помогает детям с ОВЗ, направляет их действия. Дети с нарушениями зрения активно работают с тактильными ощущениями.

Обсуждение результатов:

По одному представителю от каждой группы выходит и представляет результаты своего исследования (например: «Мы исследовали каменный уголь. Он черный, блестящий, твердый, тонет в воде, пахнет пылью»). Учитель дополняет и обобщает.


4. Физкультминутка. (3 мин)

Тематическая физкультминутка «Мы – машины»:

«Мы машины, мы машины» (дети маршируют на месте).

«Едем, едем далеко» (вращение руками, имитируя колеса).

«Набираем мы бензин» (наклоны вперед, имитируя заправку).

«И в карьер скорей спешим!» (бег на месте).


Упражнение на снятие напряжения с глаз:

- «Посмотрите на образец угля на парте (близко), теперь посмотрите на карту на стене (далеко)».


5. Закрепление нового материала. (12 мин)


а) «Как человек добывает полезные ископаемые?» (5 мин)

Просмотр короткого видеоролика о карьере, шахте, буровой вышке.

Беседа:

- Чем отличается добыча в карьере от добычи в шахте? Почему нефть добывают иначе, чем уголь?


Игра «Соотнеси»:

На доске – изображения способов добычи и полезных ископаемых. Нужно соединить их стрелками (индивидуально или у доски).


б) Творческое задание «Применение полезных ископаемых». (7 мин)

Задача:

Создать коллаж «Полезные ископаемые в нашей жизни».

Дифференциация:

Группа 1 (дети, испытывающие трудности):

Работают с готовыми картинками, которые нужно вырезать и наклеить на плакат в соответствующую зону (уголь – отопление, железная руда – машины и т.д.).

Группа 2 (основная часть класса):

Самостоятельно находят и вырезают картинки из журналов, подписывают их.

6. Рефлексия. Итог урока. (3 мин)

Беседа:

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Что такое полезные ископаемые?

- Почему их нужно беречь? (Подводим к мысли об исчерпаемости ресурсов).

Рефлексия «Смайлики»:

На доске – три смайлика (веселый, нейтральный, грустный). Ученики берут стикер и приклеивают его к тому смайлику, который соответствует их настроению и ощущению от урока.

Оценка работы:

Учитель хвалит класс за работу, отмечает успехи каждого ребенка, особенно тех, кто преодолевал трудности.


7. Домашнее задание (дифференцированное). (1 мин)

Уровень 1:

Найти дома 2-3 предмета, сделанные из полезных ископаемых, нарисовать или назвать их.

Уровень 2:

Подготовить небольшой рассказ об одном полезном ископаемом по плану в учебнике.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.