Конспект интегрированного урока русский язык/ изобразительное искусство «Художник – грамотей- писатель»
Конспект интегрированного урока.
Русский язык/ изобразительное искусство. « Художник – грамотей- писатель»
Тема: Развитие речи. Мини сочинение описательного текста о зиме.
Цель: написание мини- сочинения текста-описания о зиме на основе собственных представлений детей и художественных произведений известных художников и писателей.
Задачи:
учить писать мини-сочинение текста – описания на заданную тему
повторить основные правила правописания корня слов
развивать творческое воображение, речь. Обогащать словарный запас учащихся
воспитывать любовь и уважение к родной природе, к произведениям русских писателей и художников
развивать чувство коллективизма и взаимопомощи при работе в парах.
Оборудование: листы с тестами, с ответами, презентация с заданиями и примерами художественных произведений, карточки с критериями заданий для самооценки, карточки разных цветов с разными частями речи, развешанными по стенам класса, изображения игрушек для подведения итогов урока, музыкальный фрагмент из произведений П.И. Чайковского.
План урока.
1. Организационный момент. Тема и цели урока.
2. Подготовительная работа. Тест по правилам, изучаемым в начальной школе.
3. Работа в паре. Выполнение рисунка.
4. Определение темы текста-описания.
5. Примеры описания зимы в рассказах и стихах русских поэтов и писателей и картинах русских художников.
6. Словарно-орфографическая подготовка к сочинению.
7. Написание мини-сочинения в паре.
8. Прочтение наиболее удачных сочинений.
9. Итог урока.
Ход урока.
1. Приветствие. Знакомство.
1)- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Александровна. Надеюсь, что сегодня урок пройдёт плодотворно и мы получим удовлетворение от совместной работы. Будем друг другу помогать. Договорились? Урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотите быть волшебниками? Как здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима…. правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой для нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.
2)- Прочитайте, что написано на экране.
- Что должен знать и уметь художник? Сравните, всё ли вы сказали? ( слайд)
- Грамотей? (слайд)
- Писатель?( слайд)
- В конце урока вы оцените себя по этим критериям, используя волшебные линеечки.
3)- Сегодня вы будете писать небольшой текст. Что такое текст? Что вы знаете о тексте? Какие типы текста вы знаете?
- К какому типу текста можно поставить вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
-Сформулируйте тему урока.
2. – Сейчас вы взмахнёте волшебной палочкой и превратитесь в грамотеев.
Вам необходимо выполнить тест, вспомнив правила, изученные ранее. Для этого по схемам на слайдах сформулируйте мне эти правила. Волшебники ничего не боятся. Тем более схем. Волшебство русского языка вам поможет, и я тоже. ( слайды)
- На листах, где нанесены точки с буквами, вы выбираете букву, под которой, как вы считаете ,находится правильный ответ, и соединяете её линией со следующей буквой-ответом, плавной линией. Если вы ответили правильно, в итоге у вас получится какой-то рисунок. Одно условие: работать вы будете в парах, слушая друг друга, помогая друг другу, договоритесь между собой, что каждый из вас будет делать. Давайте попробуем. Читайте первый вопрос. Какой будет ответ? Найдите букву А. Следующий вопрос. Какой ответ? Соединяем так чтобы получился полуовал . Продолжаем. Рисунок состоит их трёх законченных частей.
3. – Что же у вас получилось? ( снеговик)
- В связи с этим дополните тему нашего урока.- Ваши предложения. Вспомните, что вы видели, когда шли в школу.
( На экране тема: Текст– описание о зиме. На доске – рисунок с зимней елью)
4. – А сейчас вы превращаетесь в художников. Дополните вдвоём свой рисунок, чтобы у вас получилась зимняя картина. Договоритесь, кто что будет делать. Вам на это – 3 минуты.
5. – У вас получились неплохие картины. Покажите их гостям, поднимите кверху. А теперь посмотрите, какие зимние картины изобразили на своих полотнах известные художники и послушайте произведения писателей и поэтов о зиме.
(смотрят картины и слушают описания зимы) ( 1 текст и 2 стихотворения. Одно – Оленичева)
- Какие цвета использовали художники?
- Совпали ли с вашими рисунками?
- Какая картина понравилась больше всего?
6. –Взмахнули волшебной палочкой и превратились в писателей. Это, на мой взгляд, самая трудная задача нашего урока. А вы как думаете? Писатели . Посмотрите на стены, видите слова? Это вам помощь при написании текстов. И в то же время отдых для ваших глаз, спин и голов. Спишите эти слова помощники, можете вертеться, привставать, наклоняться. Но списываете не просто так, а с заданием: распределите их в три столбика, какие, догадайтесь сами. А кто самый внимательный, тот выполнит это задание быстрее всех. Кто догадался, на какие три группы нужно разделить слова?
- Кто сделал это быстрее? Оказался самым внимательным? ( разные части речи напечатаны разным цветом)
5) Проверка.
7. – А теперь писатели, используя те слова, которые вы сегодня писали, читали, говорили и слушали , напишите текст о зиме, работая в своих парах, на листочках, которые вам выданы. Распределите обязанности и пишите. Выберите, о чём будете писать: о зимнем лесе, о погоде, вообще о зиме или о чём-то ещё. Не забудьте озаглавить свой текст, а внизу подписать, кто писал это сочинение. Кто желает написать стихотворение о зиме, я могу дать зимние рифмы, а кто затрудняется с написанием, клише – то есть готовый текст, в котором пропущены слова. Музыка П.И. Чайковского подарит вам нужное настроение. ( Звучит музыка)
8. – Прочитайте, какие сочинения у вас получились. ( своё, по клише, стихотворение)
- Молодцы, хотя вы ещё не совсем настоящие волшебники, а только учитесь, я думаю, что ваша волшебная палочка поможет вам ими стать.
9. – А теперь подведём итоги нашего урока. На карточках с умениями на волшебных линеечках отметьте крестиком, как у вас развито то или иное умение. Если отлично- ставьте крестик сверху, если есть затруднения – посередине, если дело обстоит плохо – внизу.
- А из ваших карточек-сочинений мы составим самодельную книжку. Вот наш итог урока.
- И чтобы проверить, с каким настроением вы заканчиваете этот урок, возьмите с парт изображения игрушек, или шары с весёлыми лицами или сосульки с грустными и украсьте нашу ёлку.
- Как вы думаете, для чего мы это сделали?
- Спасибо за работу. Я очень рада была сегодня встретиться с вами.
Тест.
1. Выбрать группу, в которой все слова имена существительные
А) снег, снежок
Б) снежок, снежно
В) снежный, снег
2. Выбрать имя прилагательное.
Г) завьюжило
Д) вьюжный
Е) вьюга
3. Указать, какое из данных слов может быть в предложении подлежащим
Ё) в лесу
Ж) зимой
З) белка
4. Выбрать слово на то же правило, что и слова: лёд, берёзка, мягкий
И) прекрасный
Й) мороз
К) снежинка
5. В каком слове пропущена безударная гласная а в корне?
Л) кр..сивая
М) х..лодная
Н) м..розная
6. Выбрать существительное 3 склонения
О)покой
П)тишь
Р)безмолвие
7. Выбрать словосочетание «существительное + прилагательное»
С) мохнатый лес
Т) баюкает стозвоном
У) больно холодна
8. Выбрать словосочетание, в котором существительное употреблено в творительном падеже
Ф) кутаются в шубы
Х) ёжится от холода
Ц) укрыл покрывалом
9. В каком слове на месте пропуска должна быть буква т?
Ч) мес..ный
Ш) чудес..ный
Щ) прекрас..ный
10. Указать слово, в котором 3 слога
Ъ) метель
Ы) белизна
Ь) дуновение
11. Выбрать слово, в котором все согласные твёрдые.
Э) снежки
Ю) коньки
Я) лыжи
В..Т..РОК
В..РШИНА
СЛ..ДЫ
Л..ДОК
М..ЛЧАЛИВЫЕ
СН..ЖИНКИ
УД..ВИТЕЛЬНО
Т..ЖЁЛЫЕ
СНЕ..КИ
БЕРЁ..КИ
ЛЁ..КИЕ
ЗЯ..КО
МЕДВЕ..Ь
СКА..КА
МЯ..КИЙ
ЗАМОРО..КИ
ДЕРЕВ..Я
ЛИСТ..Я
ОБ..ЁМ
ГРОЗД..Я
С..ЕХАТЬ
ЗАЯЧ..И
В..ЮЖНЫЙ
ОБ..ЯТЫЙ
ГРУС..НО
РАДОС..НО
ЧУДЕС..НЫЙ
ГИГАН..СКИЙ
ЗВЁЗ..НЫЙ
ПРЕКРАС..НЫЙ
ПРАЗ..НИК
Лес ещё спит. Белоствольные берёзки растворились в жемчужном тумане утреннего света. Зябко кутаются в свои зимние шубы молчаливые сосны. Дремлет старый пень, подоткнув под себя мягкое снежное одеяло.
Ничто не нарушает волшебную тишину зимнего утра. Лишь иногда лёгкое дуновение ветерка тревожит покой спящего леса.
Но вот первые солнечные лучи робко коснулись объятой сном земли, и от их чудесного прикосновения на нетронутой белизне пушистого снега вспыхнули и заискрились весёлые огоньки.
( неизвестный автор)
Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница – белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег тёмные лёгкие шелушинки.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.
( И. Соколов- Микитов)
Наконец-то выпал на землю снег. Такой чистый, такой белый, что кругом стало светлее. Поле и луг сделались чистыми и ровными.
А в лесу стало нарядно – каждое дерево и каждый кустик надели снежные шапки.
На полях перестали зябнуть озимые хлеба – теперь им было тепло и спокойно под снежным покровом.
( Эдуард Шим)
Константин Бальмонт
СНЕЖИНКА
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
***
Афанасий Фет
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
***
Сергей Михалков
БЕЛЫЕ СТИХИ
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
***
Сергей Есенин
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
***
В …………….лесу под ………………,……………. ёлками лежит ………………снег. Какая………………………! Все ………………оделись в ………….наряд, а кустарники стали ………………., …………………., как (шары). Старушка- …… накинула поверх …………….. пальто …………………… шаль; берёза надела…………………….. платье и …………………., словно …………….. Снежинки горят …………………. огнём, когда попадают в столб …………………………… света.
Какая ……………. снежинка села на………… ……………….. Лохматая, она была похожа на ……………….. ……………………... В стороны расходилось шесть …………… лучиков, напоминающих ……………….. лапки, а середина была, словно ……………………… …………………....
Спит …………….. в…………………... .Белочка в ……………….. грызет……………… . Зайчик …………………. от ………………..бегством. Не поют …………………..своих …………………..песен. Они ждут ………………. ………………….. деньков.
Наступила ………………… зима. ………………..снег укрыл……………….. покрывалом всю……………….. Деревья………………. в ………………….шубки и……………... Дети …………………. зиме. Малыши………………. Снежную…………….., играют в…………….., катаются на …………………… и …………………….. .
пушинки
не прочь
балеринки
ночь
побелили
замели
укрыли
сберегли
искусно
фантазеры
грустный
озера
сложный
квартиры
художник
картины
зима
бахрома
льдинок
снежинок
жемчугах
огоньках
сиянье
заклинанье
снега
луга
застелите
опушите
Дед Мороз
хрустальных роз
виденья
сплетенья
чуди
заводи
белым
поседелом
усни
храни
одета
рассвета
Х удожник.
Рисовать простым карандашом
Раскрашивать
Правильно оформлять рисунок
Г рамотей
Знать правила русского языка
Уметь применять их на письме
Писать каллиграфически правильно
П исатель
Иметь достаточный словарный запас
Правильно оформлять свои мысли при письме
Описывать предметы и явления
русским литературным языком
|
Х удожник.
Рисовать простым карандашом
Раскрашивать
Правильно оформлять рисунок
Г рамотей
Знать правила русского языка
Уметь применять их на письме
Писать каллиграфически правильно
Писатель
И меть достаточный словарный запас
Правильно оформлять свои мысли при письме
Описывать предметы и явления
русским литературным языком
Ахметшина Наталья Юрьевна
Джиоева Лейла