Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию
Атрибуты для занятия: карточки с 7 церквями, карта Кузбасса, запись песни «Вечерний звон», изображения колоколов, маленькие колокольчики, силуэты колокольчиков (по одному на ребенка), карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, хочу загадать вам загадки!
Крепкий, деревяный дом,
С круглым маленьким окном,
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки (Скворечник)
Домик сонного топтыжки,
Там зимует бурый мишка (Берлога)
Мама, папа и братишка,
Собачка Джемка, даже мышка
Все живут под одной крышей,
Лучше места и не сыщешь.
Там тепло, уютно в нем,
Ну конечно, это – (Дом)
Этот дом – не просто дом,
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам –
Это православный (Храм).
Воспитатель: Ребята, а зачем животным, человеку нужен дом?
Дети: Дом нужен, чтобы защититься от непогоды, чтобы жить в нем.
Воспитатель: А для чего нужен храм?
Дети: Храм нужен, чтобы прийти и помолиться в нем Богу.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете – кто строит дома для людей, а кто строит храмы для людей?
Дети: Строители.
Воспитатель: Совершенно, верно! Как в старые, так и в современные времена, строительство храмов доверяют самым искусным мастерам, которые называются «зодчие». На территории нашего края есть очень красивые церкви. Давайте мы вспомним их названия и вспомним, где они располагаются.
Ребенок 1(с карточкой): Собор Преображения Господня -построен в 18 веке. Долгое время он оставался самым высоким зданием в городе. Сам Петр 1 даровал собору трехметровый крест. Собор несколько раз ремонтировали, так как он обветшал, пострадал от землетрясения, был разграблен. С 1988 года собор восстанавливается. Собор воплощает стилистику классицизма. Данный собор расположен в городе Новокузнецке. (прикрепляет карточку на карту Кузбасса).
Ребенок 2 (с карточкой): Церковь Петра и Павла построена в 1907 году, в настоящее время объявлена памятником архитектуры. Архитектурный стиль – псевдорусский, любоваться церковью можно с любой точки. Это единственное здание в Салаире, которое напоминает о славном прошлом местного рудника, которого когда-то начинался промышленный Кузбасс (прикрепляет карточку на карту Кузбасса).
Ребенок 3 (с карточкой): Собор Николая Чудотворца – является старейшим православным храмом в Кемерово. Свою историю он ведет с 19 века. Была проведена масштабная реконструкция, деревяные стены заменили кирпичными, обновили внутренне убранство храма, построили воскресную школу. Никольский собор имеет свои святыни. (прикрепляет карточку на карту Кузбасса).
Ребенок 4 (с карточкой): Церковь Андрея Критского возведена в 1898 году в Тайге. Проект храма рассматривал лично Николай II. Церковь выстроена в псевдорусском стиле. Церковь была одной из самых красивых на всей сибирской земле. Была разграблена, ее пытались взорвать, была закрыта. В настоящее время восстановлена. (прикрепляет карточку на карту Кузбасса).
Ребенок 5 (с карточкой): Церковь Троицы Живоначальной в Красном селе Ленинск-Кузнецкого района была построена во второй половине 19 века. Здание в псевдорусском стиле с элементами модерна. Церковь горела, была разграблена, но в настоящее время полностью восстановлена. На территории – высажены липы. В ней имеются святыни. (прикрепляет карточку на карту Кузбасса).
Ребенок 6 (с карточкой): Церковь Вознесения Господня в Белове была построена в 1909 году. На территории Церкви расположены воскресная школа и великолепная библиотека, в которой находятся около 9000 экземпляров книг, которые можно взять домой или почитать в читальном зале. Ежедневно совершается благотворительная трапеза для всех желающих. (прикрепляет карточку на карту Кузбасса).
Ребенок 7 (с карточкой): Церковь Петра и Павла в Киселевске является одной из самых величественных деревяных церковных обителей, сохранившихся на территории Кузбасса. Построена в 1882 году. При храме есть библиотека примерно с 15 000 книгами. Есть святыни – Икона Божьей Матери «Иверская», Икона Пророка Божия Илии. Был очищен от грязи близлежащий источник, где оборудованы два колодца и купальня. . (прикрепляет карточку на карту Кузбасса).
Ребенок 8 (читает стихи):
Зодчие создали храм
На радость православным,
Чтобы было, где им и нам –
Задуматься о главном!
Чтоб люди помнили всегда
О всех страданиях Христа.
Чтоб чувствовали сожаленье
И радовались Воскресенью.
Воспитатель: А как еще называют храм?
Дети: Церковь.
Воспитатель: Церковь – это особый дом, посвященный Богу. В ней пребывает благодать – дух Святой, который подается нам через священнослужителей. Храм – это дом Божий, дом молитвы. Когда-то храм называли книгой для тех, кто не умел читать. Любой мог посмотреть на изображения Библейских историй и понять – о чем говорит Дом Божий.
Дети читают стихи:
Ребенок 9: Вот какой чудесный дом,
Много есть соседей в нем.
Только Кто его построил,
Кто порядок в нем устроил?
Так старательно, умело
Кто людей, зверюшек сделал?
Ребенок 10: Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?
В реки Кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?
За весной послал нам лето?
Кто же, Кто придумал это?
Ребенок 11: Кто все так устроить мог?
Ну, конечно, это Бог!
Бога видеть невозможно,
Лишь дела увидеть можно.
Те, что делает для нас
Каждый день он, каждый час.
Ребенок 12: Вот за что и почему
Благодарны мы ему.
А чтоб он не огорчался,
Надо каждый, чтоб старался.
Зла не делать никому –
И послушным быть ему.
Ребенок 13: В снег, жару и под дождем,
В Дом Господень мы пойдем!
Скажем с мамой милой:
«Господи, помилуй».
Воспитатель: Храм – самое красивое здание. Оно отличается от других зданий, в которых живут люди. Взрослые и дети ходят в храм, чтобы зажечь свечи и помолиться Богу перед иконами. А теперь предлагаю отгадать Вам загадки:
- Нет головы, а есть уши. Нет рта, а есть язык. (колокол).
- Не человек, а имеет тело, уши и язык. Не птица, а живет в высокой башне. (колокол).
- Говорун говорит, народ в храм спешит. (колокол)
Воспитатель: у входа в храм или над его входом есть колокольня. (показывает изображения колоколов, маленькие колокольчики). У колокольчиков есть уши – за них подвешивают колокол на перекладину. Есть язык – металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает металлический язык внутри колокола, ударяя его за края. У колоколов, как и у людей есть имена, они бывают известными. Это большие колокола, которые звонили так громко, что слышно было очень далеко. Знаменитые колокола украшали литьем, узорами и красивыми надписями. А сейчас я предлагаю Вам украсить свои колокольчики.
Дети проходят на места, украшают колокольчики под песню «Вечерний звон».