Конспект урока истории в 5 классе «В Александрии Египетской»
Тема урока: В Александрии Египетской.
Цели урока:
Познакомить учащихся с Александрией Египетской как с центром культуры Древнего Мира;
Подвести учащихся к пониманию причин разрушения державы Александра Македонского.
Сформировать умения работать с текстом учебника, сравнивать, делать выводы.
Формировать уважительное отношение к культуре и истории зарубежных стран.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. |
Приветствие. Проверка присутствия/отсутствия учащихся. |
|
II.Проверка домашнего задания |
||
III. Изучение новой темы. |
Ребята, сегодня мы приступим к изучению одного из красивейших городов державы Александра Македонского. Очень часто ученые, изобретатели дают своим открытиям и творениям свое имя. Как вы думаете, как назывался этот город, если его основал Александр Македонский. Обратимся к карте на стр. 198 учебника, чтобы узнать где он находился. Нил протекал по какому древнему государству? Значит Александрия была какой? Мы сегодня совершим с вами путешествие в этот город и узнаем его поближе. Итак, скажите как звучит тема нашего сегодняшнего урока? План урока: В александрийском порту. На улицах и площадях города. В александрийском Музее. Проблемный вопрос: Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени? Любой человек, попав в чужую страну, для ее изучения использует путеводитель. Сегодня нашими путеводителями будут эти листы, лежащие у вас на партах. Итак, приступим к изучению. К нам в руки попала древняя рукопись, в которой писцы специально допустили ошибки. Наша задача найти их. Для этого нам нужно изучить п. 1 параграфа 43 и найти их. Итак, что мы узнали?
После смерти Александра Македонского его держава распалась на несколько государств: Египетское, Македонское и Сирийское. Путешественники всегда посещают все достопримечательности города. Что такое достопримечательность? А как можно узнать, где они находятся и как до них добраться? Перед нами карта города, на которую нечаянно пролили воду, и часть достопримечательностей Александрии стерлось с нее. Нам нужно ее восстановить. В этом нам поможет план на стр. 199. Так мы узнаем, какие достопримечательности есть здесь. Вы заметили, что Александрию защищал остров? Что это был за остров? И что на нем находилось? На нем находилось одно из «чудес света». Вам интересно узнать о них побольше? Для этого откроем стр. 282 – 283 учебника. Найдите Фаросский маяк на картинках у вас в листах. Александрия Египетская достигла своего расцвета в период эллинизма. Как вы думаете, от какого слова пошло это название? От Эллады, так греки называли свою страну – Грецию. Эллинизм – распространение всего греческого на жителей Средиземноморья. Александрия не была похожа на остальные города. Она отличалась своей правильностью улиц, их убранством. Этим она была обязана своему основателю Александру македонскому. Именно он утверждал план города. Ее отличительной особенностью были строго расположенные под прямым углом улицы. Физкультминутка Какую еще достопримечательность вы нашли на карте?
В Александрии Египетской был Музей. Давайте посмотрим на него. Что он из себя представлял? Александрия считалась центром наук. Вы согласны с этим утверждением? Но про ученых говорили «Живут в золотой клетке». Что означает это выражение? Чтобы точно узнать ответ на этот вопрос, прочитаем пункт 4 параграфа 43 и поработаем с нашим рабочим листом. Параллельно вы узнали имена ученых, трудившихся в этом чудном городе. Кто это был? В Александрийской библиотеке хранилось до 700 тысяч рукописей. Вспомните на чем писали в Древнем Египте? А к Александрии? Поработаем с дополнительной информацией на стр. 201 «Из истории древних библиотек» и узнаем ответ на поставленный вопрос. Для письма стали использовать пергамен. А что это такое? Пергамен – это специально выделанная кожа молодых телят или ягнят. |
Ответы учащихся - Александрия. - Рядом с дельтой реки Нил. - Египет. - Египетской. - В Александрии Египетской. Работа с первым заданием рабочего листа. Ответы учащихся. -Ответы учащихся. - Использовать карту. Работа учащихся со вторым заданием рабочего листа. Ответы учащихся Работа с третьим, четвертым и пятым заданиями рабочего листа. Работа с заданием шесть рабочего листа. Ответы учащихся. Работа с седьмым заданием рабочего листа. Ответы учащихся Ответы учащихся Работа с восьмым и девятым заданиями рабочего листа. Ответы учащихся Работа с десятым заданием рабочего листа. |
IV. Рефлексия |
Давайте повторим и закрепим о каких особенностях Александрии Египетской мы говорили сегодня на уроке. Поиграем в игра «Да – нет» Перед вами лежат две карточки: зеленая – означает «да», красная – «нет». Александрия Египетская была защищена островом Фаросс. Фаросский маяк не относится к «чудесам света» Улицы Александрии были искривлены. Музей Александрии был домом для муз. Эратосфен, Евклид работали в Александрийском Музее. Писали они на пергамене. Проверим еще раз ваши знания. Выполните задание 11 рабочего листа Вспомним наш проблемный вопрос. Итак, Александрия Египетская была центром наук? Не забудьте оценить вашу работу на сегодняшнем уроке. |
Ответы учащихся. Работа с одиннадцатым заданием рабочего листа. Ответы учащихся |
V.Домашнее задание |
Параграф 43, написать письмо от гида по Александрии Египетской с приглашением посетить город |
Приложение 1
Рабочий лист по теме «В Александрии Египетской» Ф.И. _________________________ Класс _______
Найди ошибки:
Сразу же после победы Александра Македонского полководцы стали делить захваченные земли. Постоянно воюя, они перекраивали карту Западной Азии. На месте державы Александра возникло много государств. Главными из них были: Аравийское, Египетское, Элиннское. В этих государствах демос провозгласил себя императором. По греческому образцу в этих городах строились порты, школы, гимнасии.
Подписать основные строения Александрии Египетской (см. схему на стр. 199 учебника § 43):
Перечислите 7 «чудес света»:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Одно из них находится в Александрии Египетской – это _____________________________________________.
Найдите на картинке Фаросский маяк.
А. Б. В.
5. Объясните необходимость маяка на острове Фарос. ___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В чем было отличие этого города от остальных? Кем был утвержден и сделан план города? _________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. А знаешь, что привычные слова в древности имели другой смысл?
МУЗЕЙ – это ______________________________________________________________________.
Там жили 9 сестер - _________________. Вот несколько из них: __________________________________________ _________________________________________________________________________________________________.
8. Что означало выражение «жить в золотой клетке» для Александрии? ____________________________________ _________________________________________________________________________________________________
9. Ученые Александрии и их открытия
Имя ученого |
Его открытие |
10. На чем писали в Древнем Египте? ___________________ А в Александрии? _____________________________
Откуда появилось слово «пергамент»? Что оно обозначает? ______________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Вывод: Александрия была знаменита следующими строениями: Фаросский маяк, царский ________________, музей, ____________________________, которая вмещала до 700 000 рукописей.
Оцени свою работу: «отлично» , «хорошо» , «плохо» , «скучно»