План-конспект урока истории по теме «Жизнь египетского вельможи» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 1 November 2017

План-конспект урока по теме «Жизнь египетского вельможи»

Организационный момент

Мотивационно-целевом этап

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Нас к себе в гости пригласил знатный человек, который занимал почетное место в истории Древнего Египта. Он помогал управлять страной египетскому фараону! Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?

Учащиеся выдвигают предположения, о ком может пойти речь на уроке.

Учитель: А для того, чтобы узнать с кем мы сегодня познакомимся на уроке для этого необходимо выполнить задания, которые размещены у вас на столе на карточках.

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно карточку с заданием, которая лежит перед вами. На каточках имеются задания, которые направлены на работу с историческими терминами. Давайте поможем им найти свои законные места.

Слова и термины для исторического диктанта

Раскрытие слов и определений

Шадуф

Средиземное море

Налоги

Гробница

Фараон

Дельта

Мемфис

Государство

Каналы

Вельможа

Правитель Египта

Специальные приспособления для поднятия воды

Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д.

Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов

Столица Египта

Водоем, в который впадает река Нил

Специальные канавы, по которым вода поступает на поля

Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну

Место захоронения знатных египтян

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

6

8

9

1

4

5

3

7

?

Критерии оценивания:

 

«5» - 9 правильных ответов;

«4» - 7-8 правильных ответов;

«3» - 5-6 правильных ответов;

«2» - 1-4 правильных ответа.

Учащиеся расставляют верную последовательность терминов и их соотношения.

Учитель: Ребята, давайте проверим, как должны были быть расставить термины и соотнести их раскрытие. Затем поставим оценки за выполнение этого задания.

Учащиеся меняются листами с заданиями и проверяют друг у друга выполненные задания на карточках, а затем ставят оценки.

Учитель (задает детям вопрос): Итак, как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

Учащиеся: О египетском вельможе.

Учитель: Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему, связанную с жизнью египетского вельможи. Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: «Жизнь египетского вельможи».

Учитель: Запишите название темы в тетрадь.

Учащиеся записывают тему в тетради.

Учитель: Итак, сегодня нам предстоит узнать о жизни египетского вельможи. Его жизнь была насыщенной, и он помогал управлять государством египетским фараонам. У него были свои обязанности и полномочия. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?

Учащиеся (предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

Как жил вельможа.

Чем занимались вельможи.

Как фараон относился к вельможам.

Учитель записывает предложенные вопросы школьников на доске.

Ориентировочный этап

Учитель задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий.

Учитель: Ребята, где мы можем найти ответ на интересующие нас вопросы?

Учащиеся называют известные им источники поиска информации.

Поисково-исследовательский этап

Учитель предлагает обучающимся школьникам обратиться для ответа на первый вопрос к тексту учебника. Прочитать пункты «О чем нам могут рассказать гробницы вельмож» и «В усадьбе вельможи». Подумать как жил египетский вельможа на основе прочитанного текста.

1 пара: прочитать п.1 «О чем нам могут рассказать гробницы вельможи» на стр. 42-43. Ответить на вопрос – О чем могут рассказать гробницы вельможи.

2 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43. Ответить на вопрос, – В каком доме жил вельможа.

3 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43. Ответить на вопрос – Какую одежду носил вельможа.

4 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43. Ответить на вопрос – Какую пищу ел вельможа.

5 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43-44. Ответить на вопрос – Кто развлекал вельможу, и какие обязанности выполняли слуги, рабы и работники.

Учащиеся знакомятся с материалом учебника. Читают текст «О чем нам могут рассказать гробницы вельмож» и «В усадьбе вельможи». Определяют последовательность действий и находят ответ на первый вопрос.

Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой жизнью жил египетский вельможа? В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались?

Учащиеся выдвигают свои предположения и подводят итог прочитанного текста после его осмысления.

Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?

Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Вельможа жил богатой жизнью. Он жил в большом и красивом доме. Дом стоял среди цветов и фруктовых деревьев. Одежда вельможи была сшита из льняной ткани. Носил золотые браслеты, кольца и ожерелья. В доме была резная мебель из слоновой кости. В качестве пищи вельможа употреблял разные яства: хлеб, печенье, жареная птица, мясо, фрукты и сладости. В доме его развлекали музыканты и слуги.

Учитель: А теперь давайте с вами обратимся к тексту учебника, прочитаем пункт «Служба вельмож». И найдем ответ на вопрос: чем занимались вельможи. А после этого заполним схему, которая будет отражать обязанности вельможи.

Учащиеся читают текст учебника, а затем совместно с учителем заполняют схему «Обязанности вельможи».

Физкультминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Учитель: Теперь мы с вами обратимся к пункту учебника «Вельможа во дворе фараона» и узнаем, как фараон относился к вельможам.

Учащиеся читают текст учебника и находят ответ на вопрос: Как фараон относился к вельможам?

Практический этап

Учитель: Ребята у вас на столе предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради. Вам необходимо ответить на вопросы «Да» или «Нет».

Учащиеся выполняют тест «Жизнь египетского вельможи».

Тест «Жизнь египетского вельможи»

Вельмож хоронили в гробницах.

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы.

Фараон мог приказать побить вельможу палками.

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз.

Вельможа пахал землю у себя на участке.

Вельможа не работал.

Вельможа носил много украшений.

Фараон считал вельмож своими слугами.

Одежда вельможи была из тонких льняных тканей.

Вельможа жил в доме из глины.

Простой египтянин мог подойти к фараону.

Вельможа распоряжался работами в каменоломнях.

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

да

нет

да

да

нет

нет

да

да

да

нет

нет

да

Учитель называет правильные ответы.

Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.

Учитель называет критерия оценивания тестовых заданий:

«5» - 10-12 правильных ответов;

«4» - 8-9 правильных ответов;

«3» - 6-7 правильных ответов;

«2» - 3-5 правильных ответа.

Учащиеся проверяют работы друг друга и выставляют отметки за тест.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель (задает вопросы учащимся): Скажите, ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Что мы можем сказать о жизни египетского вельможи, какой она была? Для этого начните свои мысли со следующих фраз:

Больше всего меня заинтересовало …

Меня удивили сведения о …

Мне захотелось больше узнать о …

Учащиеся делают выводы о достижении целей урока, поставленных в начале занятия. Обучающиеся школьники обмениваются впечатлениями по содержанию материала урока.

Домашнее задание: § 8. Выполнить задания в рабочей тетради № 24-26.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.