План-конспект урока истории по теме «Жизнь египетского вельможи» (5 класс)
План-конспект урока по теме «Жизнь египетского вельможи»
Организационный момент
Мотивационно-целевом этап
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Нас к себе в гости пригласил знатный человек, который занимал почетное место в истории Древнего Египта. Он помогал управлять страной египетскому фараону! Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?
Учащиеся выдвигают предположения, о ком может пойти речь на уроке.
Учитель: А для того, чтобы узнать с кем мы сегодня познакомимся на уроке для этого необходимо выполнить задания, которые размещены у вас на столе на карточках.
Актуализация знаний
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно карточку с заданием, которая лежит перед вами. На каточках имеются задания, которые направлены на работу с историческими терминами. Давайте поможем им найти свои законные места.
Слова и термины для исторического диктанта |
Раскрытие слов и определений |
Шадуф Средиземное море Налоги Гробница Фараон Дельта Мемфис Государство Каналы Вельможа |
Правитель Египта Специальные приспособления для поднятия воды Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д. Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов Столица Египта Водоем, в который впадает река Нил Специальные канавы, по которым вода поступает на поля Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну Место захоронения знатных египтян |
Ответ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2 |
6 |
8 |
9 |
1 |
4 |
5 |
3 |
7 |
? |
Критерии оценивания:
«5» - 9 правильных ответов;
«4» - 7-8 правильных ответов;
«3» - 5-6 правильных ответов;
«2» - 1-4 правильных ответа.
Учащиеся расставляют верную последовательность терминов и их соотношения.
Учитель: Ребята, давайте проверим, как должны были быть расставить термины и соотнести их раскрытие. Затем поставим оценки за выполнение этого задания.
Учащиеся меняются листами с заданиями и проверяют друг у друга выполненные задания на карточках, а затем ставят оценки.
Учитель (задает детям вопрос): Итак, как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?
Учащиеся: О египетском вельможе.
Учитель: Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему, связанную с жизнью египетского вельможи. Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?
Учащиеся: «Жизнь египетского вельможи».
Учитель: Запишите название темы в тетрадь.
Учащиеся записывают тему в тетради.
Учитель: Итак, сегодня нам предстоит узнать о жизни египетского вельможи. Его жизнь была насыщенной, и он помогал управлять государством египетским фараонам. У него были свои обязанности и полномочия. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?
Учащиеся (предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):
Как жил вельможа.
Чем занимались вельможи.
Как фараон относился к вельможам.
Учитель записывает предложенные вопросы школьников на доске.
Ориентировочный этап
Учитель задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий.
Учитель: Ребята, где мы можем найти ответ на интересующие нас вопросы?
Учащиеся называют известные им источники поиска информации.
Поисково-исследовательский этап
Учитель предлагает обучающимся школьникам обратиться для ответа на первый вопрос к тексту учебника. Прочитать пункты «О чем нам могут рассказать гробницы вельмож» и «В усадьбе вельможи». Подумать как жил египетский вельможа на основе прочитанного текста.
1 пара: прочитать п.1 «О чем нам могут рассказать гробницы вельможи» на стр. 42-43. Ответить на вопрос – О чем могут рассказать гробницы вельможи.
2 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43. Ответить на вопрос, – В каком доме жил вельможа.
3 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43. Ответить на вопрос – Какую одежду носил вельможа.
4 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43. Ответить на вопрос – Какую пищу ел вельможа.
5 пара: прочитать пункт «В усадьбе вельможи» на стр. 43-44. Ответить на вопрос – Кто развлекал вельможу, и какие обязанности выполняли слуги, рабы и работники.
Учащиеся знакомятся с материалом учебника. Читают текст «О чем нам могут рассказать гробницы вельмож» и «В усадьбе вельможи». Определяют последовательность действий и находят ответ на первый вопрос.
Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой жизнью жил египетский вельможа? В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались?
Учащиеся выдвигают свои предположения и подводят итог прочитанного текста после его осмысления.
Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?
Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Вельможа жил богатой жизнью. Он жил в большом и красивом доме. Дом стоял среди цветов и фруктовых деревьев. Одежда вельможи была сшита из льняной ткани. Носил золотые браслеты, кольца и ожерелья. В доме была резная мебель из слоновой кости. В качестве пищи вельможа употреблял разные яства: хлеб, печенье, жареная птица, мясо, фрукты и сладости. В доме его развлекали музыканты и слуги.
Учитель: А теперь давайте с вами обратимся к тексту учебника, прочитаем пункт «Служба вельмож». И найдем ответ на вопрос: чем занимались вельможи. А после этого заполним схему, которая будет отражать обязанности вельможи.
Учащиеся читают текст учебника, а затем совместно с учителем заполняют схему «Обязанности вельможи».
Физкультминутка
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Учитель: Теперь мы с вами обратимся к пункту учебника «Вельможа во дворе фараона» и узнаем, как фараон относился к вельможам.
Учащиеся читают текст учебника и находят ответ на вопрос: Как фараон относился к вельможам?
Практический этап
Учитель: Ребята у вас на столе предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради. Вам необходимо ответить на вопросы «Да» или «Нет».
Учащиеся выполняют тест «Жизнь египетского вельможи».
Тест «Жизнь египетского вельможи»
Вельмож хоронили в гробницах.
Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы.
Фараон мог приказать побить вельможу палками.
Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз.
Вельможа пахал землю у себя на участке.
Вельможа не работал.
Вельможа носил много украшений.
Фараон считал вельмож своими слугами.
Одежда вельможи была из тонких льняных тканей.
Вельможа жил в доме из глины.
Простой египтянин мог подойти к фараону.
Вельможа распоряжался работами в каменоломнях.
Ответ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
да |
нет |
да |
да |
нет |
нет |
да |
да |
да |
нет |
нет |
да |
Учитель называет правильные ответы.
Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.
Учитель называет критерия оценивания тестовых заданий:
«5» - 10-12 правильных ответов;
«4» - 8-9 правильных ответов;
«3» - 6-7 правильных ответов;
«2» - 3-5 правильных ответа.
Учащиеся проверяют работы друг друга и выставляют отметки за тест.
Рефлексивно-оценочный этап
Учитель (задает вопросы учащимся): Скажите, ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Что мы можем сказать о жизни египетского вельможи, какой она была? Для этого начните свои мысли со следующих фраз:
Больше всего меня заинтересовало …
Меня удивили сведения о …
Мне захотелось больше узнать о …
Учащиеся делают выводы о достижении целей урока, поставленных в начале занятия. Обучающиеся школьники обмениваются впечатлениями по содержанию материала урока.
Домашнее задание: § 8. Выполнить задания в рабочей тетради № 24-26.