Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы на тему: «В саду у Маши».

1
0
Материал опубликован 26 February

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №43 «Садко»













Конспект итогового логопедического

занятия по обучению грамоте для детей старшей группы

на  тему: «В саду у Маши».









Учитель-логопед: Фомина Лилия Амировна.















2025г.



Цель:  Закрепление полученных знаний о звуке, слоге, слове, предложении.

Задачи:

Образовательные задачи:

- закреплять навыки различения гласных и согласных звуков;

- совершенствовать навыки звукового анализа слов, деления слова на слоги, определяя их количество;

-закреплять умение определять и называть первый звук в слове;

-формировать умения составлять предложения.

Развивающие задачи:

развивать слуховое внимание, память, фонематический слух;

- активизировать мыслительную деятельность;

- развивать логическое мышление, операции анализа и синтеза.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к грамматике;

-воспитывать умение внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу.

Материалы и оборудование: кукла Маша, картинки гномиков с артикуляционными укладами на гласные звуки (а, о, у, и), поднос с цветами, три клумбы (красная, синяя, зеленая), слоговые домики, игрушечные садовые инструменты, красные, синие, зелёные кружки для обозначения звуков, кассы букв, схемы предложения.

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель - логопед: Здравствуйте ребята!

Рада видеть вас!

Дружно поприветствуем

Друг друга мы сейчас!

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй правая нога,

Здравствуй левая нога,

Здравствуй правый мой бочок,

Здравствуй левый мой бочок,

Топни правый каблучок,

Топни левый каблучок,

Топни, хлопни, повернись

И друзьям поклонись!

Учитель - логопед: Ручки ножки мы размяли,

Все ребята молодцы,

Приготовим для разминки,

Губы, рты и язычки!

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Дружно сделаем «Окошко»

Поглядим, который час. «Часики»

Солнце светит на дорожку,

Для прогулки самый раз!

Вышли мы на светлый двор,

Видим впереди забор. «Заборчик»

На качелях прокатились «Качели»

И конфеткой подкрепились. « Конфетка»

Дальше по двору шагаем,

Слышим дудочка играет «Дудочка».

Доносятся звуки дудочки.

Учитель - логопед: Кто-то играет на дудочке? Как мы это узнали?

Дети: Мы услышали звуки.

Учитель - логопед: Какие звуки вам удалось различить?

Дети: Звуки музыкального инструмента- дудочки.

Учитель - логопед: Какие ещё звуки можно встретить в природе?

Дети: Звуки ветра, дождя, птиц, транспорта.

Учитель - логопед: Как называют такие звуки?

Дети: Неречевые.

Раздаются звуки ла-ла-ла.

Учитель - логопед: Ребята, что это за звуки?

Дети: Кто-то поёт!

Учитель - логопед: Верно! Кто-то звуки произносит,

Видно в гости к нам идёт!

Учитель - логопед: Как называются звуки, которые произносит человек?

Дети: Речевые.

Учитель - логопед: Молодцы! Что же такое звук?

Дети: Звуки это то, что мы слышим и говорим.

Учитель - логопед: Вот и наша гостья!

Появляется кукла Маша.

Маша: Здравствуйте ребята, зовут меня Маша. Бабушка с дедушкой уехали, меня за садом следить оставили! Цветочки рассадить, инструменты разложить. Только сделать всё нужно грамотно!

А что за грамота такая?

Я про неё совсем не знаю….

Помогите мне ребятки,

В саду всё сделать по порядку.

Отправляются к Маше в сад.

Учитель – логопед: По тропинке мы идём, (шагают на месте)

Впереди увидим дом! (складывают руки треугольником над головой)

Перед домом этим сад (руки вперёд и в стороны)

В гости ждёт к себе ребят. (руки на пояс, наклоны)

На крылечке дремлет кот, (ладони положили под правое, затем под левое ухо)

Тут – то Маша и живёт!

Открывается фланелеграф, там картинка сада.

Маша: Вот мы и добрались до моего сада

Встречают нас гномики-ребятки,

Играют с нами в прятки,

Что – то нам сказать хотят,

Просят звуки отгадать!

На доске гномики с артикуляционными укладами на гласные звуки (а,о,у,и)

Учитель – логопед: Какой звук произносит каждый гномик?

Дети: «А, О, У, И».

Учитель – логопед: Как называют такие звуки?

Дети: Гласные.

Учитель – логопед: Почему их так называют? Что они умеют делать?

Дети: Петь.

Учитель – логопед: Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Дети: Гласные звуки обозначаются красным цветом.

Учитель – логопед: Молодцы! Какие речевые звуки кроме гласных вы знаете?

Дети: Согласные.

Учитель – логопед: Какими бывают согласные звуки?

Дети: Твердыми и мягкими.

Учитель – логопед: Каким цветом обозначают твердые согласные? Мягкие согласные?

Дети: Твердые согласные обозначаем синим цветом, мягкие зелёным.

Маша: Ребята! Вы так много знаете про звуки! Бабушка и дедушка оставили мне задание, где очень пригодятся все ваши познания!

На столе под покрывалом поднос с цветами и три клумбы красная, зелёная, синяя.

Маша: Каждый по цветку возьмите,

Первый звук определите,

И на клумбу верную цветочек посадите!

( Астра, мак, роза, лилия, ирис, пион, тюльпан, нарцисс, анютины глазки). Дети выбирают цветок, определяют первый звук, сажают цветок на клумбу – цветы с первым гласным звуком на красную клумбу, если название цветка начинается на согласный твердый звук – на синюю клумбу, на согласный мягкий – на зелёную клумбу.

Маша: Какие красивые клумбы у нас получились!

Видно звуки вы учили,

Верно цветочки по клумбам

Моим рассадили!

Учитель – логопед: Если звуки рядом встанут, друг друга за руку возьмут.

Что скажите мне, ребята

Мы получим с вами тут?

Дети: Слоги.

Маша: Как интересно! Слоги рядом и готово получили с вами?

Дети: Слово

Маша: Бабушка с дедушкой попросили меня разобрать садовые инструменты по домикам. Слова на слоги поделите,

На окошки посмотрите.

В верный домик

Каждый инструмент сложите!

Справитесь с этим заданием?

Дети: Справимся!

На подносе садовые инструменты. Дети размещают инструменты в домики с окошками по количеству слогов (нож, лопата, грабли, шланг, лейка, топор, тяпка, пила, ведро).

Маша: Молодцы! Помогли мне всё убрать!

Теперь хочу загадку про цветок вам загадать!

Дети садятся за столы

Маша: Длинный тонкий стебелёк, сверху — алый огонёк. Не растенье, а маяк — это ярко-красный ….

Дети: Мак

Маша: Мак мой любимый цветок.

Учитель – логопед: Сколько звуков вы слышите в слове мак?

Дети: В слове мак три звука.

Учитель – логопед: Какой первый звук? Назовите второй? Каким звуком заканчивается слово мак?

Дети: Первый звук «М».

Дети: Второй звук в слове мак «А».

Дети: Слово мак заканчивается звуком «К».

Учитель – логопед: Выложите звуковую схему слова мак!

Учитель – логопед: Молодцы! Попробуйте выложить это слово буквенными обозначениями!

Пока дети выкладывают слово мак, используя кассы букв, на доске появляются схемы предложения из двух, трёх и четырёх слов.

Маша: Загадку отгадали! Слово верно все собрали!

Сможете про мой мак предложения придумать?

Дети придумывают предложения со словом мак и определяют к какой схеме подходит их предложение.

Мак растёт.

Мак цветёт весной.

Маша посадила мак.

Мак растёт в саду.

На мак села пчела.

Маша: Спасибо вам, ребята! За помощь и за знания!

Учитель-логопед:  Молодцы! Сегодня вы рассказали Маше много нового и помогли ей справиться с заданиями дедушки и бабушки. Сейчас нам пора возвращаться в детский сад, по дороге расскажите, понравилось ли вам у Маши в саду? Что показалось самым интересным? Какое задание вызвало затруднения?









































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.