Конспект логопедического занятия для детей старшей группы «Перелетные птицы»

0
0
Материал опубликован 7 April

Конспект логопедического занятия

для детей старшей группы  «Перелетные птицы»

Задачи:

Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.

Расширение словарного запаса по лексической теме,

Совершенствование грамматического строя речи:

Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)

Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище).

Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)

Развитие функции словообразования:(бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)

Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)

Развитие связной речи.

Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

Развитие общей и мелкой моторики.

Ход занятия

Учитель-логопед приветствует детей и предлагает поздороваться жестами.

Учитель-логопед: ребята, я предлагаю сделать гимнастику для языка «Качели», «Заборчик», «Трубочка»

Повторение скороговорки (все вместе, по очереди)Та-та-та – я везу кота. у-ту-ту – помоги коту. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Сядет на место то, кто назовёт одно слово на звук У и звук А.

Учитель-логопед: какое сейчас время года? Какие изменения произошли с приходом осени. Правильно одно из ключевых изменений в мире живой природы - это перелёт птиц в тёплые края.

Это какие птицы? (Перелетные) Скажите дети, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам? (перелетные).

Учитель-логопед:

Сейчас мы проверим, как вы знаете название птиц. Я буду читать загадки, если вы правильно отгадаете, то появится картинка этой птицы.

На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…(Скворец)              

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок)                             

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей. (Грач)

 На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.                                        (Цапля)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)                                 

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)                                     

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.             (Аист)

 Назовём перелётных птиц. Это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, скворец. Давайте назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)

У каждой птицы, разное оперение: у скворца – темный, с зеленоватым отливом; кукушка – серая, с полосатым брюшком; ласточка – у нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная; лебедь - белое оперение; гусь – белое или серое оперение, грач – черное оперение, аист – белое с черным оперение, соловей – коричневое оперение.

Физкультминутка

Подвижная игра «Птички, в гнездышки»

Пойка, подпевайка. Прилетела стайка:

Эта птичка – воробей, эта птичка – соловей,

Эта птичка – скворушка, пестрое перышко,

Ну, а это – коршун злой. Птички, птички, все домой!

Птички полетели, крыльями махали

На деревья сели. Вместе отдыхали.

Игра «Назови кто лишний. Прилетели птицы»

1.     Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. (муха – насекомое).

2.     Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

3.     Прилетели птицы: голуби, синицы, бабочки, стрижи

Учитель-логопед: Ребята, давайте, попробуем описать птичку. А в этом вам поможет схема: как зовут птицу, как выглядит, чем питается, где живет.

Составляют вместе. Ласточка – маленькая и красивая птичка. У нее маленькая, черная головка. Черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно-синим галстучком. У нее короткие ноги. Летает ласточка очень быстро, потому что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный, раздвоенный. Питается ласточка насекомыми: мухами, комарами. Вьет гнездо под крышей дома из глины и соломы.

Логопед предлагает встать в круг и поиграть с мячом:

Игра с мячом «Скажи во множественном числе». Логопед называет птицу в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет птиц во множественном числе и возвращает мяч логопеду. 

Прочитать детям стихотворение Е. Благининой и предложить назвать перелетных птиц, которые в нем упоминаются.  

Работа в тетради

Итог занятия

Комментарии
Комментариев пока нет.