Конспект логопедического занятия для детей старшей группы «Перелетные птицы»
Конспект логопедического занятия
для детей старшей группы «Перелетные птицы»
Задачи:
Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
Расширение словарного запаса по лексической теме,
Совершенствование грамматического строя речи:
Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)
Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище).
Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)
Развитие функции словообразования:(бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)
Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)
Развитие связной речи.
Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
Развитие общей и мелкой моторики.
Ход занятия
Учитель-логопед приветствует детей и предлагает поздороваться жестами.
Учитель-логопед: ребята, я предлагаю сделать гимнастику для языка «Качели», «Заборчик», «Трубочка»
Повторение скороговорки (все вместе, по очереди)Та-та-та – я везу кота. у-ту-ту – помоги коту. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Сядет на место то, кто назовёт одно слово на звук У и звук А.
Учитель-логопед: какое сейчас время года? Какие изменения произошли с приходом осени. Правильно одно из ключевых изменений в мире живой природы - это перелёт птиц в тёплые края.
Это какие птицы? (Перелетные) Скажите дети, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам? (перелетные).
Учитель-логопед:
Сейчас мы проверим, как вы знаете название птиц. Я буду читать загадки, если вы правильно отгадаете, то появится картинка этой птицы.
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…(Скворец)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей. (Грач)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Назовём перелётных птиц. Это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, скворец. Давайте назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)
У каждой птицы, разное оперение: у скворца – темный, с зеленоватым отливом; кукушка – серая, с полосатым брюшком; ласточка – у нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная; лебедь - белое оперение; гусь – белое или серое оперение, грач – черное оперение, аист – белое с черным оперение, соловей – коричневое оперение.
Физкультминутка
Подвижная игра «Птички, в гнездышки»
Пойка, подпевайка. Прилетела стайка:
Эта птичка – воробей, эта птичка – соловей,
Эта птичка – скворушка, пестрое перышко,
Ну, а это – коршун злой. Птички, птички, все домой!
Птички полетели, крыльями махали
На деревья сели. Вместе отдыхали.
Игра «Назови кто лишний. Прилетели птицы»
1. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. (муха – насекомое).
2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
3. Прилетели птицы: голуби, синицы, бабочки, стрижи
Учитель-логопед: Ребята, давайте, попробуем описать птичку. А в этом вам поможет схема: как зовут птицу, как выглядит, чем питается, где живет.
Составляют вместе. Ласточка – маленькая и красивая птичка. У нее маленькая, черная головка. Черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно-синим галстучком. У нее короткие ноги. Летает ласточка очень быстро, потому что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный, раздвоенный. Питается ласточка насекомыми: мухами, комарами. Вьет гнездо под крышей дома из глины и соломы.
Логопед предлагает встать в круг и поиграть с мячом:
Игра с мячом «Скажи во множественном числе». Логопед называет птицу в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет птиц во множественном числе и возвращает мяч логопеду.
Прочитать детям стихотворение Е. Благининой и предложить назвать перелетных птиц, которые в нем упоминаются.
Работа в тетради
Итог занятия