Конспект итогового занятия по теме «Дымковская игрушка» (4–5 класс)

3
0
Материал опубликован 28 December 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Конспект итогового занятия по теме

"ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА"


 

Выполнила:

Савчик Татьяна Владимировна


 

г.Фокино

2018

Пояснительная записка

19.12.2018г.

Возраст обучающихся 9-11 лет

Занятие №3

Тема: Роспись керамической дымковской игрушки

Цель: 1.Продолжить знакомиться с промыслом дымковской игрушки

2.Научиться выделять характерные особенности данной росписи

(цветовая гамма, набор элементов - круги, волнистые и прямые

линии, точки и т.д.)

3. Воспитывать интерес к народным промыслам своей Родины.

Задачи: 1.Образовательные: Научиться выполнять роспись в технике

мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной

формы(модели).

2. Воспитательные: Способствовать эстетическому воспитанию

школьников средствами народной художественной культуры.

3. Закрепить знания геометрического орнамента на народной

дымковской игрушке.

УУД: 1. Личностные: мотивация к обучению, готовность к

саморазвитию, способность оценить результаты своего труда и

труда одноклассников, а также - труд мастеров в области создания

народной игрушки.

2. Метапредметные: познавательные - умение сравнивать,

использовать аналогичные приемы в сходных ситуациях,

вычленять главное в преподнесенной информации,

коммуникативные - уметь сотрудничать с преподавателем и

одноклассниками,

регулятивные: умение планировать, производить самоконтроль

3. Предметные: Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и

передавать единство этих качеств в рисунках и объемных

работах.

Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на

основе дымковской росписи.

Умение выполнять роспись в технике мазкового письма и

печаткой-тычком при росписи объёмной формы.

Методы ведения урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (практический).

Тип занятия: Усвоение новых знаний, закрепление ранее изученного. Итоговое занятие по теме "Дымковская игрушка".

Дидактические средства, оборудование и материалы: Учителю: Оригинальные образцы дымковской (и иной народной) игрушки, выполненные руками мастера промысла, работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров из метод. фонда, цветные иллюстрации с изображением дымковских ( и иных - в сравнении) игрушек, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской росписи.

Ученику: Рисунки - опорные таблицы с элементами узоров дымковской росписи, выполненные детьми в ходе 2-го занятия , глиняные игрушки, выполненные детьми в ходе 1-го занятия, печатки-тычки различной формы и размера, краски темперные, акриловые или гуашевые, кисти, палитры, стаканчики для воды, тряпочка.




Технологическая карта урока "Дымковская игрушка"
DOCX / 50.94 Кб

Презентация "Дымковская игрушка"
PPTX / 2.66 Мб

Самоанализ занятия
DOCX / 17.14 Кб

Предварительный просмотр презентации

Дымковская игрушка Итоговое занятие Выполнила: Савчик Т. В.

На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Кировской области, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

С незапамятных времен мастера села Дымково долгими вечерами создают яркие, весёлые игрушки из глины.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило весь технологический строй прошлого времени: 1. Подготовка глины к работе. 2. Лепка игрушки конструктивным способом из отдельных частей. 3. Сушка изделия (7-14 дней) 4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 960 градусов).

5. Беление раньше меловым, а сейчас акриловым грунтом. 6. Роспись темперными или акриловыми красками. 7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали).

Особенности росписи Игрушки покрывают белым слоем мела или акрилового грунта. Праздничный облик игрушек создаётся росписью по меловому белому фону. В основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Выполняют яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). Используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или акриловые краски для керамики. Используют колонковые или хорьковые кисти. Раньше для росписи использовали самодельные кисти и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика.

Элементы узоров очень простые. Это прямые и волнистые линии, круги и овалы, горошины и точки. Есть солярные знаки, например, круг с пересекающимися полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольников. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Все игрушки не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой. Казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил! И за хвост не удержаться, Если гриву упустил!

Есть на Вятке слобода Зовется Дымково она. Там на ярмарке весной Ждут игрушки нас с тобой. Барыни и мужики, Поросята, индюки. Ярко все наряжены, Пестро разукрашены. Любит их и стар и млад, Каждый тем игрушкам рад!

На Руси всегда были мастера, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Одни изготавливают красивые самовары, другие лепят посуду. А вот в селе Дымково живут замечательные умельцы, которые делают из глины забавные, очень яркие и радостные дымковские игрушки и свистульки. Они издавна украшают праздники, ярмарки. Их лепят в виде сказочных животных - птичек, петушков, коней, гусей, барашков. И все они свистят на разные голоса. Весной на Вятке проводится праздник «Свистунья», на котором собираются множество взрослых и детей, и они все разом свистят. Для производства свистулек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям. Отдельные детали собирают и присоединяют, используя жидкую глину как связующий материал. После полной просушки и обжига игрушки расписывают. Шумно и весело на разные голоса свистят игрушки. Каждый мастер на свой вкус делает игрушку и разукрашивает ее. Один делает барышню в длинном сарафане, другой - гуся, петушка, третий - барашка. И мастера сами придумывают узоры. Для росписи применяются специальные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.