Конспект классного часа "Безопасные каникулы"
Классный час «Безопасные каникулы»
«Аукцион знаний по ПДД»
Тема методической разработки
Козлова Евгения Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Средняя общеобразовательная
Школа №4 г. Балабаново».
1.Пояснительная записка.
Тематическое направление: гражданское воспитание.
Актуальность: проблема детского дорожно-транспортного травматизма остается актуальной и требует повышенного внимания как со стороны Госавтоинспекции, так и со стороны общественности.
Школа является основным звеном в системе обучения и воспитания детей и подростков, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. В профилактике детского дорожно-транспортного травматизма большую роль играет классный руководитель. Обучение детей ПДД осуществляется в комплексе всего учебно-воспитательного процесса проводятся плановые недели и месячники по правилам ДД в течение учебного года проводятся как плановые, так и внеплановые инструктажи по соблюдению обучающимися правил дорожного движения, в учебных кабинетах оформлены уголки безопасности, в которых отражены вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для обучающихся и их родителей, ежегодно принимаем участие в городских конкурсах и олимпиадах дорожной тематики: «Дорога глазами детей», «Ёлочка ГАИ», «Дорога по правилам», «Вместе за безопасность».
В нашей школе мероприятия по изучению ПДД и профилактике ДТП проводятся ежегодно в различных формах: беседа, дискуссия, игра, брейн-ринг, КВН и т.д. Одной из популярных в настоящее время форм организации воспитательной деятельности в классе является аукцион знаний. Это увлекательная и познавательная интерактивная игра, включающая работу в команде, элементы соревнования, возможность проявить себя творчески. В качестве лотов предлагаются задания, а в качестве оплаты – жетоны. В ходе аукциона ребята взаимодействуют друг с другом, анализируют информацию, проявляют смекалку и эрудицию, демонстрируют свои таланты и получают незабываемые впечатления.
Целевая аудитория: 6 класс (12-13 лет)
Цель: формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика ДТП с участием детей.
Задачи: систематизировать знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения; сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге; воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц; развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
● оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
● объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
● в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
● осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Регулятивные УУД:
● определять цель деятельности;
● учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
● устанавливать причинно-следственные связи;
● вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
● навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
● добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
● перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
● оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
● высказывать и обосновывать свою точку зрения;
● слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
● договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
● задавать вопросы.
Педагогические технологии, методы, приёмы: интерактивный метод обучения, личностно-ориентированная технология, метод наблюдения и беседы, технология игрового обучения, моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций, чередование различных видов деятельности, создание ситуации успеха, использование ИКТ, решение проблемных задач, восприятие, осмысление, запоминание информации, мотивация деятельности, организация работы в группах, блиц-опрос.
Ресурсы: материально-технические (компьютер, проектор), информационные (раздаточный материал, плакаты), кадровые (учитель, методист, психолог, руководитель ШМО классных руководителей, сотрудник ОГИБДД), методические рекомендации, учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: в школе детей необходимо обучать правилам поведения на дороге с учетом индивидуально-психологических особенностей: импульсивность, невнимательность.
Дети более склонны к неосознанному нарушению ПДД. Чаще всего это идет от элементарного незнания. Отсюда следует, что при проведении занятий главная цель учителя – ознакомить детей с основными требованиями Правил дорожного движения и научить анализировать ситуацию на дороге.
Результатом работы учителя должно стать появление у ребенка чувства защищенности, а оно возникнет, если он получит реальные знания о безопасном поведении на дороге. Сформировать у этих детей устойчивый навык безопасного поведения возможно лишь многократным повторением в различных формах пройденного материала, а также постоянным напоминанием перед непосредственным переходом проезжей части.
Данное воспитательное мероприятие проводится в актовом зале или учебном кабинете, в котором нужно расставить учебные парты для трёх команд. Учителю необходимо распечатать жетоны красного, желтого и зелёного цвета на нужное количество участников для проведения жеребьёвки и награждения команд в ходе мероприятия в количестве 70 штук каждого цвета. Для проведения физкультминутки текст стихотворения можно выучить с учащимися заранее или вывести на слайд презентации. Также необходимо подготовить рабочие листы, дорожные знаки и плакаты для проведения 3,4 тура, презентацию для 5 тура, справочная информация к которой содержится в приложении 5, цветные карандаши и лист бумаги для проведения творческого задания. По завершении воспитательного мероприятия предлагается спеть песню о ПДД под караоке и провести награждение с вручением всем участникам медалей.
Качество обучения детей основам безопасного поведения на дороге часто страдает из-за неверных установок, искажения требований и других ошибок, допускаемых взрослыми, обучающими детей ПДД. Эти ошибки не только искажают смысл Правил, но и толкают детей-пешеходов на нарушения, которые очень опасны для их жизни и здоровья.
Нельзя употреблять их синонимы и архаизмы: «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «постовой» вместо «регулировщик» или, стараясь донести до детей содержание Правил, некоторые обращаются к детям так называемым «детским» языком, состоящим из уменьшительно – ласкательных слов. Эти благие намерения не только не делают язык более доступным и понятным, но и искажают реальную картину дорожного движения.
2.Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия: во время проведения месячника безопасности дорожного движения в школе возникла идея реализовать аукцион знаний по ПДД. Как классный руководитель 6 класса, стала продумывать вопросы и задания для учащихся 12-13 лет. Мной было изучено много научно-популярной и специальной литературы, электронных образовательных ресурсов, в результате чего был написан сценарий будущего мероприятия. За неделю до проведения воспитательного мероприятия попросила ребят подготовиться и повторить Дорожные знаки. К работе были привлечены родители – они смонтировали видеоролик для песни под караоке, один из родителей был приглашен на мероприятие для съёмки. Гостями мероприятия стали методист, психолог, руководитель ШМО классных руководителей и сотрудник ГИБДД.
Сценарий проведения воспитательного мероприятия.
Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения,
Нужно помнить, нужно знать
Правила движения.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня наш урок будет необычным, мы с вами проведем аукцион знаний, посвященный Правилам дорожного движения. Для чего их нужно знать ПДД?
Ответы учащихся.
Действительно, Правила дорожного движения необходимо знать и изучать для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.
С помощью жеребьевки вы разделились на три команды («Красные», «Желтые» и «Зеленые»), каждой команде предстоит пройти 5 туров игры и выполнить различные задания. За правильные ответы вам будут выдаваться жетоны (Приложение 1) цвета вашей команды. В конце урока мы подведем итоги, та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов станет победителем. Итак, мы начинаем аукцион! Желаю всем удачи!
1 тур – блиц-опрос «На дороге»
(За каждый правильный ответ команды получают по 1 жетону = 1 баллу).
Вопросы:
Как называется самодвижущееся транспортное средство на 4 колесах? (Автомобиль)
Как называется старинный экипаж, запряженный лошадьми? (Карета)
Что показывает стрелка спидометра в транспортном средстве? (Скорость)
Что является защитным головным убором мотоциклиста? (Шлем)
Как мы называем человека, идущего по тротуару? (Пешеход)
Как называется прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность пассажира и водителя в легковом автомобиле? (Ремень безопасности)
Какое место на дороге предназначено для пешеходов? (Переход)
Кем является водитель велосипеда? (Велосипедистом)
Как называется часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара (Обочина)
Какое наказание будет за несоблюдение ПДД? (Штраф)
Учитель: Ребята, молодцы! Первый тур подошел к концу, каковы успехи наших команд? Продолжаем проходить испытания!
2 тур – викторина «Автосказка»
Любят сказки взрослые и дети,
Вспомним сказки,
Ведь там свои секреты,
Найти нужно на них ответы.
Вопросы:
На чем ездил Емеля к царю во дворец? (На печи)
Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете)
Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
На чем катался Кай? (Санки)
С помощью чего Маленький Мук перемещался на длинные расстояния? (Сапоги-скороходы)
На чем поехал на вокзал человек рассеянный с улицы Бассейной? (На трамвае)
Ехали медведи на …(Велосипеде)
А за ним комарики на …(Воздушном шарике)
Что родители дяди Федора подарили почтальону Печкину? (Велосипед)
Учитель: Замечательно! Вы – настоящие знатоки! Наверное, уже засиделись? Давайте немного разомнемся, встанем и проведем физкультминутку (Приложение 2). (Учитель встает напротив класса, читает стихотворение, выполняя движения вместе с классом). Настало время следующего тура!
3 тур – отгадывание ребусов «Наведи порядок»
Каждой группе раздаются рабочие листы, на которых необходимо разгадать 5 ребусов (Приложение 3).
Ответы: 1.Дорога; 2.Улица; 3.Тротуар; 4.Обочина; 5.Машина.
Учитель: Отлично! И с этим заданием все справились! Посмотрим, что нас ждет впереди!
4 тур – распределение по группам «Дорожные знаки»
На стене размещены плакаты с названием групп дорожных знаков: «Предупреждающие», «Запрещающие», «Информационно-указательные», «Знаки сервиса», «Предписывающие». Учащимся раздаются иллюстрации дорожных знаков по количеству участников в команде, каждому по очереди необходимо быстро и правильно разместить дорожный знак в указанную группу (Приложение 4).
За каждый правильный ответ команда получает по 1 жетону.
Учитель: Превосходно! Дорожные знаки вы знаете на 5! Следующее задание будет еще интереснее!
5 тур – угадывание дорожных знаков «Странные дорожные знаки»
Учитель: Некоторые дорожные знаки нам с вами не только неизвестны, но и, зачастую, очень забавны. Вашей задачей станет попытаться отгадать, что это за знаки, что они означают и зачем были придуманы.
На слайдах презентации представлены 7 знаков (Приложение 5). Для людей, передвигающихся на инвалидных колясках, видимо, наибольшую опасность представляют крокодилы. Во всяком случае, так решили создатели дорожных знаков.
Именно аллигаторов с раскрытой пастью изображают на знаках в Дании и Франции. О чем предупреждают эти знаки? (О неровной дороге для велосипедистов и об опасном уклоне).
Этот знак используют у нас в России, но его достаточно редко можно увидеть у нас на дорогах. Что он означает? (Затор)
Можно подумать, что этот знак означает провал автомобиля в текстуры, но это не так. Такой указатель используется в Чехии сигнализирует о … (О возможном образовании тумана)
Что запрещает данный знак в Южно-Африканской республике? (Торговлю вдоль дорог)
Хоть этот знак к дорожным и не имеет отношения, однако при его создании использовали образ именно дорожного знака. Что он означает? (Знак «Хлеб уткам – смерть уткам» в парке Дюссельдорфа нельзя кормить уток)
Данный знак установлен в Белоруссии в селе Колодищи. Что он может означать? (Запрещено инопланетянам воровать девушек с 21:00 до 6:00)
Этот знак не запрещает ставить лайки в соцсетях. Он лишь указывает на…На что указывает этот знак или что он запрещает? (На данном участке дороги запрещено ловить машины для поездки автостопом).
Учитель: Великолепно! И здесь вы справились лучше всех! Но, чтобы определить безоговорочного победителя среди самых лучших знатоков Правил дорожного движения, я предлагаю вам выполнить творческое задание – придумать и нарисовать дорожный знак, который, по вашему мнению, мог бы действительно пригодиться водителям или пешеходам в нашей стране. За самый нужный знак команда получит целых 5 жетонов!
Учащиеся презентуют свои дорожные знаки, все дети совместно с учителем выбирают наиболее удачный вариант.
Учитель: Ребята, вам понравилось наше мероприятие? Что нового узнали сегодня? Вам пригодятся эти знания в жизни? Что понравилось больше всего?
Ответы учащихся.
Учитель: Вот и подошел к концу наш аукцион знаний! Сейчас мы подведем итоги и объявим победителя, а пока мы вместе споем под караоке замечательную песню «Правила движения достойны уважения».
Воспроизведение музыки и всплывающих на экране слов песни.
Поздравление команд, вручение медалей (Приложение 6).
Список литературы
1. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с.
2. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с.
3. Методические рекомендации для преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций на основе лучших практик формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chgard86.tgl.net.ru/files/doroga/recomend_ou.pdf
4. Обучение школьников правилам безопасного поведения на дороге (5-9 классы): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. Казань: «НЦ БЖД», 2014. – 176 с.
5. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. Режим доступа: (http://минобрнауки.рф/документы/4962)
Приложение 1
Жетоны для команд
Приложение 2
Физкультминутка
Приложение 3
Рабочий лист
Задание: Отгадайте ребусы, запишите ответы.
Ответ:_________________________
Ответ:_________________________
Ответ:__________________________
Ответ:___________________________
Ответ:___________________________
Приложение 4
Приложение 5
1 2
3 4
5 6
7
7
Приложение 6
Медали