Конспект комплексного занятия по развитию речи на сюжете русской народной сказке «Заюшкина избушка»
Конспект комплексного занятия по развитию речи построенного на сюжете русской народной сказке «Заюшкина избушка»
Задачи.
Образовательные:
- совершенствовать умению разыгрывать знакомую сказку с помощью игрушек – самоделок;
- закреплять правильное , отчётливое произношения звуков;
- упражнять в нахождении слов с заданным звуком;
- подбирать слова с противоположным значением;
- закреплять темы «Овощи», «Фрукты», «Продукты»;
- обучать составлять слова из слогов;
- активизировать в речи слова: коса, закоулочка, артист;
- развивать умения рисовать штрихом.
Развивающие:
- развивать речь, логическое и образное мышление, память;
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать нравственные качества, такие как: сочувствие, готовность придти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма;
- воспитывать артистизм.
Оборудование
1. Игрушки – самоделки: заяц (веселый и грустный), лиса, медведь, собака, петух.
2. Декорации к сказке: панно, пенёк, домик.
3. Простые карандаши, альбомный лист.
3.Фланелеграф, слоги, буквы в виде человечков, две плоскостные тарелки.
4.Картонные морковки с конфетами.
Предварительная работа.
1.Чтение сказки.
2.Рассказывание сказки по ролям.
3.Обыгрывание сказки с помощью мягких игрушек.
Ход занятия.
Дети входят в музыкальный зал,здороваются, садятся.
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня будет необычное занятие. А о чём пойдёт речь, отгадайте загадку.
Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают. (Сказка)
Воспитатель. Правильно, сказка.
- Вы любите сказку?
- Сможете угадать по нескольким словам?
Дети. Да.
Воспитатель. Сейчас попробуем.
Высоко сижу…..
Дети. «Машенька и медведь».
Воспитатель. Яблонька, спрячь нас…
Дети. «Гуси – лебеди»
Воспитатель. В правое ухо влезла, а в левое вылезла.
Дети. «Крошечка – хаврошечка»
Воспитатель. Как выскочу..
Дети. «Заюшкина избушка»
Воспитатель. Молодцы, сказки вы знаете. Давайте, покажем нашим гостям сказку «Заюшкина избушка»
Ребята, которые будут играть сказку, - артисты.
Остальные ребята будут зрители.
(Дети распределяют роли.)
Воспитатель. В театре и зрители и артисты ведут себя хорошо: не шумят, не кричат.
Артисты должны говорить красиво, правильно, чётко, громко.
Театрализация сказки.
(Дети с помощью игрушек – самоделок обыгрывают сказку.)
Беседа по сказке.
Воспитатель. Кто обидел лисичку?
Лису выгнули, а зайчик остался. Кого вам жалко? Почему?
У зайчика появилось много друзей. Почему?
Кто пришёл на помощь первым? Каким по счёту пришёл медведь?
А что было бы, если бы петушок не прогнал лису?
Почему зайчик пустил лису? (Ответ детей.)
А кому верите вы? (Ответ детей.)
Можно ли верить незнакомому человеку? (Ответ детей.)
Что победило в сказке – добро или зло.
(Дети отвечают на каждый вопрос.)
Задание. Закрепление антонимов.
Воспитатель. Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса…
Дети. Смеются.
Воспитатель. Собака трусливая, а петух…
Дети. Смелый.
Воспитатель .Зимой было холодно, а весной..
Дети. Тепло.
Воспитатель. Зайчик маленький, а медведь..
Дети. Большой.
Воспитатель. Весна пришла , а зима …
Дети. Ушла.
Физкультминутка.
Давайте сделаем «Звериную зарядку».
Раз – присядка, (Дети приседают.)
Два – прыжок,
Это зайчья зарядка. (Подпрыгивают, кладут ладошки на голову – ушки на макушке.)
А лисички, как проснутся, (Кулачками трут глаза.)
Сразу любят потянуться, (Потягиваются, отводят руки назад.)
Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)
Ну а мишка – косолапый, (Слегка сгибают руки в локтях.)
Широко расставив лапы, (Ставят ноги на ширине плеч.)
То одну, то обе вместе – (Переступают с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте. (Раскачивают туловищем.)
А наш Петя – петушок, (Ставят руки на пояс.)
Подняв красный гребешок, (Поднимают голову вверх.)
Важно по двору шагает, (Шагают, высоко поднимая колени.)
Свою песню распевает.
А теперь вдохните через нос, плечи не поднимать.
На выдохе пропели: ку-ка-ре-ку.
Воспитатель. – Ребята, посмотрите на зайчика, почему-то он грустный. Он хочет мне что-то сказать.(Берёт зайчика и слушает, что он говорит) . Ребята, зайчик сказал, что лиса, убегая из домика, всё разбросала, а он ведь готовился к школе. Он просит, чтобы вы помогли ему составить слова из слогов.
«Составление слов из слогов».
(Дети составляют из слогов слова: собака, избушка, бабушка, весна, пришла и т.д.)
Воспитатель. Молодцы! Помогли зайчику. Ты доволен , зайчик? Он опять грустный? Что теперь ты хочешь?
(Воспитатель слушает, что говорит зайчик.)
Воспитатель. – Ребята, зайчик хочет кушать. Посмотрите, у меня здесь случайно оказалась корзинка с продуктами (показывает) Отдадим их зайчику. Но зайчик любит только овощи и фрукты.
Давайте ,разложим их в две тарелочки. В одной будут овощи и фрукты, в названии которых есть звуки (р), а в другой (л)
Игра «Разложи в тарелочки»
Воспитатель. – Ребята, зайчик хочет ещё что-то нам сказать.(Слушает зайку.)
Зайчик просит , чтобы вы нарисовали его и петушка. Но не просто, а штрихом.
(Воспитатель раздаёт листочки и карандаши. Напоминает, что рисовать надо от точки: ставится точка(глаз) и вокруг неё располагают штрихи. Дети рисуют.)
Рисуем героев.
Воспитатель. Какие красивые получились герои сказки! Смотрите, а зайчик наш стал весёлым. Он хочет угостить нас морковкой.
(Детям вручается сюрприз: картонная морковка с начинкой из настоящих конфет.)
Дети прощаются с гостями и уходят.
ВетСаша
Медведева Татьяна Петровна
Безрукова Татьяна Алексеевна