Конспект комплексного занятия с приоритетом логико-математических задач с детьми старшего дошкольного возраста «Путишествие на планету математики»
Конспект комплексного занятия с приоритетом логико-математических задач с детьми старшего дошкольного возраста
«Путишествие на планету математики»
Характеристика занятия: фронтальное, комплексное, с приоритетом
логико-математических задач, учебно-игровое.
Задачи:
Обучающие: формировать у детей сенсорно-познавательную и математическую компетенции, а именно – подвести к пониманию, что число не зависит от характера множества, величины элементов, их размещение и цвет; познакомить с составом числа «7» из двух меньших чисел: вправлять в порядковом и количественном числе, в определении предыдущего и следующего числа; усовершенствовать умение конструировать фигуры по заданным координатам, умение составлять цифры по словесной модели, ориентироваться на листе бумаги; усовершенствовать умение конструировать фигуры по заданным координатам, умение составлять цифры по словесной модели; продолжать учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия информации и примеры на добавление. Формировать базовые представления о окружающий мир, математические понятия.
Развивающие: развивать учебно-познавательные навыки – умение слушать, следить за ходом размышлений воспитателя, целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность; развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, комбинаторные
способности, смекалка, готовность решать проблемные задачи; расширять
словарный запас, активизировать фантазию, творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность; умение размышлять; интерес к логико-математических знаний.
Материал: листы бумаги, расчерченные на девять клеток по количеству детей; простые карандаши; развивающие игры В. Воскобовича: «Геоконт», «Двухцветный квадрат», «Методическая сказка о приключения Квадрата» - превращение 8-е, «Волшебная восьмерка», «Забавные цифры», «Шнур-затейник», Коврограф «Ящик» – «эталоны цвета»; письма со схемами и
координатами; доска; указка; Светофорчики; костюм для Малыша Гео; игрушка инопланетянина, аудиокассета с записью космической музыки
Предыдущая работа: Знакомство со сказками о приключениях Квадрата. Заучивание счета.
Дидактические игры: «Найди лишнюю фигуру», «Какой цифры не стало?», «Не помылись», «Зашифруют цифру»,Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Найди пару», «Чье звено скорее соберется». Рисование «Радуга – дуга».
Ход занятия:
Воспитатель: - Малыши, сегодня у нас не просто занятия, а фантастическое приключение - путешествие, и вы сейчас это поймете. Но сначала скажите, любите ли вы играть? Есть такая планета «Математика», там много игр и игрушек. Хотите отправиться на планету? Но она очень далеко от нас, и туда могут добраться только космонавты. Вы согласны?
– Космонавты очень смелые, сильные, умные, они умеют хорошо ориентироваться в просторны и много тренируются. И мы сейчас проведем небольшую тренировку для будущих космонавтов:
Вверх ладошки!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
(Руки сложили накрест перед грудью.)
(Дети выполняют вместе с воспитателем.)
– Молодцы, вы прошли подготовку и готовы отправиться на планету
"Математики". Но только у нас нет космического корабля. (Стук в дверь. заходит ребенок, одета в костюм Малыша Гео.)
Малыш Гео: Здравствуйте, друзья! Я Малыш Гео из Фиолетового леса. Не огорчайтесь, я помогу вам. С помощью этих схем и координат вы сможете построить космический корабль.
– Спасибо тебе, Малыш. Хочешь с нами улететь на планету «Математики»?
Оставайся и вместе с нами построй космический корабль. (Предложить детям присесть за столы.)
- дети, посмотрите на схемы и координаты. Читать их нужно слева направо. Давайте вместе прочтем: Б-4, Ж-2, Ж-4, З-3, Г-4, Г-2, Ф-2, Б-4. А теперь, сядьте ровно и приступайте к работы. (Дети на своих планшетах к игре «Геоконт» конструируют космический корабль за координатами. Окончание работы показывают сигнальным светофорчиком.) – Молодцы! Теперь у нас есть космический корабль. Вы, конечно, знаете, что на корабле должен быть пульт управления. И мы сейчас его нарисуем. Возьмите листок, расчерченный на девять
клеток и карандаш.
– Найдите среднюю ячейку, в ней мы нарисуем треугольник – это будет кнопка «Старт».
– В нижней правой клетке нарисуем квадрат – это кнопка «Стоп».
- В нижней левой клетке нарисуем круг – это кнопка включения света.
- Найдите верхнюю левую клетку и нарисуйте в ней прямоугольник – это будет кнопка связи с землей.
– В верхней правой клетке нарисуйте овал, эту кнопку мы будем нажимать, когда нужно открыть или закрыть иллюминаторы.
- В средней правой клетке нарисуем стрелочки снизу вверх - это кнопка ускорения, увеличение скорости.
- В средней левой клетке нарисуем стрелочки сверху вниз – это кнопка снижения скорости.
– В средней верхней клетке нарисуйте стрелочку справа налево. Это поворот корабля налево.
- В средней нижней клетке нарисуем стрелочки слева направо – это поворот направо.
– Молодцы! Перед полетом проведем проверку готовности пульта управления:
– Какая фигура нарисована в средней клетке?
– Где находится прямоугольник?
– Найдите овал и скажите, где он нарисован?
- Какая фигура расположена в нижней левой клеточке? (Дети отвечают на вопросы за помощью сигнальных светофорчиков.)
– Итак, пульт готов, приготовьтесь к полету, нажимаем кнопку «Старт»! Считаем отсчет:
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 (Звучит космическая музыка). Наш космический корабль набирает быстрота, мы уже в космическом пространстве. А вы знаете, что мы находимся в невесомости.
Представьте, что ваше тело легко, как пушинка, на вас не действует земное притяжение. Прошу всех выйти в Космическое пространство. (Дети свободно двигаются под музыку.)
- Малыши, все помещения на корабле называются отсеками. Каждый отдел имеет номер и шифр.
Теперь вы можете занять свой отсек и зашифровать его. Узнать номер отсека вам помогут «Зверюшки – цифрята». Возьмите карту с «Забавной цифрой» и попробуйте эту цифру построить на конструкторе «Волшебная восьмерка». (Дети строят каждый свою цифру.)
– Прекрасно, вы все справились с задачей. А теперь нужно свой отсек зашифровать под названием палочек в вашей цифре с помощью счета «кохлем – охлое…». Давайте сначала вспомним всю счётку. (Ответы детей: «кохлем-охле-желе-зеле-гели-сели-фе» с показом «Эталонов
цвета».)
– А теперь приступаем к кодировке. (Дети поочередно шифруют свои отсеки: 1 – «Желе-фи», 2 – «Охле-желе-зеле-гели-сели», 3 – «Охле-желе-зеле-сели-фи», 4 – «Кохле-желе-зеле-фи», 5 – « кохлем-охле-зеле-сели-фи», 6 – «кохлем-охле-зеле-гели-сели-фи», 7 – «охле-желе-фи», 8 – «кохлем-охле-желе-зеле-гели-сели-фи», 9 – «кохлем-охле-желе-зеле-сели-фи», 0 – «
кохлем-охле-желе-гели-сели-фе».
- Шифр других отсеков произносить вслух нельзя, так как в этих отсеках находится секретная информация
– Уважаемые космонавты! Мы с вами дружная команда. Значит, мы должны знать соседей своих отсеков.
– Наше путешествие продолжается. Мы летим уже достаточно долго, но не встретили ни одной звезды. Давайте откроем иллюминаторы и посмотрим, как красиво вокруг. Но куда исчезли все звезды? В тьме мы не найдем дорогу на планету «Математики»? Ничего, огорчаться не стоит.
Ведь у нас есть один, «Волшебный квадрат», умеющий превращаться. Послушайте сказку про очередное превращение квадрата: «Возможно потому, что звезды такие же колючие, как ежики, а возможно потому, что всем ежам снятся такие сны, Квадрату приснился необычный сон.
Ему приснился… звездный дождь. Было совершенно непонятно, откуда и куда летели звезды, но все они пролетали через него. Это было так здорово, что Квадрату тоже захотелось стать звездой. Проснулся Квадрат, когда что-то кольнуло его в сторону. Но он этому не удивился. Он догадался, что во сне превратился в звездочку.
– Спасибо тебе Волшебный квадрат. Мы обязательно научимся делать звезды и поможем вернуть их в небо. Внимательно выслушайте, как нужно сделать звезду. Сначала нужно сделать мышку. А мышку мы уже умеем делать. Затем угол квадрата согнуть внутрь. Вот и вышла звезда. Пожалуйста, приступайте к работе. (Дети конструируют звезду.)
– Все молодцы, справились с заданием.
- Мы возвращаемся домой, путешествие подходит к концу. Наша планета Земля - самая удивительная, так как только на ней есть воздух, земля, вода, живые организмы. Это наш общий дом, мы должны его беречь и охранять.
– Мы прилетели, Нажмите кнопку «Стоп». Вот мы и вернулись в детский сад.
– Вам понравилось путешествие?
- Что понравилось больше всего?
– Скажите, какие были трудности во время путешествия?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Благодарю вас, а в награду мы с вами идем играть в новую игру с планеты «Математики».
Трефилова Раиса Поликарповна