Конспект корекционно-развивающего занятия для детей старшей и подготовительной «В гостях у сказки»
Конспект корекционно- развивающего занятия для детей старшей и подготовительной к школе группы с элементами ТРИЗ
«В гостях у сказки»
Цель: Коррекция и развитие психических процессов.
Задачи:
Формировать у детей представления о целостном образе предмета.
Развивать пространственные представления и воображение.
Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие).
Способствовать созданию положительного фона, повышения уверенности в себе, устранения страхов, сплочения группы, развитие произвольного контроля.
Материалы:
Карта с названиями сказочных Королевств; волшебный клубочек, разрезные картинки с героями сказок, крылья бабочки и набор разноцветных геометрических фигур, волшебная палочка, карточки с картинками- противоположностями, волшебный сундучок, картинки с изображением сказочных персонажей, кукла- Страшила, Led-панель для рисования, маркеры для Led-панели, мягкие модули, птичка, бабочка, проектор, ноутбук, световой проектор «Лунный цветок».
Ход.
Дети заходят под музыку «Приключения Маши и Вити», садятся на ковре полукругом.
П: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.
Назовите свою любимую сказку.
Дети называют любимую сказку.
П: Ребята! Мы с вами попали в сказку. Как же здесь красиво!!! Мы сегодня с вами будем путешествовать по разным Королевствам и для этого нам понадобиться карта сказочной страны, а поможет нам по ней передвигаться волшебный клубочек.
П: Ну- ка! Клубочек! Подскажи нам с ребятами дорогу! (клубочек катится по карте и останавливается на Королевстве «Кривых зеркал»). Ребята, наш клубочек привел нас в Королевство «Кривых зеркал». А вы видите здесь зеркала?
Д: Нет!!!!!
П: Посмотрите внимательно! Кто- то разбил все зеркала! И остались от них одни кусочки Как же нам быть? Что делать? Как же нам узнать кто отражался в них?
Д: Надо кусочки собрать, чтобы получилась картинка. И тогда мы узнаем кто в них смотрелся!
П: Давайте соединим кусочки разбитых зеркал. (Дети соединяют кусочки в единую картинку- у каждого ребенка свой сказочный персонаж).
Игра «Разрезные картинки»
Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета,складывать картинку, разрезанную на 6 частей.
П: Ребята! Кто у вас получился? (дети называют своих сказочных персонажей). А скажите какие они по характеру?
Д: Веселый, грустный, добрый, злой, вредный и т.д.
П: Молодцы! Отправляемся в следующее Королевство (Психолог катит клубочек и он останавливается на Королевстве «Эльфов»).
П: Ребята, посмотрите Эльфы готовятся к празднику ко Дню рождению Дюймовочки. Они решили подарить ей красивые крылышки. Но, чтобы крылышки были красивыми их нужно украсить. Давайте им поможем.
Игра «Украшаем крылышки»
Цель: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий; развитие слухового восприятия, кратковременной слуховой памяти.
Психолог предлагает детям найти нужную геометрическую фигуру (по форме и по цвету) и правильно ее расположить на крыльях (на верхнем правом крылышке, на нижнем право крылышке, на верхнем левом крылышке, на нижнем правом крылышке).
Дети выполняют задание соответственно инструкции психолога.
П: Молодцы! Какая красота у нас получилась!!!! Как вы думаете Дюймовочке понравиться?
Д: Да!!!!
П: А мы путешествуем дальше! Следующее королевство «Маленьких волшебников».
Ребята! Я нашла волшебную палочку. Я превращаю вас в маленьких волшебников. Каждый из вас сегодня будет превращать различные предметы и их свойства в противоположные по смыслу.
Игра «Слова- наоборот»
Цель: развивать речь детей, внимательность и умение находить сходства и различия в представленных словах
Психолог кладет в центр карточку со словом (н: маленький), а дети касаясь его волшебной палочкой называют противоположное ему по значению (н: большой) и т.д.
П: Какие же вы молодцы! Ну просто настоящие волшебники! Ну, что путешествуем дальше! (Психолог бросает клубочек на карту и он останавливается возле паровозика).
Ребята! Посмотрите! Чтобы попасть в следующее Королевство нам надо проехать на поезде.
Игра «Паровозик».
Цель: создание положительного фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного, ориентировка в пространстве.
Ход игры. Дети строятся друг, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Ведущий диктует в каком направление движется поезд.
П: Здорово! Вот мы и приехали в следующее королевство «Сказочных героев» (психолог показывает детям на карте Королевство»).
П: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте.
Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей.
П: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.
Сейчас он спрятал одного из героев сказки среди других сказочных персонажей. А вам нужно будет его отгадать.
Игра «Да- Нет-ка»
Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.
Ход: Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы (Этот персонаж добрый? Этим вопросом мы делим картинки на две части, т.к. с одной стороны персонажи сказок- добрые, а с другой- злые).
П: Угадали- это Страшила! А кто помнит из какой он сказки! (дети отвечают: «Волшебник Изумрудного города») Правильно! А давайте его к нам позовем!
Д: Страшила! Мы тебя ждем! Иди к нам! (появляется игрушка- Старашила).
П: (говорит за Страшилу). Ребята, здравствуйте! Пока я к вам шел я потерял свой сундучок в котором лежала шапка. Как же я теперь без шапки зимой по улице пойду?
Игра «Маша- растеряша»
Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем шапка? Зачем варежки? Зачем подарки?..
Как играть: герой назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потерял шапку (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Как же я теперь зимой без шапки буду ходить? (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты.
П: Молодцы! Помогли Страшиле заменить потерянные предметы. Отправляемся дальше.
Следующее Королевство «Незаконченных картинок»
П: Ребята, посмотрите! Художник в сказочной стране забыл закончить картину. Давайте поможем ему. Каждый из вас дорисует какой- либо предмет, так, чтобы получилась картина.
Игра «Незаконченная картина»
Цель: развитие воображения, дивергентного мышления.
Перед детьми ведущий на Led- панели рисует части незаконченных предметов. Задача детей дорисовать предметы, так, чтобы получилась картина.
Затем ведущий ( после завершения картины) предлагает детям смотря в подзорную трубу разглядывать части картины и составить рассказ.
П: Мои маленькие путешественники. Предлагаю вам посмотреть на картину в подзорную трубу и рассказать, что вы видите на картине, придумать рассказ.
Дети фантазируя, рассказывают, что они видят.
П: Здорово! Какие вы молодцы!
Путешествие наше было долгим и вы наверное устали. Волшебный клубочек привел нас в сказочный сад. Предлагаю вам в нем немного отдохнуть.
Видеорелаксация «Волшебный сад».
П: На этом наше сказочное путешествие подошло к концу.
Дети садятся в круг.
Упражнение «Рефлексия».
П: Вам понравилось быть в гостях у сказок?
Д: Да.
П: А что понравилось? Что запомнилось больше всего? Что вам было сложно выполнять?
(Дети отвечают.)
П: «Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
Воспитатель раздаёт звездочки — сувениры.