Конспект коррекционно-логопедического занятия «Текст с пропущенными словами. Три весны»

4
0
Материал опубликован 9 June 2020



План-конспект коррекционно-логопедического занятия

Тема: «Текст с пропущенными словами. Три весны».

Цель: закрепление умения детей редактировать текст с пропущенными словами

Задачи:

Коррекционные-образовательные:

Закрепить умение работать с текстом, отвечать на вопросы;

Уточнять знания о времени года -весне;

Коррекционно-развивающие:

Обогащать словарный запас, уточнять значения слов;

Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез слов;

Развивать зрительное восприятия;

Формировать временные представления;

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.

Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: книга о весне с заклеенным снежинками текстом, картинка будильника, лучи солнца, ветка берёзы, ленточки белого, красного и зелёного цвета, картинки весеннего поля, леса и реки; картинки с изображением перелётных птиц; карточки -льдины со слогами; карточки –проталины с разрезанной верхней и нижней частью слов; карточки –квадраты с парными буквами; карточки с текстом с пропущенными словами; слова для справок.

Ход занятия:

Организационный момент:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


- Дети, вы любите загадки?


Работа с загадкой:

Ежедневно в 7 утра

Он трещит, вставать пора!

Странный житель на столе,

Раздаёт команды мне

«Утро! Надо просыпаться!

В школу срочно собираться!»

-Правильно, будильник!

(на доску вывешивается картинка будильника)

Будильник помогает просыпаться взрослым на работу, а детям в школу.

А в природе что будит всех по утрам?

Работа с загадкой:

Золотая кошка, лезет к нам в окошко?

(солнце)

(к будильнику добавляются лучи)

-Выплыло на небо солнышко, и начало рассылать на землю лучи, будить землю от зимнего сна.

-Значит какое время года наступило?

-Потому что сейчас какой месяц? (март) Март какого времени года месяц?

А какое сегодня число? (18 марта)

2.  Сообщение нового материала.

-Через два дня будет большой праздник хакасского народа, он называется Чыл Пазы -праздник хакасского Нового года. В переводе голова года, начало года. Многие народы по традиции встречают Новый год в ночь на 1 января. Но хакасы, празднуют Новый год весной, в День весеннего равноденствия – 20 марта. В этот день просыпается природа.

НОЧЬ = ДЕНЬ (день равен ночи)

А затем день дальше будет увеличиваться.

-Дети, какое это дерево?

Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В день праздника Чыл Пазы совершается такой обряд. Берёзу трижды обходят по ходу солнца и навешивают ленточки чалама белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая и т.д

Сейчас я хочу повязать ленточку и загадать желание, чтобы вы, ребята, хорошо занимались сегодня на занятии и всегда хорошо учились.

Основная часть:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, любите ли вы читать книги? Весна вам прислала книгу. Как она называется.

Вы хотите её прочитать?

Давайте откроем её. Сможем ли мы её прочитать?

А вы сможете сами вспомнить о весне и написать книгу о ней?

Посмотрите на картинки, что на них изображено?

Как выдумаете, какая же первая весна придёт, лесная, речная или полевая?

Где появятся первые признаки весны.

Актуализация знаний учащихся:

Первой приходит весна полевая.

Прилетают птицы, а какие птицы прилетают первыми, мы отгадаем.

Всех перелетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Взад-вперед по пашне вскачь, 
А зовётся птица... (грач) (картинка)

Что такое пашня? Звуковые кнопочки. Ребята, а давайте посчитаем, сколько звуков в слове грачи?

Какие еще птицы прилетают весной?

Работа с квадратами. Зачеркните одинаковые буквы и вы узнаете, какие птицы прилетают после грачей. Как называется домик скворцов, который делают для них люди?

Решите пример, и вы узнаете, какие перелётные птицы еще возвращаются из тёплых стран одновременно со скворцами.

жаба – ба + ворона-а + ок=жаворонок (картинка жаворонка)

Жаворонки одни из немногих птиц, которые поют на лету. Они делают свои гнёзда на земле.

Что же еще происходит весной ? Как называются места, где растаял снег и появилась земля?

Задание:

-Ребята, соберите проталины из половинок слов, и вы узнаете, чем питаются птицы, когда возвращаются в наши края.

(червяки, насекомые, зерно)

Каким птицам отдадим червяков? Насекомых? Зерно?

Грачи таскают из земли червяков, скворцы ловят насекомых, а жаворонки ищут прошлогоднее зерно.

Вторая идет весна речная. Что происходит на реке?

Что делает лед на реке? (Под действием воды и солнца лёд на реках темнеет, трескается, ломается. Начинается ледоход. Льдины, плывут по реке, наталкиваются друг на друга. По пути они тают.

Как образовалось слово ледоход? Какая гласная буква соединила слова «лёд» и «ход» (видео ледохода)

-Правильно, гласная буква о. Давайте покажем эту букву руками.

Прилетают водоплавающие птицы. Что значит водоплавающие?

Задание: соберите одинаковые льдины, и вы узнаете, какие водоплавающие птицы прилетят, когда растает лёд на водоёмах.

(гуси, утки, лебеди)

Какие птицы лишние. Почему? Физминутка:

К нам весна-красна идёт!

Тает, тает в речке лёд.

Всё теплей, теплей погода

До начала ледохода.    

Что шумит там, вдалеке?

Что случилось на реке?

Лёд трещит, ломается.

Льдины появляются. 

Какая весна идет третьей?

Что происходит с деревьями в лесу? Откуда появляются листочки?

Что делают птицы?


Дети, перед вами текст. Но что с ним произошло? Слова вышли из текста и потерялись. Помогите вернуться им в свои предложения.

Каждый из вас будет писать рассказ о разной весне.


Ответы детей.



- Книга о весне.

- Нет, все страницы засыпаны снегом.





-На них изображено поле, река, лес.

Ответы детей.











Отгадывание загадки.

Дети определяют семантику слова пашня. Это вспаханное поле, которое вскопал трактор, готов его к посадке.



Звуковой и слоговой анализ слова. Подчеркивают гласные, мягкие согласные, твердые согласные, делим на слоги и ударение.

Работа с карточками (расшифровка слова –скворцы). – Люди делают для скворцов- скворечники.



Работа с слоговым примером (расшифровка слова –жаворонки).



-Такие места называют проталинами.





Работа с карточками-проталинами (составление слов названия еды для птиц)



Ответы детей.









- Лед трескается, ломается.





-Лёд ходит, соединительная гласная о.



Пальчиковая гимнастика (буква о)

-Они плавают по воде.

Работа с карточками-льдинами (составление слов из слогов, названия птиц).

Определение лишнего слова, доказательства. -Голуби, не водоплавающие птицы.

Речь и движения.







Ответы детей.

-Идёт весна лесная. Листочки появляются из почек. На деревьях набухли почки, птицы стали выводить своих птенцов.

Работа с карточками. Редактирование текста с пропущенными словами

«Три весны».

(индивидуальные карточки для каждого ученика)

1.Глеб-о весне полевой

Первая весна _____________. На земле чернеют _____________. Прилетают птицы: __________, ________,__________.

Грачи таскают из земли_____________. Скворцы ловят __________________. Жаворонки ищут _______________.

(слова для справок: полевая, проталины, грачи, скворцы, жаворонки, червей, насекомых, зерно)

2.Руслан- о весне речной

Вторая весна- __________. На реке треснул толстый ________. Поплыли ___________. Начался _________________.

Рады водоплавающие птицы: __________,

__________,____________.

Слова для справок: (речная, лёд, льдины, ледоход, гуси, утки, лебеди)

3.Егор -о весне лесной


Третья весна -________________. На деревьях набухли ________________.

Птицы стали выводить своих __________.

Чтение полученных текстов.




5. Рефлексия.

- Ребята, понравилось ли вам писать книгу о весне?

Что запомнилось вам о весне полевой? о речной? о лесной?














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.