Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в старшей группе: «Путешествие в страну Радость»
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в старшей группе: «Путешествие в страну «Радость»
Цель занятия: развитие эмоциональной сферы и компетентности дошкольников, формирование доброжелательных, дружеских взаимоотношений в разных коллективах, среди сверстников, а также со взрослыми.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с миром эмоций;
- научить ребенка, понимать свои эмоции и чувства;
- научить ребенка, понимать эмоции и чувства окружающих людей;
- развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме.
Ожидаемые результаты:
- понимают свои эмоции и эмоции других людей;
- способны сдерживать себя и выражают свои эмоции в социально приемлемой форме;
- выражают доброжелательность в общении с детьми и с взрослыми.
Предварительная работа:
1.Подготовительный этап:
- изучение литературы;
- разработка наглядности;
- обогащение образовательной среды;
2. Практический этап:
– беседа;
- игры;
- чтение художественной литературы;
3. Заключительный этап:
- проведение занятия
Оборудование:
-конверт, письмо;
- картинки с изображением эмоций (на лице человека);
-магнитофон;
- аудиозаписи (музыка: радостная, тревожная, спокойная, и т.д.);
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Рада вас сегодня видеть!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Психолог: Ребята! Сегодня утром по электронной почте мне пришло видеописьмо. Давайте посмотрим на экран и послушаем.
«Здравствуйте, ребята! Обращаются к вам жители страны «Радость»! Наша страна очень красива и прекрасна. Жители ее очень дружные и всегда в хорошем настроении. Но вот однажды в нашу страну прилетел злой волшебник, ему не понравилась наша страна. И он всех заколдовал. И теперь всё стало серым и скучным, птицы не поют свои чудесные песни, жители перестали улыбаться. Помогите нам, пожалуйста! Жители страны «Радость».
Психолог: Ну, что, ребята, поможем жителям? Расколдуем страну «Радость», вернем им радостные эмоции!
Дети: да!
Педагог - психолог: тогда отправляемся в путь. А полетим мы с вами на ковре самолете!
Звучит звук полета, дети располагаются на ковре, расстеленном педагогом.
Психолог: Ребята, вот мы с вами и прилетели. Послушайте внимательно, кажется, музыка играет?
Психолог: какого настроения эта музыка?
Дети: грустная.
Психолог: давайте внимательно посмотрим на эту картинку и скажем, какая это эмоция?
Дети: грустная, печальная
Психолог: А расскажите мне вы когда-нибудь грустили? А расскажите когда и почему!
Дети отвечают.
Психолог: подумайте и ответьте, может ли человек обходиться без эмоции «грусть»?
Дети: нет.
Психолог: ну что ж, отправляемся дальше.
Психолог: ребята, послушайте загадку
Летит огненная стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
Дети: молния
Психолог: а когда бывает молния?
Дети: летом, когда идет дождь
Психолог: правильно, а еще при этом грохочет гром и становится страшно!
Психолог – давайте внимательно посмотрим и скажем, какая это эмоция? Дети: это страх
Психолог: А расскажите мне вам когда-нибудь было страшно? А расскажите когда и почему!
Дети отвечают.
Психолог: А давайте поиграем в игру «Страшные звуки», будем слушать разные звуки, среди них есть пугающие и успокаивающие, мы с вами будем их угадывать!
Психолог: подумайте и ответьте, может ли человек обходиться без эмоции «страх»?
Дети отвечают.
Психолог: молодцы ребята! А давайте еще поиграем со страхом.
Проводят игру «Я страшилок не боюсь, в какого хочешь - превращусь!»
Психолог: А нам пора идти дальше ...
Психолог: давайте внимательно посмотрим на одного из жителей страны и скажем, какое у него настроение (описание картинки злость)?
Дети отвечают.
Психолог: Молодцы, это эмоция злость. Расскажите вы когда-нибудь злились? А расскажите когда и почему!
Дети отвечают.
Психолог: подумайте и ответьте, может ли человек обходиться без эмоции «злость»?
Дети отвечают.
Психолог: А давайте поиграем в игру «Могут ли мамы злиться ...»
Дети садятся на стулья полукругом. Психолог задает вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», ноги стоят вместе. Я буду задавать вопрос, когда мама может злиться, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
- Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
- Мамы злятся, когда едят мороженое.
- Мамы злятся, когда на них кричат.
- Мамы злятся, когда им дарят подарки.
- Мамы злятся когда, опаздывают с ребенком в детский сад.
- Мамы злятся, когда о маме говорят «плохая».
- Мамы злятся, когда берут их вещи без разрешения.
- Мамы злятся, когда их любят.-
Психолог: как вы думаете, любовь и доброе отношение может растопить любую злость?
Ответы детей.
Психолог: ребята, а как еще можно победить злость?
Дети перечисляют уже известные им способы коррекции (например, я предлагаю рвать бумагу и кидаться её в корзину злости, или сделать мягким крупный ком пластилина).
Психолог: ребята, посмотрите, какая красивая солнечная поляна. Давайте здесь немного остановимся и отдохнем!?
Проводится упражнение «Солнечный зайчик».
А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза.
Тихо все. На ветке замер каждый лист.
Из кустов несется соловьиный свист.
Потемнело небо там, в дали лесной.
Солнце закатилось, и настал покой.
Психолог: ребята, какое у вас было настроение, когда мы находились на поляне??
Дети: спокойное.
Психолог: давайте внимательно посмотрим и скажем, какая это эмоция (описание картинки спокойствие).
Психолог: что это за мелодия играет? Какого она настроения?!
Дети: радостная!
Психолог: Молодцы, это эмоция радость. Расскажите, вы когда-нибудь радовались? Расскажите когда и почему!
Дети отвечают.
Психолог: подумайте и ответьте, может ли человек обходиться без эмоции «радость»?
Дети отвечают.
Психолог: ребята, а давайте напомним жителям станы, как же выглядит радостный человек!
Проводится игра «Покажи радость»
Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются:
- При встрече с мамой;
- Когда встречают гостей в свой день рождения;
- Когда вы встречаетесь утром в детском саду;
- Когда идут в цирк;
- Когда получают подарок;
- Когда вас кто-то насмешит;
- Когда играют в веселую игру.
Психолог: ребята, а давайте вспомним, как же можно доставить радость!
Ответы детей.
Психолог: ребята, посмотрите на экран, кажется жители страны «Радость» снова заулыбались!
На экране появляются веселые жители: «Ребята, жители страны «Радость» очень вам благодарны за то, что вы смогли нас расколдовать и снова вернули нам улыбки!»
Психолог: ребята, в благодарность за помощь жители страны «Радость» приготовили для вас подарки.
РЕФЛЕКСИЯ: А что хорошего вам запомнилось в нашем путешествии, что вам понравилось? Каждый из вас хочет быть в каком-то настроении? Какое настроение возникло после нашего путешествия?
Психолог: Вот и закончилось путешествие и нам пора возвращаться.