Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие по Песочной стране»
Матросова Елена Викторовна,
педагог-психолог
МБОУ «Лицей №12 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
"Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие по Песочной стране"
Цель: обратить внимание родителя и ребёнка на собственные ощущения и чувства;
вывести на уровень сознания подавляемые мысли, чувства, потребности;
развитие сплоченности и конструктивных детско - родительских отношений;
получить материал для интерпретаций и диагностических заключений;
Задачи:
регуляция мышечного тонуса и снятие напряжения с мышц пальцев рук;
развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок».
Оборудование: песочница, ракушки, камушки, бусинки, кисточки, трубочки.
Ход занятия
Вводная часть.
Упражнение: «Здравствуй, Песочная страна!» (выполняет родитель и ребёнок).
- Давайте поприветствуем песок. Положите свои ладошки на песок. Давайте погладим его внутренней, затем внешней стороной ладошки.
-Что вы ощущаете? Какой песок (структура)?
-Вот «ползут змейки» - ребёнок и родитель расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
-«Пробегают жучки-паучки» (движение всеми пальцами, имитируя движение насекомых на поверхности песка). Опасность! (кисти рук полностью погрузились в песок) Затаились! (сжались в кулаки, набрав песок). Опасность миновала.(песок из кулачков высыпается в песочницу).
!Разравнять поверхность песка линейкой.
Основная часть.
Упражнение: «Кораблик» (выполняется поочерёдно родитель и ребёнок).
Сложите свои ладошки так, чтобы получился кораблик. Сейчас наш кораблик поплывёт по песку этой волшебной страны (выполнение движений сопровождается словами психолога:«Плывёт кораблик по волнам, а мама(папа)-капитан», «Плывёт кораблик по волнам, Никита-капитан» «Волны» лёгкими движениями пальцев создаёт ребёнок, родитель погрузив кисти рук в песок).
-И вот мы достигли берега.!Разравнять поверхность песка линейкой.
Упражнение «Цветочки» (выполняет родитель и ребёнок).
Поставьте свои руки внешней стороной на песочек (выполнение движений сопровождается словами:«Прямо из песочка выросли цветочки, раскрываются цветы необычной красоты»).Психолог спрашивает маму и ребенка: «Любите ли вы получать подарки? А делать подарки?». Сегодня мы с вами будем делать подарки друг другу.Затем каждый, выкладывая разные камушки, бусинки, должен украсить цветы друг друга, при этом произнося поочерёдно друг другу ласковые слова (положительные качества характера). Выросли волшебные цветы в Песочной стране.
!Разравнять поверхность песка линейкой.
Упражнение: «Что под песком?»
Волшебство в Песочной стране не закончилось.
Психолог: В песочнице спрятан цветик-семицветик. Вам нужно найти лепестки и собрать цветок. Ребёнку и родителю предлагается откопать лепестки, используя кисточки, трубочку или руками. После того как цветок собран, каждый берёт лепесток и дарит с пожеланиями партнёру. Если пожелание нравиться, то адресат оставляет лепесток у себя. Если пожелание не нравиться, то лепесток берёт, но кладёт на стол. Последний лепесток дарит психолог обоим как знак гармонии отношений в системе «родитель-ребенок».
Уважения, понимания, любви и доверия вашей семье.
!Разравнять поверхность песка линейкой.
Заключительная часть.
- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?
- Какие чувства вы сейчас испытывайте?