Коррекционно- развивающее занятие на тему «Мир животных»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Д/с №22 «Город детства»
_____________ Н.Я.Литвинова
«___» _______2020 г.
Конспект сказкотерапевтического коррекционно-развивающего занятия
на тему: «Страна животных»
Подготовил педагог-психолог:
Миронова Анна Сергеевна
Дата проведения «30» июня 2020 г.
р.п. Дрожжино
2020 г.
Цель: Развитие эмоциональной адекватности, мотивации на принятие и поддержку другого.
Задачи:
1. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы.
2. Развитие произвольного внимания и памяти.
3. Формирование восприятия внешнего выражения эмоций.
4. Развитие общей моторики.
Используемые методы и техники — мультимодальный подход:
- Сказкотерапия.
- Игротерапия.
- Психогимнастика.
- Дидактическая игра.
Категория участников: Дети дошкольного возраста.
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: Детям необходимо пролезть через обруч, не задев его. Если кто-то задевает, возвращается на исходное место. Важно, чтобы ребята помогали друг другу пролезать через отверстия. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено. Пройдя через обруч, дети оказываются в сказке.
Материалы, оборудование: Паутина, связанная из веревок таким образом, чтобы в ней было столько отверстий, сколько детей в группе. Отверстия в паутине должны быть разного размера, но с учетом того, что через них должны пролезть дети. Паутина натягивается как волейбольная сетка и закрепляется.
Хронометраж: 3-4 мин.
Этап 2. Рассказывание сказки «Про кота Рыжика»Цель: Ознакомление детей со сказкой, последовательностью событий; развитие познавательного интереса.
Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку «Про кота Рыжика».
Материалы, оборудование: Текст сказки «Про кота Рыжика».
Хронометраж: 2-3 мин.
Сказка про кота Рыжика (Е. Л. Набойкина)«Скворцы»
В саду на дереве висел скворечник. В нем жили скворцы. Совсем недавно у них вылупились птенцы. Папе-скворцу и маме-скворчихе приходилось очень много работать. Ведь их детки-птенчики хотели кушать. Скворцы приносили своим птенцам в клюве разных жучков, червячков. Как-то раз, когда папы и мамы не было дома, к скворечнику стал подбираться кот Рыжик. Он уже даже засунул лапу в скворечник. Птенцы очень сильно испугались и стали громко кричать: «Тюи... Тюи...» Их крик услышали папа и мама, они прилетели и увидели кота Рыжика, который пытался залезть к ним в домик. Они очень сильно разгневались. Стали налетать на кота Рыжика и клевать его. Кот испугался и убежал. А скворцы обрадовались, что все целы и невредимы и весело зачирикали: «Чирик... Чирик...».
Этап 3. Этюд «Повторяка»
Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие восприятия эмоциональных состояний через графические изображения.
Содержание этапа: Детям предлагается показать следующие моменты сказки:
- испуг птенцов;
- гнев скворцов-родителей;
- испуг кота;
- радость скворцов.
Если дети затрудняются выполнить задание самостоятельно, взрослый изображает на своем лице страх, злость, радость и просит детей повторять за ним. Ведущий демонстрирует карточки в соответствии с каждым эмоциональным состоянием.
Материалы, оборудование: Карточки с графическим изображением страха, злости, радости (см. Приложение 10).
Хронометраж: 4-6 мин.
Этап 4. Подвижная игра «Кот и мыши»Цель: Развитие общей моторики, ловкости движений, способности быстрого реагирования; формирование и развитие самоконтроля (строгое соблюдение правил игры); активизация адекватного эмоционального реагирования.
Содержание этапа: Один из детей исполняет роль кота, остальные становятся мышами. Кот ловит мышей (необходимо только дотронуться до мыши), после этого мышь отправляется в домик кота (специально отведенное место). При выборе нового кота игра повторяется (не более двух раз). На роль кошки лучше выбрать робкого, неуверенного в себе ребенка. Нежелательно выбирать активного, имеющего склонность управлять другими ребенка.
Материалы, оборудование: Шапочка-маска кота.
Хронометраж: 4-6 мин.
Этап 5. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Волшебная нора»Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с котом и мышками. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.
Материалы, оборудование: Обручи- 2 шт.
Хронометраж: 3-4 мин.
Этап 6. Анализ и самоанализ занятия.
Дата проведения 30 июня.
Количество групп | 7 |
Количество детей | 69 |
Начало занятия «беседа о животных» подготовило детей к более спокойной деятельности. Дети рассказали, что утром воспитатель им рассказывал. Таким образом мы закрепили материал.
«Ритуал входа в сказку» стабилизирует эмоциональное состояние детей, решает задачу на коррекцию гиппофункции и гиперфункции. Успокаивает и организует гиперактивных детей, тонизирует пассивных. Создается настрой на совместную работу.
Наблюдались проблемы детей на 3 этапе занятия, не все дети знают, как проявлять эмоции. Благодаря иллюстрированному материалу им все же удалось показать необходимую эмоцию по сюжету сказки (как испугались птенцы? Как разозлились мама и папа скворцы? Как обрадовались? И т.д.
Активная сюжетно-ролевая игра помогла детям преодолеть трудности контакта с остальными, произошло сплочение детей. Дети поняли, что вместе играть очень весело и узнали о новой игре «Кошки-мышки».
«Ритуал выхода из сказки» подготовил детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде, но уже с приобретенным опытом совместной деятельности.
Цели и задачи при проведении данного занятия были достигнуты.
Рекомендации: работать с детьми в данной области, формировать восприятие внешнего выражения эмоций.
Технологическая карта сказкотерапевтического коррекционно-развивающего занятия
«ЖИВОТНЫЕ»
Цель: Развитие эмоциональной адекватности, мотивации на принятие и поддержку другого.
Задачи:
1. Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы.
2. Развитие произвольного внимания и памяти.
3. Формирование восприятия внешнего выражения эмоций.
4. Развитие общей моторики.
Используемые методы и техники — мультимодаль-ный подход:
- Сказкотерапия.
- Игротерапия.
- Психогимнастика.
- Дидактическая игра.
Категория участников: Дети дошкольного возраста.
Этап | Назначение | Содержание этапа | Материалы и оборудование | Хронометраж | |
Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «волшебная нора» | Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку. | Детям необходимо пролезть через обруч, не задев его. Если кто-то задевает, возвращается на исходное место. Важно, чтобы ребята помогали друг другу пролезать через отверстия. Игра заканчивается, когда препятствие преодолено. Пройдя через обруч, дети оказываются в сказке. | Магнитофон, запись умеренно спокойной музыки | 2-3 мин | |
Рассказывание сказки «Про кота Рыжика» | Ознакомление детей со сказкой, последовательностью событий; развитие познавательного интереса. | Ведущий рассказывает сказку «Про кота Рыжика». | Текст сказки «Про кота Рыжика». | 2-3 мин. | |
3. Этюд «Повторяка» | Расширение представлений детей об эмоциях; развитие восприятия эмоциональных состояний через графические изображения. | Детям предлагается показать следующие моменты сказки: - испуг птенцов; - гнев скворцов-родителей; - испуг кота; - радость скворцов. Если дети затрудняются выполнить задание самостоятельно, взрослый изображает на своем лице страх, злость, радость и просит детей повторять за ним. Ведущий демонстрирует карточки в соответствии с каждым эмоциональным состоянием. | | 4-6 мин. | |
4. Подвижная игра «Кот и мыши» | Развитие общей моторики, ловкости движений, способности быстрого реагирования; формирование и развитие самоконтроля (строгое соблюдение правил игры); активизация адекватного эмоционального реагирования. | Один из детей исполняет роль кота, остальные становятся мышами. Кот ловит мышей (необходимо только дотронуться до мыши), после этого мышь отправляется в домик кота (специально отведенное место). При выборе нового кота игра повторяется (не более двух раз). На роль кошки лучше выбрать робкого, неуверенного в себе ребенка. Нежелательно выбирать активного, имеющего склонность управлять другими ребенка. | Шапочка-маска кота. | 4-6 мин. | |
5. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Волшебная нора» | Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей. | Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с котом и мышками. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности. | Обручи- 2 шт. | 3-4 мин. | |
6. Анализ и самоанализ занятия. | Повышение уровня педагогического мастерства и продуктивности педагогической деятельности. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Развивать умение оценить свою профессиональную деятельность. | Самоанализ – это анализ собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. Анализ собственной работы. | Кабинет, письменные принадлежности, компьютер. | 15-20 мин. |