Конспект квест-игры на тему «Буквы Б–П, звуки [б]–[п]»
Логопедическое занятие в 1 Б/д классе
Тема: Буквы «Б» - «П» и звуки [б] -[п].
Цель: Формировать умение обозначать звуки [Б] - [П] соответствующими буквами.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: различение звуков [б]-[п] на слух и в произношении на материале слогов, слов и предложений; уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными; формирование навыков буквенного анализа; закрепление навыков звукового анализа;
Коррекционно-развивающие: учить различать звуки [б] -[п], выделять заданный звук в составе слога, слова, предложения; использовать тактильно-кинестетический контроль для различения данных звуков;
Коррекционно-воспитательные: развивать умение слушать собеседника.
Материалы и оборудование: картинный материал: баржа, машина, мотоцикл, пароход, картинки с колокольчиком и наушниками, павлин, барсук; старая пожелтевшая записка с потрёпанными краями, записка с предложением, кусочки рваной карты, кроссворд, музыкальная физкультминутка, карточки с буквами слова «спасибо».
Ход занятия:
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организацион- ный момент | -Приветствие. -Вчера мы нашли на берегу нашей реки бутылку, в которой оказалась записка и кусочки рваной бумаги. Хотите прочитать, что там написано? (Старая пожелтевшая записка с потрепанными краями). -Логопед читает содержимое записки: «Меня зовут пират Чёрная Борода. Однажды я узнал, что на острове Пальма спрятаны сокровища. Я собрал команду и отправился в путешествие. Уже через месяц мы причалили к берегу острова. Мы очень долго искали сокровища, перекопали весь остров, но ничего так и не нашли. Если вы найдете эту записку, отправляйтесь в плавание и отыщите сокровища. С уважением, гроза Карибского моря пират Чёрная Борода. Попутного вам ветра!».1-я часть карты прилагается. - Ну, что, ребята, займемся поисками сокровищ? -Посмотрите на доску, что там изображено? -Давайте выберем транспорт, на котором мы могли бы отправиться в путешествие по морю (баржа, машина, мотоцикл, пароход). -Что такое баржа? (подкрепляется картинкой) -Правильно, на барже и пароходе. Как вы думаете, почему мы отправимся в путешествие на разном транспорте? -Правильно, по пути может многое случиться, так будет безопаснее. | -Здороваются -Слушают -да! -Знакомятся с транспортом, выбирают для путешествия. -корабль для перевозки различных грузов -в путешествии может случится всякое, так будет безопаснее. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объявление темы занятия | -Какой первый звук в слове баржа? -Какой звук [б]? Согласный или гласный? -Почему? -Посмотрите друг на друга и произнесите звук [б]. -Какая преграда встречается? -Звонкий или глухой? -Почему? -Правильно звук [б], а буква «Б» (логопед записывает на доске). - Какой первый звук в слове пароход? -Какой звук [п]? Согласный или гласный? -Почему? -Посмотрите друг на друга и произнесите звук [п]. -Какая преграда встречается? -Звонкий или глухой? -Почему? -Правильно звук [п], а буква «П» (логопед записывает на доске). -Чем похожи эти звуки? -Чем отличаются эти звуки? -Как вы думаете, о каких звуках сегодня будем говорить? -Ребята, у вас у каждого на столах есть картинки. У кого на картинке изображен колокольчик, на каком транспорте вы поедете в путешествие? -Почему? -У кого на карточках изображены наушники на каком транспорте поедете в путешествие? -Почему? -А как вы думаете, чего у нас не хватает, чтобы отправиться на поиски клада? -Правильно, нам обязательно нужна карта. -Сокровища закопал самый старый и страшный пират, а карту он разорвал на несколько кусочков и разбросал по всему океану. Чтобы нам найти клад, нужно пройти много препятствий и отыскать все кусочки карты. Мы сложим кусочки карты и отыщем сокровища. Ну что команда готова? Тогда в путь! Вперед за сокровищами! | -Звук [б] -Согласный -Встречается преграда -Губы -Звонкий -Горло вибрирует -Звук [п] -Согласный -Встречается преграда -Губы -Глухой -Горло не вибрирует -Они согласные -Звук [б] звонкий, а [п] глухой -Будем говорить о звуках [п] -[б] -На барже, так как в слове баржа звук [б] звонкий. -На барже, так как в слове пароход звук [п] глухой. -Карты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть | -Возле пещеры на карте стоит цифра 1, а это значит, что следующий кусочек карты там! - Пират оставил нам подсказку, давайте ее прочитаем: «Кусочек карты спрятался между буквами, слогами, словами. Как только вы услышите звук «б» поднимите колокольчики. Как только услышите звук «п», поднимите карточку с наушниками. (К, п, г, б, пы, бо, бы, па, бочка, палка, арбуз, бант, стул, пуговица, баранка, тарелка, стол, забор, паук, солнце, кровать, баран, окно, банка, папа, лось, лист, парта, конь, пакет) -Молодцы, мы получили первый кусочек нашей карты. Отправляемся дальше! -На изображении острова стоит цифра 2, а это значит, что следующий кусочек карты должен быть там! Отправляемся. -Посмотрите, мы нашли еще одну подсказку! Давайте прочитаем. «Решите кроссворд - в нем спрятаны названия животных, живущих на этом острове». Чтобы решить кроссворд нам даны загадки, я буду читать, а вы внимательно слушайте и попытайтесь отгадать. После того, как угадали загадки проверяют и выбирают в куда запишут отгадку. Что за чудная картина- Между веток – паутина! Кто же был умелый ткач? Может белка, может грач? Может быть колючий ежик? Сколько надо было ножек, Чтоб сплести из паутины Расчудесную картину? У «ткача» есть много «рук», И зовут его…(паук) Все жужжит, жужжит, жужжит, Над цветком она кружит, Целый день, словно юла, А зовут ее…(пчела) Распустила крылья птица, И горит, и золотится. Из заморских к нам долин Этот хвост принес… (павлин) Он сын мамочки рогатой, Он корове будет братом, Сдвинет с места грузовик, Если вдруг захочет…(бык) Лоб крутой, рога кольцом- Удалец из удальцов. Он противник очень строгий, Не свернешь его с дороги: Без разбору-на таран, Потому что он… (баран) Дом-глубокая нора, Ночь-рабочая пора, Корм-лягушка, черный жук, Там в лесу живет…(барсук)
-Молодцы, мы получили следующий кусочек карты! Отправляемся дальше! -Вдруг, подул сильный ветер, начался шторм! Буря и ураган сплелись в одно явление, не давая командиру корабля и матросам проплыть. Вдруг сильные волны выбросили на берег акулу. Она подскажет куда двигаться дальше, если мы выполним ее требование. Она заскучала и просит, чтобы мы ее развеселили, станцевав настоящий матросский танец. -Молодцы, вот мы с вами получили последнюю часть нашей карты и может смело двигаться к кладу. | -Выполняют -Отгадывают загадки, решают кроссворд Выполняют физкульминутку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление | -Посмотрите, пираты добрались быстрее нас и уже ищут клад. Кому же он достанется? -Посмотрите, тут какая-то записка, давайте ее попробуем прочитать: песке дубом закопан в Клад под. -Вы поняли, где спрятан клад? -Давайте попробуем составить красивое и понятное предложение. -Запишем это предложение у себя в тетради графически, каждое слово отметим горизонтальной линией. -В этом предложении есть короткие и длинные слова. Как отметим короткие? Длинные? -Сколько слов в данном предложении? -При написании предложения какое правило нужно вспомнить? -Давайте посмотрим. Есть ли в первом слове звуки [б] -[п]. - Есть ли во втором слове звуки [б] -[п]. -Как узнали, что звук [п]? -Где находится звук [п] в начале в середине или в конце слова? -Отметьте в схеме второго слова посередине букву «п». - Есть ли в третьем слове звуки [б] -[п]. - Есть ли в четвертом слове звуки [б] -[п]. -Послушайте внимательно, как я произношу в этом слове звук [п]? - Есть ли в пятом слове звуки [б] -[п]. -Как узнали, что звук [п]? -Где находится звук [п] в начале в середине или в конце слова? -Отметьте в схеме пятого слова в начале букву «п». -Есть ли в шестом слове звуки [б] -[п]. -Как узнали, что звук [б]? -Где находится звук [б] в начале в середине или в конце слова? -Отметьте в схеме шестого слова в середине букву «б» -Молодцы! | -Читают записку -Нет -Составляют предложение -Короткие –короткой линией, длинные-подлинней -6 слов -Первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка. -Подставим ладошку к горлу, не вибрирует -Отмечают -Мягко -выделили звук и поверили горлышком -выделили звук и поверили горлышком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог занятия | - Вот и наше путешествие подошло к концу. -О каких звуках мы сегодня говорили на занятии? А вот и наше сокровище! -Посмотрите, тут буквы, давайте составим из ни слово. -Вы сегодня все очень хорошо поработали, большие молодцы. -До свидания! | -Подводят итоги занятия -О звуках [б] -[п] -Молодцы |