Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «В мире животных»
Конспект
Логопедического занятия в подготовительной группе по теме:
В мире животных.
Цель: активизация словаря по теме «Животные жарких стран»
Задачи:
- развивать связную речь;
- учить понимать образные выражения;
- развивать навыки словообразования (детеныши животных)
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- развивать мышление (операции сравнения, анализа и синтеза), развивать внимание, умения понимать смысл образных выражений,
Оборудование: проектор, компьютер, клей, ножницы, изображения животных, лист бумаги формата А 3.
Ход:
Вводная часть. Психогимнастика «Животный мир» Чистякова. Цель игры. Развивать активное внимание.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
2. Основная часть
В джунглях звон везде летит,
Если слон вовсю трубит.
А у жирафа шея длинная,
И все видать ему вокруг.
У зебры грива лошадиная,
Она для всех хороший друг.
А по пустыне поутру
Легко скакала кенгуру.
От солнца все в глазах искрится
С тигрятами лежит тигрица.
В далекой Африке за всех
Отвечает храбрый лев.
- Как вы думаете, о ком мы будем с вами говорить? (О животных)
- А как вы думаете, где они живут? ( В Африке)
Упражнение – визуализация. (Играет спокойная музыка)
Закройте глаза и представьте Африку. Пустыня… Вокруг - то желтые камни, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. (спросить о чувствах)
- Кроме Африки есть и другие жаркие страны – Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные.
- Кто это? (слон)
- Существует два вида слонов: африканские – самые крупные животные и индийские – меньше. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая и без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой и посыпают пылью. Если приручить слона, то он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать, защищать хозяина от врагов. В древности слонов использовали во время войн. Слон очень умное животное, поддается дрессировке, выступает в цирке.
- Кто имеет один рог? Отгадайте … (носорог)
- Почему он так называется?
- Кто это? (бегемот).
- Предлагаю поиграть в игру «Найди чем похожи и чем отличаются».
Цель: развитие операции мышления – сравнения. Дети называют сначала черты сходства, а затем – различия. (Сходство: дикие животные, травоядные; различия – носорог живет на суши, бегемот в воде, по цвету, у носорога есть рога, а у бегемота нет.)
- Кто это? (кенгуру) Что вы знаете об этом животном? Мы будем рассказывать по цепочке: 1 – начинает, говорить одно предложение, 1 – продолжает и т.д. Будьте внимательны, предложения не должны повторяться. (рассказ детей)
Педагог обобщает: Кенгуру живет в Австралии. Это травоядное животное. Передвигает прыжками, так как у них большие сильные задние лапы и хвост, с помощью которого кенгуру удерживает равновесие. На животе у кенгуру сумка, в нем кенгуру вынашивает и выращивает своего детеныша.
- Отгадайте загадки:
Это зверь какой-то странный,
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится…(жираф)
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт го головы. (Зебра)
Повторяется игра «Найди чем похожи и чем отличаются».
-Кто это? (верблюд) Что вы можете о нем рассказать. (рассказ детей)
Педагог дополняет рассказы воспитанников: Верблюды бывают двух видов – двугорбые и одногорбые. Одногорбых верблюдов называют дромадеры. Верблюды живут в жарких песках, дольше всех животных терпят голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Неделю могут прожить без воды и еды. Жир их прокормит. Питаются верблюды травой, сеном, пустынными растениями. Это травоядное животное.
- Каких животных жарких стран вы ещё знаете? (ответы детей)
Игра «Кто у кого?» У львицы – львенок, львята
У тигрицы – тигренок, тигрята.
У слонихи – слонёнок, слонята.
У жирафа – жирафенок, жирафята.
У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.
У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.
У зебры – зебренок, зебрята.
Игра «Чьё это?» - развитие целостности восприятия.
У детей картинки с изображением какой-либо части тела животного. Нужно определить, чья эта часть и назвать её. Например, грива чья? – львиная и т.п.
Игра «Четвертый лишний» Цель: развитие операции анализа и синтеза и способности к обобщению.
1. Слон верблюд тигр бегемот
2. Кенгуру бегемот верблюд слон
3. Слон рысь жираф носорог
4. Утка зебра лев жираф
5. Тюлень верблюд тигр обезьяна
- Ребята, очень часто людей сравнивают с животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Ведущий называет образные выражения, воспитанники должны объяснить как они их понимают.
«Львиная грива» - о человеке, у которого на голове пышная прическа, много волос.
«Крокодиловы слезы» - о человеке, проливающем не искренние слезы.
«Топает, как слон» - о человеке с тяжелой походкой.
«Кожа, как у бегемота» - о малочувствительном человеке, у которого нет чувств.
«Обезьяньи ужимки» - о человеке, который любит кривляться.
«Черепаший шаг» - о том, кто медленно ходит.
«Волчий аппетит» - очень голодный человек.
Продуктивная деятельность. Коллаж «В мире животных»
3ч. Итоги занятия.
- Что нового узнали?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Дементьева Ирина Михайловна