Конспект игрового занятия с применением ТРИЗ технологий в старшей группе с детьми с ОНР по теме «Зимующие птицы»
Конспект игрового занятия с применением ТРИЗ технологий в старшей группе с детьми с ОНР по теме «Зимующие птицы».
МБДОУ «Детский сад № 40 «Радуга» г. Саров
Учитель-логопед Мальникова Наталия Евгеньевна
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Продолжать обучать детей пространственной ориентировке, умению сужать поле поиска объекта на линии и плоскости: задавать вопросы о местонахождении объекта.
Закреплять у детей знание количественного счёта до 9, порядковый счёт до 5.
Упражнять в различении и назывании геометрических фигур и их признаков.
Коррекционно-развивающие задачи:
Упражнять в умении составлять элементарное описание фигуры с опорой на морфотаблицу.
Упражнять в использовании в речи специфических терминов: в середине, слева, справа, в верхней, в нижней части, в верхней правой, в нижней левой части.
Упражнять в согласовании числительных с существительными женского и мужского рода во множественном числе, в словообразовании прилагательных от существительных.
Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; произвольное внимание, зрительное и пространственное восприятие.
Воспитательные задачи:
Продолжать формировать у детей учебные навыки: не перебивать друг друга, выслушивать ответ товарища до конца, не повторять вопрос или ответ, поднимать руку.
Формировать у детей гуманные чувства по отношению к птицам, желание помочь оказавшимся в беде.
Словарная работа:
Существительные: снегирь, сорока, воробей, дятел, голубь, середина, половина, часть, фигура, цвет, размер, таблица, пара, тройка.
Прилагательные: зимующий, геометрический, красногрудый, желтогрудый, белобокий, верхний, нижний, левый, правый.
Числительные: первый, второй, третий, четвёртый, пятый.
Глаголы: задавать, найти, убрать.
Наречия: слева, справа.
Пропедевтическая работа:
Наблюдения за зимующими птицами на прогулке.
Тренинги по играм «Да – нет» (линейным и плоскостным).
Составление с детьми морфотаблицы по геометрическим фигурам.
Тренинги по составлению элементарных описательных описаний геометрических фигур с опорой на морфотаблицу.
Материал к занятию:
Демонстрационный: дерево, картинки с изображением зимующих птиц, морфотаблица, геометрические фигуры: жёлтый маленький треугольник, красный средний по размеру круг, чёрный большой квадрат. Магнитофонная запись голосов птиц.
Раздаточный: картинки с изображение разного количества птиц.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент.
Логопед: - Ребята, сорока на хвосте новость принесла: злой волшебник Загадай заколдовал птиц. Просят они нас о помощи.
Мотивация: Расколдуем птиц, и они появятся в окнах нашего «замка» (демонстрационные окна над учебной зоной). Но чтобы птиц расколдовать, надо все задания злого волшебника выполнить!
2 часть. Упражнение «Сосчитай и назови птиц».
Перед детьми на столах лежат картинки с изображение разного количества птиц.
Логопед: - Первое задание: сядет тот, кто сосчитает и назовёт птиц, изображённых на картинке.
Дети: - Шесть синиц, пять снегирей, девять воробьёв и т.д.
Логопед: - Каких птиц вы назвали?
Дети: - Зимующих птиц.
Логопед: - Молодцы, с первым задание справились и расколдовали первую птицу. (Звучит музыкальный сигнал и логопед выставляет в первое окошко картинку с воробьём).
3 часть. Игра «Да – нет» (линейная горизонтальная). Порядковый счёт птиц.
На доске в ряд выставлено 5 картинок с изображением птиц: голубя, снегиря, синицы, вороны, дятла.
Логопед: - Птицы прилетели и на ветку сели. Здесь их злой волшебник и заколдовал. Чтобы птицу расколдовать, в игру «Да – нет» нам надо поиграть. Но сначала вспомним правило этой игры.
Дети: - Надо найти середину и убрать половину.
Логопед: - Верно. Я загадала птицу. Задавайте мне вопросы.
Дети: - Эта птица находится в середине?
Логопед: - Нет.
Дети: - Эта птица находится справа от синицы?
Логопед: - Нет.
Дети: - Эта птица находится слева от синицы?
Логопед: - Да.
Дети: - Эта птица находится в середине?
Логопед: - Нет.
Дети: - Эта птица находится слева от снегиря?
Логопед: - Да.
Дети: - Это голубь?
Логопед: - Да, вы расколдовали голубя.
Звучит музыкальный сигнал.
Логопед: - На котором по счёту месте стоит голубь?
Дети: - Голубь стоит на первом месте.
Логопед: - Которой по счёту стоит синица?
Дети: - Синица стоит третьей по счёту.
Логопед: - Какая птица стоит на пятом месте?
Дети: - На пятом месте стоит дятел.
Логопед: - Какая птица стоит между третьей и пятой?
Дети: - Между третьей и пятой стоит ворона.
Логопед: - Молодцы, и вторую птицу расколдовали. (Логопед выставляет во второе окошко картинку с голубем)
4 часть. Игра «Да – нет» (плоскостная вертикальная).
Дети встают полукругом напротив дерева, на котором в разных его частях находятся картинки с изображением птиц.
Логопед: - На этом дереве тоже есть заколдованная волшебником Загадай птица. В другую «Да – нет» поиграем, на дереве птицу разгадаем. Я загадала птицу. Задавайте мне вопросы.
Дети: - Эта птица в верхней части дерева? (поднимают руки вверх)
Логопед: - Нет.
Дети: - Эта птица в нижней части дерева? (наклоняются и опускают руки вниз)
Логопед: - Да.
Дети: - Эта птица в нижней правой части дерева? (наклоняются вправо и вытягивают руки вправо)
Логопед: - Нет.
Дети: - Эта птица в нижней левой части дерева? (наклоняются влево и вытягивают руки влево)
Логопед: - Да.
Дети: - У этой птицы красные перья на голове?
Логопед: - Нет.
Дети: - У этой птицы белые по цвету бока?
Логопед: - Да.
Дети: - Это сорока – белобока?
Логопед: - Да. Почему этой птице дали такое прозвище «белобока»?
Дети: - Потому что у неё белые по цвету бока.
Логопед: - Если у сороки белые бока, какая она?
Дети: - Белобокая сорока.
Логопед: - Молодцы, и с этим заданием справились и расколдовали сороку. (Звучит музыкальный сигнал и логопед выставляет в третье окошко картинку с сорокой).
5 часть. Физкультурная минутка «Снегири».
Вот на ветке, посмотри, (руками, как крыльями, хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (руками показывают грудку)
Распустили пёрышки, (делают мелкие потряхивающие движения рук,
греются на солнышке. опущенных вдоль тела)
Головой вертят, (повороты головой влево-вправо два раза)
Улететь хотят. (бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели! (разбегаются по группе,
За метелью! За метелью! продолжая взмахивать руками)
6 часть. Составление описательных загадок о геометрических фигурах с опорой на морфотаблицу.
Дети садятся на стулья, кресла перед морфотаблицей.
Логопед: - Волшебник Загадай заколдовал ещё трёх птиц и превратил их в геометрические фигуры.
Логопед обращает внимание детей на геометрические фигуры: жёлтый маленький треугольник, красный средний по размеру круг, чёрный большой квадрат.
Логопед: - Какую птицу по цвету и по размеру вам напоминает эта фигура? (Показывает жёлтый маленький треугольник)
Дети: - Эта фигура напоминает синицу.
Логопед: - Почему именно жёлтая по цвету фигура напомнила вам синицу?
Дети: - Потому что у синицы жёлтая грудка.
Логопед: - Если у синицы жёлтая грудка, как мы можем её назвать?
Дети: - Желтогрудая синица. (Повтор слова детьми хором)
Логопед: - Какую птицу по цвету и по размеру вам напоминает эта фигура? (Показывает красный средний по размеру круг)
Дети: - Эта фигура напоминает снегиря.
Логопед: - Почему именно красная по цвету фигура напомнила вам снегиря?
Дети: - Потому что у снегиря красная грудка.
Логопед: - Если у снегиря красная грудка, как мы можем его назвать?
Дети: - Красногрудый снегирь.
Логопед: - Какую птицу по цвету и по размеру вам напоминает эта фигура? (Показывает чёрный большой квадрат)
Дети: - Эта фигура напоминает ворону (галку).
Логопед: - Почему именно большая по размеру фигура вам напомнила ворону?
Дети: - Потому что ворона больше по размеру, чем синица и снегирь.
Логопед: - Чтобы этих птиц расколдовать, про них надо загадки загадать.
Логопед предлагает детям составить загадку о какой-либо фигуре с помощью морфотаблицы.
Пример загадки – описания фигуры детьми:
- Эта фигура по цвету красная, по размеру средняя, у неё нет углов и нет сторон.
Дети: - Это красный средний круг.
Логопед: - Какую птицу мы расколдовали?
Дети: - Красногрудого снегиря.
(По аналогии дети составляют загадки описания жёлтого маленького треугольника и чёрного большого квадрата)
Логопед: - Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
Выставляет картинки с изображением отгаданных птиц на мольберте вместо фигур.
7 часть. Подведение итогов занятия. Звучит магнитофонная запись голосов птиц.
Логопед приглашает детей встать в круг под музыку с голосами птиц.
Логопед: - Птицы благодарны вам за то, что вы расколдовали их от чар злого волшебника. Мы и птиц расколдовали и в «Да-нет» поиграли. Какое правило вы соблюдали, когда разгадывали голубя?
Дети: - Найди серединку и убери половинку.
Логопед: - Что помогло вам узнать, в какой части дерева сидела сорока?
Дети: - Мы задавали вопросы, в какой части дерева сидит птица?
Логопед: - Сегодня мы помогли птицам, но не надо забывать, что зимой им очень трудно. Как мы можем им помочь?
Дети: - Развесить кормушки и насыпать в них корм.
Логопед: - Птицы поблагодарят вас своим пением!