12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Верховцева34
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
2

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)


Методическая разработка подгруппового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)


Разработала учитель – логопед Верховцева Людмила Юрьевна

МБДОУ №16 «Карасик»


Тема занятия: «Домашние животные весной»


Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные». Расширение представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме (кошка, кот, котенок, собака, пес, щенок, корова, бык, телёнок, коза, козел, козленок, лошадь, конь (жеребец), жеребёнок, свинья, хряк, поросёнок; кормить, поить, чистить, ухаживать, большой, маленький, забавный). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, образование существительных с суффиксами -енок, -ок, образование и употребление существительных в косвенных падежах).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Оборудование. Силуэтные изображения домашних животных и их детёнышей, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, сюжетные картинки, тетрадь №1 по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Дудочка», логоритмического упражнения «Мы пришли на скотный двор», дыхательной гимнастики «Кошка» .





Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед встречает детей, приветствует и приглашает их встать около своих мест.

Логопед.

Посмотрите на силуэтные фигурки, которые стоят перед вами на столе Кто это ?, скажите одним словом.

Дети. Домашние животные.

Логопед. Садитесь за стол правильно (спину держите ровн ои прислоните к спинке стула, ножки поставьте ровно под столом, руки положите на стол и каждый подумает и раскажет о своем животном, какое оно, а затем каждый поставит свой силуэт животного на стол макет рядом с животным, а каким каждый догадается.

1-й ребенок. Корова большая, рогатая, белая с чёрными пятнами. Логопед. Отлично. А кто расскажет о козе. Какого она размера, цвета? Какая она, если у нее есть борода?

2-й ребенок. Коза небольшая, белая, бородатая.

Логопед. Очень хорошо. О кошке расскажет Люда. Не забудь сказать, какого она размера и цвета. Какая кошка, если у нее есть усы и острые зубы и когти?

3-й ребенок. Кошка маленькая, серая, с усами и острыми зубами.

Логопед. Верно. И о собаке расскажет Вова. Какая собака, если у нее уши? Какая она по размеру?

4-й ребенок. Собака небольшая, ушки треугольные.

Молодец, а кто ещё расскажет о домашем животном.

5-й ребёнок.У меня лошадь, она большая коричневая, у неё есть грива и длинный хвост.

6-й ребёнок. У меня свинья, она розового цвета, хвостик крючком, а носик пятачком

Логопед. Молодцы ребята, справились с заданием.


2. Кто где живёт, чем питается? [Расширение и уточнение представлений о домашних животных. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, памяти. Совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения из 3—4 слов.]

Логопед. Посмотрите внимательно на стол макет, на рисунки, фотографии. Как вы думаете, домашние животные где живут если не на большой ферме и не в коюшне?

Дети отвечают по очереди:

-Корова, коза, лошадь, свинья, овечки и бараны живут в хлеву, рядом с домом человека.

-Собака живёт в будке, кошка в доме.

Логопед. А что делает человек?

Дети. Человек ухаживает за животными: кормит, поит, чистит, выгуливает.

Логопед. Правильно. Они ухаживают за животными. Сле­дят за тем, чтобы животные были чистыми, сытыми и здоровыми.

Посмотрите пожалуйста на сюжетные картинки и скажите, что делает человек для животных:

-На скотном дворе-женщина кормит домашних животных и птиц.

-На конюшне – дети чистят и причёсывают лошадей.

- На лужайке пастушок выгуливает овечек и баранов.

Логопед. Давайте сделаем Пальчиковую гимнастику «Дудочка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением, умения ходить по кругу в общем для всех темпе.] Ставим пастушка с дудочкой

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

Сложив пальцы обеих рук в колечки, дети имитируют игру на дудочке. Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно.


Ну-ка,милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Идут пальчиками (указательный и средний) по столу

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

Вновь выполняют хлопки и удары попеременно.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Вновь идут пальчиками по столу.

Надо кашу варить,

Детей кашей кормить.

Указательным пальцем правой руки «варят» кашу в ладошке левой руки.


Логопед. А теперь скажите, кто из животных чем питается:

Дети: -корова, овечка, коза, лошадь питаются сочной травой весной и летом, а зимой сеном, заготовленным из травы.

-Собака любит мясо и кости

-Кошка любит рыбу и молоко

Логопед. Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.


3. Упражнение «У кого кто?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -енок, -ок).]

Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями детенышей домашних животных, предлагает детям сесть правильно и достаёт волшебный мешочек.

Логопед. А теперь давайте вспомним, кто появляется весной у домашних животных. Размещает на домашних животных доске, давайте их назовём

Дети. Весной появляются детеныши:

1-й ребенок. У коровы - теленок.

2-й ребенок. У козы - козленок.

3-й ребенок. У кошки - котенок.

4-й ребенок. У собаки - щенок.

5-й ребёнок. У лошади - жеребёнок.

6- ребёнок. У свиньи - поросёнок.

Логопед. А у овечки - ягнёнок

Логопед. Вы все правильно назвали, а теперь вы по очереди достанете детёныша из волшебного мешочка и по очереди поставите детёныша на стол макет.


4. Логепедическое упражнение «Мы пришли на скотный двор».

Мы пришли на скотный двор, Дети ходят обычным шагом

Для животных здесь простор,

Рядом луг с густой травой

И прекрасный водопой.

Превратимся мы в коней Ходят, высоко поднимая колени,

Грациозных, стойных. цокая языком.

И гуляем по лугам,

Светлым и привольным.

Цок-цок-цок.

Мух корова отгоняет, Делают повороты в стороны,

Бьёт хвостом туда-сюда. отгоняют мух.

На пригорках и в канавках

Овцы мирно щиплют травку,

Наклоняются к земле, Делают наклоны вниз.

Звонко блеют они «Бе-е-е».

Скачут козлики по лугу,

Рожками бодаются. Прыгают.

«Ме-е-е», - кричат друг, другу Весело играются.


Логопед. А теперь остановились, успокоились и сделаем дыхательную гимнастику «Кошка».

[Координация речи с движением, развитие общей моторики, подражательности, правильного дыхания]


5. Игра «Кто где находится и кого не стало?» [Совершенствование грамматическо­го строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Развитие зрительного внимания и восприятия. Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами и по­мещает на магнитную доску игру «Кто за забором?»]

Логопед. Посмотрите внимательно на доску и расскажите, где находятся животные.

1-й ребенок. Кошка стоит на крыше.

2-й ребенок. Корова стоит на полянке.

3-й ребенок. Лошадь тоже стоит за забором.

4-й ребенок. Собака стоит у будки.


Логопед. А теперь закройте глаза, я уберу одно животное. Кого не стало?

Дети. Не стало кошки.

Логопед. Верно. Я снова поставлю кошку на крышу. Закрой­те глаза. Я уберу другое животное. Кого не стало?

Дети. Не стало лошади.

Логопед. Правильно. Молодцы! Вы очень внимательные.


6. Игра «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, связной речи.] Логопед предлагает детям сесть за столы и вниательно послушать и посмотреть.

Логопед. А теперь игра «Кто лишний?» Мы в нее уже играли не раз. Слушайте меня внимательно: кошка, собака, лиса, корова — кто лишний?

Дети. Лишняя лиса. Она живет в лесу. А кошка, собака и корова живут у человека.

Логопед. Верно. Козленок, щенок, лошадь, котенок — кто лишний?

Дети. Лошадь. Она большая. А козленок, котенок и щенок — это детеныши.

Логопед. Коза, корова, собака, бык — кто лишний? Вспомните, как выглядят эти животные. Что у них есть на голове?

Дети. Лишняя собака. У нее нет рогов. А у козы, коровы и быка есть.

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо справились с этой игрой.


7. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед раздает детям открытые на стр.26 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите, кого вы видите на странице слева?

Дети. Это дикие и домашние животные.

Логопед. Назовите каждого животного. Найдите для каждого животного: лисы, козы, собаки, белки, козлёнка, щенка, лисёнка свой дом. Соедините линиями каждого животного с его домом или средой обитания.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую по­мощь, а потом обязательно оценивает деятельность каждого ребенка.


8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было интересно делать. Оценивается деятельность каждого ребенка.









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.