Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях»
Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ, 2 класс
Тема: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях
Цель: продолжать автоматизировать звук [Л] в слогах, словах и предложениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки четкого произношения звука [ л ] в слогах, словах и предложениях;
- формировать навыки звуко-слогового анализа;
-учить словообразованию;
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- работать над предложением;
Коррекционно-развивающие:
-закреплять навыки звукового анализа слов, навыки фонематического анализа и синтеза слов;
- развивать все виды восприятия, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- развивать мыслительные процессы, память, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии;
-воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.
Оборудование: интерактивная доска, диск с интерактивной игрой, картинки со звуком –Л, схема, обозначающая позицию звука в слове, буквы, мяч, счетные палочки.
Этапы занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
I Организационный момент. II.Повторение пройденного. III. Развитие тонкой моторики посредствам самомассажа IV. Сообщение темы занятия: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях. Y.Физкультминутка YI. Звуковой анализ слов YII. Составление предложений с заданным звуком. YIII.Коррекция оптической дисграфии (буквы Л – М) IX. Итог занятия. | – Садится тот, кто определит место звука Л в словах: стол, белка, ласты. 1.Вопросы и задания детям: – Назовите звук, с которым мы работаем. - Какая артикуляция у звука [л]? - Дайте характеристику звука [л] - Какой буквой обозначается звук [л]? - Назовите слова со звуком [л]. Для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давай сделаем зарядку для пальчиков. Повторяйте за мной” а) самомассаж фаланг пальцев, от ногтевой фаланги к основанию пальца; б) массаж подушечек пальцев: кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево; в) “щелчки”: ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол). - Продолжаем работу над звуком [л ]. Задание № 1(Слоговые «гуделки») Повторите разные слоги. ЛА-ЛУ-ЛЫ ЛА-ЛЫ-ЛО ЛЫ-ЛА-ЛО ЛО-ЛУ-ЛА ЛО-ЛУ-ЛЫ ЛЭ-ЛЫ-ЛО ЛЫ-ЛУ-ЛЭ ЛЭ-ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛЫ-ЛА Задание № 2. Дидактические упражнения. Данное упражнение проводится с мячом. -Я буду говорить слова и кидать вам мяч, а вы повторяйте их за мной и называйте звук, который изменил слово: лук - лак стол-стул палка-галка кол-пол вилка-пилка вол-выл солонка-колонка полка-палка Задание № 3. Формирование навыков звуко-слогового анализа (Интерактивная игра «Составь слова»): На интерактивной доске картинки-половинки: лупа, глобус, блузка, флаг, ложки, слон, ласты, лыжи. Детям предлагается выбрать из предложенных слогов нужный, чтобы получилось слово. Дети составляют слова и четко проговаривают их, выделяя звук Л. Задание № 4. Дидактическая игра «Замени одним словом?» (Учить навыкам словообразования.) -Послушайте сочетания слов и замените их одним словом-признаком: Щенок с белой головой Девушка со светлыми волосами Юноша с голубыми глазами Кот с толстыми лапами Ночь с полной луной Напиток с кислым сладким вкусом Пес с большим лбом Животное с маленькой головой Мальчик с золотыми волосами Задание № 5 Упражнение на употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов: - Назовите ласково предметы, изображенные на этих картинках (детям раздаются по три картинки). Придумайте предложение с одним из этих слов. булка - … полка - … корова - … солнце - … палка - … ёлка -… шкатулка… вилка - … иголка- … белка- … волк - … В лес пришёл волшебник злой. Он руками замахал Задание № 6 Интерактивная игра «На каком месте?» - На интерактивной доске воспроизводится файл на котором изображена схема, обозначающая позицию звука в слове: -- Л --; Л-- --; -- -- Л. На экране поочереди появляются картинки, дети называют слова, выделяя звук –Л, и, нажимая на пульт, располагают картинку под соответствующей схемой. Задание № 7 Составление предложений с заданным звуком. Водолаз, опускаться, холодный, вода. Мила, увидеть, елка, ландыши. Пчеловод, заниматься, пчелы, целый год. Лакомка, покупать, пастила, халва. Смола, стекать, ствол, елка. - Сравните буквы Л и М по написанию. Сколько палочек у буквы Л? Когда мы пишем букву Л, можно считать «Раз, два». Сколько палочек у буквы М? Когда мы пишем букву М, можно считать «Раз, два, три». - Сконструируйте букву Л из палочек Напишите одну строчку с буквой Л, считая «раз-два», вторую строчку с буквой М, считая «раз-два-три». - Вставьте вместо геометрических фигур буквы, прочтите получившиеся слова. Вместо треугольника - букву Л, вместо квадрата – букву М. айка, апма, ука, ужа, арт, ук, ост, ак, а а. -Запишем получившиеся слова в тетрадь. - С каким звуком мы сегодня работали? Расскажите все что вы знаете о звуке [л]. -Какие задания вам понравились больше всего? Что показалось трудным? | В слове СТОЛ звук [Л] находится в конце слова. В слове БЕЛКА звук [Л] находится в середине слова. В слове ЛАСТЫ звук [Л] находится в начале слова. Звук [Л ] Губы открыты зубы разомкнуты. Кончик языка поднят и упирается в верхние зубы. Звук [л] – согласный, звонкий твердый или мягкий. Буквой Л Лук, лыжи, волк, стол… Дети выполняют самомассаж Дети по очереди повторяют слоги Дети называют звуки: (у-а) (о-у) (п-г) (к-п) (в-п) (о-ы) (с-к) (о-а) Ребенок выбирает себе картинку и составляет слова: ласты, глобус, лупа и т.д. Дети отвечают: Белоголовый Светловолосая Голубоглазый Толстолапый Полнолунная Кисло-сладкий Большелобый Мелкоголовое Золотоволосый Булочка, палочка, полочка, шкатулочка, ёлочка, иголочка, вилочка, белочка, волчок. Шагают на месте Показывают злость на лице и обводят руками большой круг Машут руками, будто колдуют Весело шагают вприпрыжку Показывают, что думают Показывают, что решили задание Берутся за руки и пляшут Дети по очереди называют слово и рассуждают: булавка, звук –Л находится в середине слова; ладонь, звук –Л находится в начале слова и т.д. Дети составляют предложения по очереди. Две палочки. Дети прописывают букву Л в воздухе. Три палочки. Дети из палочек конструируют букву Л Дети прописывают букву М в воздухе. Дети выполняют задание у доски по очереди. Майка, лампа, мука, лужа, март, лук, мост, лак, лама. Ответы детей. |
6
Ирина Петровна Петенкова
Перминова Галина Александровна