Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях»

2
2
Материал опубликован 16 December 2019 в группе

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ, 2 класс


Тема: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях

Цель: продолжать автоматизировать звук [Л] в слогах, словах и предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить навыки четкого произношения звука [ л ] в слогах, словах и предложениях;

- формировать навыки звуко-слогового анализа;

-учить словообразованию;

- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- работать над предложением;

Коррекционно-развивающие:

-закреплять навыки звукового анализа слов, навыки фонематического анализа и синтеза слов;

- развивать все виды восприятия, артикуляционную, тонкую и общую моторику;

- развивать мыслительные процессы, память, внимание;

Воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии;

-воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

Оборудование: интерактивная доска, диск с интерактивной игрой, картинки со звуком –Л, схема, обозначающая позицию звука в слове, буквы, мяч, счетные палочки.

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

I Организационный момент.












II.Повторение пройденного.









III. Развитие тонкой моторики посредствам самомассажа













IV. Сообщение темы занятия:

Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях.
























































Y.Физкультминутка













YI. Звуковой анализ слов








YII. Составление предложений с заданным звуком.







YIII.Коррекция оптической дисграфии

(буквы Л – М)


















IX. Итог занятия.

Садится тот, кто определит место звука Л в словах: стол, белка, ласты.











1.Вопросы и задания детям:

Назовите звук, с которым мы работаем.

- Какая артикуляция у звука [л]?

- Дайте характеристику звука [л]




- Какой буквой обозначается звук [л]?

- Назовите слова со звуком [л].


Для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давай сделаем зарядку для пальчиков. Повторяйте за мной”

а) самомассаж фаланг пальцев, от ногтевой фаланги к основанию пальца;

б) массаж подушечек пальцев: кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево;

в) “щелчки”: ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол).


- Продолжаем работу над звуком

[л ].

Задание № 1(Слоговые «гуделки»)

Повторите разные слоги.

ЛА-ЛУ-ЛЫ ЛА-ЛЫ-ЛО

ЛЫ-ЛА-ЛО ЛО-ЛУ-ЛА

ЛО-ЛУ-ЛЫ ЛЭ-ЛЫ-ЛО

ЛЫ-ЛУ-ЛЭ

ЛЭ-ЛО-ЛЫ

ЛУ-ЛЫ-ЛА

Задание № 2. Дидактические упражнения. Данное упражнение проводится с мячом.

-Я буду говорить слова и кидать вам мяч, а вы повторяйте их за мной и называйте звук, который изменил слово:

лук - лак

стол-стул

палка-галка

кол-пол

вилка-пилка

вол-выл

солонка-колонка

полка-палка

Задание № 3.

Формирование навыков звуко-слогового анализа (Интерактивная игра «Составь слова»):

На интерактивной доске картинки-половинки: лупа, глобус, блузка, флаг, ложки, слон, ласты, лыжи. Детям предлагается выбрать из предложенных слогов нужный, чтобы получилось слово. Дети составляют слова и четко проговаривают их, выделяя звук Л.


Задание № 4.

Дидактическая игра «Замени одним словом?» (Учить навыкам словообразования.)

-Послушайте сочетания слов и замените их одним словом-признаком:

Щенок с белой головой

Девушка со светлыми волосами

Юноша с голубыми глазами

Кот с толстыми лапами

Ночь с полной луной

Напиток с кислым сладким вкусом

Пес с большим лбом

Животное с маленькой головой

Мальчик с золотыми волосами

Задание № 5

Упражнение на употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов:

- Назовите ласково предметы, изображенные на этих картинках (детям раздаются по три картинки). Придумайте предложение с одним из этих слов.

булка - … полка - … корова - … солнце - …

палка - … ёлка -… шкатулка… вилка - …

иголка- …

белка- …

волк - …


В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.




Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки, 
Стали думать и решать,
Как задания выполнять.
Наконец, они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья,- плясать, 
Нам не надо унывать.



Задание № 6

Интерактивная игра «На каком месте?» - На интерактивной доске воспроизводится файл на котором изображена схема, обозначающая позицию звука в слове:

-- Л --; Л-- --; -- -- Л.

На экране поочереди появляются картинки, дети называют слова, выделяя звук –Л, и, нажимая на пульт, располагают картинку под соответствующей схемой.

Задание № 7

Составление предложений с заданным звуком.

Водолаз, опускаться, холодный, вода.

Мила, увидеть, елка, ландыши.

Пчеловод, заниматься, пчелы, целый год. Лакомка, покупать, пастила, халва. Смола, стекать, ствол, елка.


- Сравните буквы Л и М по написанию.

Сколько палочек у буквы Л?

Когда мы пишем букву Л, можно считать «Раз, два».

Сколько палочек у буквы М?

Когда мы пишем букву М, можно считать «Раз, два, три».

- Сконструируйте букву Л из палочек


Напишите одну строчку с буквой Л, считая «раз-два», вторую строчку с буквой М, считая «раз-два-три».

- Вставьте вместо геометрических фигур буквы, прочтите получившиеся слова. Вместо треугольника - букву Л, вместо квадрата – букву М.

t1576495573aa.gifайка,      t1576495573ab.gif апма,    t1576495573ab.gif  ука,

t1576495573ab.gif ужа,   t1576495573aa.gif  арт,  t1576495573ac.gif  ук,

t1576495573ab.gif ост, t1576495573aa.gifак,    t1576495573ad.gif а   t1576495573ab.gif а.

-Запишем получившиеся слова в тетрадь.

- С каким звуком мы сегодня работали? Расскажите все что вы знаете о звуке [л].

-Какие задания вам понравились больше всего? Что показалось трудным?

В слове СТОЛ звук

[Л] находится в конце слова.

В слове БЕЛКА звук

[Л] находится в середине слова.

В слове ЛАСТЫ звук

[Л] находится в начале слова.




Звук [Л ]

Губы открыты зубы разомкнуты. Кончик языка поднят и упирается в верхние зубы.


Звук [л] – согласный, звонкий твердый или мягкий.

Буквой Л

Лук, лыжи, волк, стол…




Дети выполняют самомассаж














Дети по очереди повторяют слоги









Дети называют звуки:

(у-а)

(о-у)

(п-г)

(к-п)

(в-п)

(о-ы)

(с-к)

(о-а)


Ребенок выбирает себе картинку и составляет слова: ласты, глобус, лупа и т.д.









Дети отвечают:

Белоголовый

Светловолосая

Голубоглазый

Толстолапый

Полнолунная

Кисло-сладкий

Большелобый

Мелкоголовое

Золотоволосый







Булочка, палочка, полочка,

шкатулочка, ёлочка,

иголочка,

вилочка, белочка, волчок.




Шагают на месте

Показывают злость на лице и обводят руками большой круг

Машут руками, будто колдуют 

Весело шагают вприпрыжку

Показывают, что думают 

Показывают, что решили задание 

Берутся за руки и пляшут 


Дети по очереди называют слово и рассуждают: булавка, звук –Л находится в середине слова; ладонь, звук –Л находится в начале слова и т.д.



Дети составляют предложения по очереди.







Две палочки.

Дети прописывают букву Л в воздухе.

Три палочки.



Дети из палочек конструируют букву Л

Дети прописывают букву М в воздухе.

Дети выполняют задание у доски по очереди.



Майка, лампа, мука, лужа, март, лук, мост, лак, лама.






Ответы детей.





6



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хороший конспект логопедического занятия. Все четко структурировано. подобраны интересные задания с использованием интерактивной доски - детям доставляет особое удовольствие работать с ней. Для себя взяла на заметку дидактическое упражнение с мячом по замене звуков. Благодарю вас.

17 December 2019

Здравствуйте! Спасибо большое за отзыв. Я на каждом занятии использую задания с интерактивными играми. Детям очень нравится.

23 December 2019

Похожие публикации