12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина87
Россия, Ярославская обл., Петровское
3

Конспект логопедического занятия Автоматизация звука [л]. Лексическая тема: «Весна».

Конспект логопедического занятия

Автоматизация звука [л]. Лексическая тема: «Весна».

Цель: продолжать автоматизировать умение правильно и чётко произносить звук [л], расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

-уточнять характеристику и артикуляцию звука [л];

-закреплять правильное произношение звука [л] в словах, предложениях;

-закреплять навыки словообразования и словоизменения, совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом);

-развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать артикуляционную моторику;

-совершенствовать фонематическое восприятие, слуховой контроль;

-развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

-развивать координацию речи с движением;

-развивать координацию движений под музыку;

-развивать умение читать графическую, схематическую формулу ритмического рисунка;

 Коррекционно-воспитательные задачи: 

-воспитывать интерес к природе, умение замечать изменения происходящие вокруг.

Оборудование: демонстрационный материал «Солнце», календарь времен года, наглядный материал «Артикуляционная гимнастика», предметные картинки со звуком [л], план характеристики звука, аудиозаписи по теме «Весна», демонстрационный материал «Лужи», видеозапись «Капельки кап-кап», бумажный кораблик, тренажёр «Буквапельки», камешки марблс, план рассказа о весне.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, ритмические и логоритмические упражнения.


Ход занятия.

1.Организационный момент

Л.: Здравствуй Алёна. У нас сегодня необычное занятие, к нам приехали гости, поздоровайся с ними. Они хотят посмотреть, как мы занимаемся. Покажем, чему мы научились? Тогда проходи на своё место.

Р.: Здоровается с гостями, соглашается, садится за логопедический стол.

Л.: Послушай стихотворение, догадайся, о каком времени года оно.

Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Скажи, когда это бывает?

Р.: Весной.

Л.: Верно, всё это бывает весной. Мы сегодня порадуемся весеннему теплу, поговорим о времени года ВЕСНА и вспомним слова со знакомым тебе звуком [Л].

 Л.: Послушай внимательно, что звучит? (включается запись).

Р. Слушает внимательно, отвечает, какие звуки слышит (звуки птиц, журчание ручья, капель или дождь.).

Л.: Молодец, все эти звуки мы слышим весной, а теперь посмотри на картинку и ответь, какие ещё приметы, признаки весны ты знаешь?

Р.: Солнце светит ярко, греет! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.

Л.: Все правильно. Весной солнце светит ярче (прикрепляем солнце), поэтому снег и лёд тает, птицы возвращаются, а у многих животных появляются детёныши. Знаешь ли ты почему у животных появляется потомство именно весной?

Многие животные и птицы приносят потомство именно весной, потому что на улице тепло, светло и много растений, то есть пищи для животных.

Л.: Давай вспомним весенние месяцы по календарю (март, апрель, май).

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)


Назови первый месяц весны. Какой месяц второй по счёту. Назови третий месяц. Сколько всего месяцев весной?

Поскольку главный признак весны – это яркое, теплое солнце, сегодня гимнастику для губ и языка мы будем выполнять вместе с солнышком.

Наступила весна, и в небе ярко засияло солнышко. Его лучи освещают и небо, и землю (упр. качели). От его лучиков закапала капель (цокать языком). И вот перед нами уже не сугробы, а чудесная лесная полянка (лопатка). Всё поёт и оживает в весеннем лесу. Дятел стучит по коре дерева, отыскивая маленьких жучков («ДДД»), дети пускают лодочки с парусами (парус), появляются первые цветы и грибы (грибок).

Дыхательное упражнение

На лесной полянке море из цветов,

Расцвели подснежники после зимних снов (берём в руки подснежники)

Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание, и медленно выдыхают «А-ах!»

Акустико-артикуляционная характеристика звука

Л.: Давай вспомним, когда мы произносим звук [л], что делают губы?

Р.: Губы улыбаются

Л.: Где находится язычок?

Р.: За верхними зубами.

Л.: Звук [л] согласный или гласный?

Р.: Звук [л] согласный.

Л.: Правильно, звук [л] согласный, потому что воздух встречает преграду - зубы.

Звук [л] твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

Л.: Звук [л] твёрдый, звонкий.

Уточнение графического образа буквы.

Л.: Какой буквой обозначается звук [л]?

Р.: Звук [л] обозначается буквой Л (Лэ).


Если на улице солнце, то погода какая? Солнечная. А если дождь? Дождливая.


Вот и капли - капитошки

Застучали по дорожке.

Тучи надвигаются,

Дождик начинается.

«Буквапельки»

Л.: Вот и сейчас солнышко заходит (убираем солнце), надвигаются тучи и совсем скоро пойдёт дождь, но не на улице, а на нашем экране.

Поиграем с капельками. На каждой капле ты увидишь букву, лови только капельки с буквой Лэ (нажать на них левой кнопкой компьютерной мыши).

Р. Ловит буквы и проговаривает их.

Л.: Роза распустилась полностью, значит ты очень хорошо знаешь букву Л.

Л.: Ты поиграла с капельками, а теперь они хотят с тобой поиграть, а точнее хотят научить тебя своему танцу. Смотри на экран и повторяй за ними.

Капельки прыг-прыг. Музыкальный танцевальный мультик.

«Лужи»

Л.: От капелек ямки наполнились водой и образовались лужи.

Посмотри, как их много. Чтобы не промочить ноги, перепрыгивай через лужи и считай их (одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж). Сколько всего получилось луж?

Р.: Всего 6 луж.

Л.: А теперь возьми столько камешков, сколько луж ты посчитала. Выложи только 4 камешка из шести так, чтобы первый камень был синий. Повтори за мной ритмический рисунок. Будем делать хлопок на синий камешек - выдерживать паузу на серые.

Дождь не заканчивается и воды в лужах стало ещё больше, они превращаются в ручейки, по которым можно пустить что?

Р.: Кораблики. Логопед выносит тазик с водой и золотой кораблик.


Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.


Посмотри, какие подарки везёт золотой кораблик. Вынимай по одной картинке и называй чётко и точно?

Ребёнок произносит слова со звуком [Л] по картинкам.

Кораблик плыл спокойно (носом сделай вдох т подуй на него тихонечко), как вдруг поднялся сильный ветер (сделай вдох поглубже и подуй сильнее, не надувая щёк).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»

Л.: Дождь заканчивается, капельки исчезают, солнышко к нам возвращается (прикрепляем солнце). А мы причаливаем к чудесной полянке. Смотря на неё, хочется говорить только ласковые слова. Сейчас я скажу тебе солнце, а ты ответишь ласково-солнышко, лужа-лужица, луч-лучик, луг-лужок, облако-облачко.

Рассказ. Расскажи по картинке о весне и полянка оживёт.

Примерный рассказ по плану:

Наступает весна. Солнышко светит ярче. Снег тает, на проталинках появляются подснежники. Ласточки, соловьи и другие птицы возвращаются из тёплых стран. У животных появляются детёныши, просыпаются насекомые.

Вопросы о весне. А теперь сюрприз: Сейчас на экране появится девочки 5 класса, которые проверят, хорошо ли ты усвоила тему: «Весна». Они будут читать начало предложений, а ты закончи их.

Весной у солнышка яркие …. (лучи), по небу плывут… (облака), тает снег и под ногами появляются …. (лужи), из тёплых стран прилетают…. (ласточки), тают и звонко капают прозрачные…. (сосульки).

Итог занятия.

Л.: А теперь давай вспомним, о каком времени года мы говорили на занятии? Без чего не бывает весны? Дети: Не бывает весны без сосулек, ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, солнышка. Слова с каким звуком мы учились произносить?

Р.: Мы говорили о весне, повторяли звук [л].

Л.: Если тебе понравилось занятие, ты бы хотела прийти ещё, выбери и покажи солнышко, если тебе было грустно и скучно, покажи тучку.

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.