Конспект логопедического занятия Автоматизация звука [л]. Лексическая тема: «Весна»
Конспект логопедического занятия
Автоматизация звука [л]. Лексическая тема: «Весна».
Цель: продолжать автоматизировать умение правильно и чётко произносить звук [л], расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна».
Коррекционно-образовательные задачи:
-уточнять характеристику и артикуляцию звука [л];
-закреплять правильное произношение звука [л] в словах, предложениях;
-закреплять навыки словообразования и словоизменения, совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
-развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать артикуляционную моторику;
-совершенствовать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
-развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;
-развивать координацию речи с движением;
-развивать координацию движений под музыку;
-развивать умение читать графическую, схематическую формулу ритмического рисунка;
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к природе, умение замечать изменения происходящие вокруг.
Оборудование: демонстрационный материал «Солнце», календарь времен года, наглядный материал «Артикуляционная гимнастика», предметные картинки со звуком [л], план характеристики звука, аудиозаписи по теме «Весна», демонстрационный материал «Лужи», видеозапись «Капельки кап-кап», бумажный кораблик, тренажёр «Буквапельки», камешки марблс, план рассказа о весне.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, ритмические и логоритмические упражнения.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Л.: Здравствуй Алёна. У нас сегодня необычное занятие, к нам приехали гости, поздоровайся с ними. Они хотят посмотреть, как мы занимаемся. Покажем, чему мы научились? Тогда проходи на своё место.
Р.: Здоровается с гостями, соглашается, садится за логопедический стол.
Л.: Послушай стихотворение, догадайся, о каком времени года оно.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Скажи, когда это бывает?
Р.: Весной.
Л.: Верно, всё это бывает весной. Мы сегодня порадуемся весеннему теплу, поговорим о времени года ВЕСНА и вспомним слова со знакомым тебе звуком [Л].
Л.: Послушай внимательно, что звучит? (включается запись).
Р. Слушает внимательно, отвечает, какие звуки слышит (звуки птиц, журчание ручья, капель или дождь.).
Л.: Молодец, все эти звуки мы слышим весной, а теперь посмотри на картинку и ответь, какие ещё приметы, признаки весны ты знаешь?
Р.: Солнце светит ярко, греет! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.
Л.: Все правильно. Весной солнце светит ярче (прикрепляем солнце), поэтому снег и лёд тает, птицы возвращаются, а у многих животных появляются детёныши. Знаешь ли ты почему у животных появляется потомство именно весной?
Многие животные и птицы приносят потомство именно весной, потому что на улице тепло, светло и много растений, то есть пищи для животных.
Л.: Давай вспомним весенние месяцы по календарю (март, апрель, май).
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он… (май)
Назови первый месяц весны. Какой месяц второй по счёту. Назови третий месяц. Сколько всего месяцев весной?
Поскольку главный признак весны – это яркое, теплое солнце, сегодня гимнастику для губ и языка мы будем выполнять вместе с солнышком.
Наступила весна, и в небе ярко засияло солнышко. Его лучи освещают и небо, и землю (упр. качели). От его лучиков закапала капель (цокать языком). И вот перед нами уже не сугробы, а чудесная лесная полянка (лопатка). Всё поёт и оживает в весеннем лесу. Дятел стучит по коре дерева, отыскивая маленьких жучков («ДДД»), дети пускают лодочки с парусами (парус), появляются первые цветы и грибы (грибок).
Дыхательное упражнение
На лесной полянке море из цветов,
Расцвели подснежники после зимних снов (берём в руки подснежники)
Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание, и медленно выдыхают «А-ах!»
Акустико-артикуляционная характеристика звука
Л.: Давай вспомним, когда мы произносим звук [л], что делают губы?
Р.: Губы улыбаются
Л.: Где находится язычок?
Р.: За верхними зубами.
Л.: Звук [л] согласный или гласный?
Р.: Звук [л] согласный.
Л.: Правильно, звук [л] согласный, потому что воздух встречает преграду - зубы.
Звук [л] твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
Л.: Звук [л] твёрдый, звонкий.
Уточнение графического образа буквы.
Л.: Какой буквой обозначается звук [л]?
Р.: Звук [л] обозначается буквой Л (Лэ).
Если на улице солнце, то погода какая? Солнечная. А если дождь? Дождливая.
Вот и капли - капитошки
Застучали по дорожке.
Тучи надвигаются,
Дождик начинается.
«Буквапельки»
Л.: Вот и сейчас солнышко заходит (убираем солнце), надвигаются тучи и совсем скоро пойдёт дождь, но не на улице, а на нашем экране.
Поиграем с капельками. На каждой капле ты увидишь букву, лови только капельки с буквой Лэ (нажать на них левой кнопкой компьютерной мыши).
Р. Ловит буквы и проговаривает их.
Л.: Роза распустилась полностью, значит ты очень хорошо знаешь букву Л.
Л.: Ты поиграла с капельками, а теперь они хотят с тобой поиграть, а точнее хотят научить тебя своему танцу. Смотри на экран и повторяй за ними.
Капельки прыг-прыг. Музыкальный танцевальный мультик.
«Лужи»
Л.: От капелек ямки наполнились водой и образовались лужи.
Посмотри, как их много. Чтобы не промочить ноги, перепрыгивай через лужи и считай их (одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж). Сколько всего получилось луж?
Р.: Всего 6 луж.
Л.: А теперь возьми столько камешков, сколько луж ты посчитала. Выложи только 4 камешка из шести так, чтобы первый камень был синий. Повтори за мной ритмический рисунок. Будем делать хлопок на синий камешек - выдерживать паузу на серые.
Дождь не заканчивается и воды в лужах стало ещё больше, они превращаются в ручейки, по которым можно пустить что?
Р.: Кораблики. Логопед выносит тазик с водой и золотой кораблик.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
Посмотри, какие подарки везёт золотой кораблик. Вынимай по одной картинке и называй чётко и точно?
Ребёнок произносит слова со звуком [Л] по картинкам.
Кораблик плыл спокойно (носом сделай вдох т подуй на него тихонечко), как вдруг поднялся сильный ветер (сделай вдох поглубже и подуй сильнее, не надувая щёк).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Л.: Дождь заканчивается, капельки исчезают, солнышко к нам возвращается (прикрепляем солнце). А мы причаливаем к чудесной полянке. Смотря на неё, хочется говорить только ласковые слова. Сейчас я скажу тебе солнце, а ты ответишь ласково-солнышко, лужа-лужица, луч-лучик, луг-лужок, облако-облачко.
Рассказ. Расскажи по картинке о весне и полянка оживёт.
Примерный рассказ по плану:
Наступает весна. Солнышко светит ярче. Снег тает, на проталинках появляются подснежники. Ласточки, соловьи и другие птицы возвращаются из тёплых стран. У животных появляются детёныши, просыпаются насекомые.
Вопросы о весне. А теперь сюрприз: Сейчас на экране появится девочки 5 класса, которые проверят, хорошо ли ты усвоила тему: «Весна». Они будут читать начало предложений, а ты закончи их.
Весной у солнышка яркие …. (лучи), по небу плывут… (облака), тает снег и под ногами появляются …. (лужи), из тёплых стран прилетают…. (ласточки), тают и звонко капают прозрачные…. (сосульки).
Итог занятия.
Л.: А теперь давай вспомним, о каком времени года мы говорили на занятии? Без чего не бывает весны? Дети: Не бывает весны без сосулек, ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, солнышка. Слова с каким звуком мы учились произносить?
Р.: Мы говорили о весне, повторяли звук [л].
Л.: Если тебе понравилось занятие, ты бы хотела прийти ещё, выбери и покажи солнышко, если тебе было грустно и скучно, покажи тучку.