Конспект логопедического занятия для детей с ТНР 6–7 лет «Профессия — военнослужащий»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 6-7 лет
Тема: «Профессия «военнослужащий»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2022
Цель: устранение общего недоразвития речи у дошкольников 6 - 7 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: закрепить знания детей о профессиях людей, расширить знания детей о профессии «военнослужащего», познакомить детей с профессиями спецназначения, военно-техническими специальностями, водительскими профессиями, научно-исследовательскими профессиями в военном деле; расширить словарь глаголов, закрепить форму Р.п. мн.ч. существительных, закрепить умение образовывать названия профессий людей от глаголов; закрепить умение определять первый звук в слове и обозначать его буквой; закрепить навык деления слов на слоги; закрепить умение составлять предложения по схеме, закрепить умение употреблять предлог НА в предложениях; научить употреблять союзное слово «поэтому».
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти.
3) коррекционно – воспитательные: воспитывать уважение к людям военных профессий, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация), мяч.
План:
I. Организационный момент
- игра с мячом «Кто это?»
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала:
- беседа о многообразии армейских профессий;
- игра «Кто ты будешь такой?»
- игра «Кто что делает?»
- игра «Много профессий»
- игра «Звуки и буквы»
IV. Физкультминутка
- пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»
V. Закрепление изученного материала
- составление предложений по схеме
- составление предложений с союзным словом «поэтому»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Игра с мячом «Кто это?»
Логопед называет действие, дети - профессию: учит - учитель, лечит - врач, продаёт - продавец, фотографирует - фотограф.
II. Сообщение темы
Проводится беседа о многообразии и важности профессий людей.
Л.: Сегодня мы с вами поговорим о важной, почетной и очень необходимой профессии – профессии военнослужащего. Она включает в себя очень много специальностей (профессий), каждая из которых имеет свои отличия. От полученных знаний человека будет зависеть, будет ли он трудиться в штабе с документами, или работать с техникой, или работать с людьми (военнослужащими). Какие военные профессии вам знакомы?
III. Изучение нового материала
Л.: В армии работают и люди, по своей сути, не являющиеся военными, но без них не обойтись. Это врачи и медсестры, переводчики, психологи, музыканты, бухгалтеры и экономисты, повара, водители.
К чисто армейским профессиям относятся:
- профессии спецназначения (десантники, спецназ, военно-морской флот, сухопутные войска, ФСБ)
- военно-технические (чтобы обеспечить бесперебойную работу военной техники и оборудования)
- водительские специальности (самолеты, боевая техника, корабли, подводные лодки)
- исследовательские специальности (разработки, секретные изыскания и т.д.).
Игра «Кто ты будешь такой?»
По иллюстрации дети должны узнать и назвать профессию (логопед помогает, задает наводящие вопросы).
Игра «Кто что делает?»
Дети вместе с логопедом подбирают глаголы к существительным.
Военный врач лечит солдат и командиров.
Водитель едет, везет, перевозит грузы и людей.
Инженер возводит, чинит армейские сооружения.
Военный летчик разведывают, уничтожают воздушные и наземные объекты.
Командиры организуют и воспитывают военных.
Танкист едет, уничтожает цель.
Связисты передают сведения по специальным каналам связи.
Игра «Много профессий»
Л.: В армии много… (врачей, летчиков, танкистов, картографов, поваров, разведчиков, десантников и т.д.)
Игра «Звуки и буквы»
Л.: Сейчас мы с вами будем называть профессии «военнослужащих» и определять, какой звук первый в названии той или иной профессии, и какой буквой он обозначается. Возьмите кассы букв. Приступим.
Летчик – звук [л], буква Л.
Картограф – звук [к], буква К. И т.д.
Л.: А теперь, определим сколько слогов в каждом из слов (летчик – 2 слога, картограф – 3 слога и т.д.)
IV. Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»
Пальцы эти – все бойцы,
(показать ладони с выпрямленными пальцами)
Удалые молодцы.
(сжать и разжать пальцы обеих рук)
Два – больших и крепких малых,
И солдат в боях бывалых.
(пальцы сжать в кулак, поднять только большие)
Два – гвардейца-храбреца,
(показать указательные пальцы)
Два – сметливых молодца.
(показать средние пальцы)
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных.
(показать безымянные пальцы)
Два мизинца – коротышки,
Очень славные мальчишки!
(показать мизинцы)
Один, два, три, четыре, пять.
Будем молодцев считать.
(поочередно считать пальцы на левой руке, потом на правой)
Пальцы встали дружно в ряд
Десять крепеньких солдат.
(показать ладони с прямыми пальцами, хлопать в ладоши)
V. Закрепление изученного материала
Составление предложений по схеме
На … (картинка) служит … (картинка)
На границе служит пограничник.
На корабле служит моряк. и т.д.
Составление предложений с союзным словом «поэтому»
Пограничники служат на границе, поэтому их называют пограничниками.
Танкист управляет танком, поэтому его называют танкистом.
Картограф составляет схемы и карты, поэтому его называют картографом.
Подводник служит на подводной лодке, поэтому его называют подводником.
VI. Итог