Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 6–7 лет «Строительные инструменты»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Тема: «Строительные инструменты»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2022
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 6-7 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: систематизировать представления об инструментах; обогатить и активизировать словарь по теме «Инструменты»; закрепить умение употреблять обобщающее понятие «инструменты» (и в частности «строительные инструменты»); закрепить умение образовывать существительные Р.п. ед.ч.; научить употреблять глаголы прошедшего времени; закрепить умение согласовывать существительные с числительным «один»; закрепить умение употреблять предлоги НА, ПОД; научить употреблять предлоги С (СО), ИЗ-ПОД; развивать связную речь посредством составления предложений и рассказа – описания по схеме.
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.
3) коррекционно – воспитательные: воспитывать уважение к людям строительных профессий, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.
Оборудование: картинный материал по теме «Строительные инструменты», схемы предлогов, схема рассказа-описания.
План:
I. Организационный момент
- игра «Назови»
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала:
- игра «Кто чем работает»
- игра «Инструменты потерялись»
- игра «Что было»
IV. Физкультминутка «Строители»
V. Закрепление изученного материала
- игра с числительным «один»
- игра «Где лежит? Откуда возьмем?»
- составление рассказа-описания по схеме
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Игра «Назови»
Логопед: Сядет тот, кто назовет 2 инструмента.
II. Сообщение темы
Логопед: Вы уже догадались, о чем пойдет речь на занятии? (об инструментах) Сегодня мы закрепим наши знания об инструментах и поговорим подробнее о строительных инструментах.
III. Изучение нового материала
Логопед: На прошлом занятии мы узнали, что инструменты бывают… (музыкальные, спортивные, строительные и садовые). Вспомним, что относится к музыкальным инструментам (скрипка, пианино…), спортивным (скакалка, кегли, ракетки…), и садовым инструментам (лопата, грабли…). Что такое строительные инструменты? Это инструменты, которые используются при строительных, монтажных (сборка, установка конструкций, механизмов), ремонтных работах. Назовите, какие строительные инструменты вы знаете? (молоток, отвёртка, рубанок, шуруповерт, пила, ключ и т.д.) Строительные инструменты бывают ручные (отвертка, молоток) и ручные механизированные (шуруповерт, дрель).
Игра «Кто чем работает»
Логопед: Каждой профессии нужны свои инструменты. Я вам буду называть профессию, а вы попробуете подобрать инструменты, которые нужны человеку той или иной профессии. Старайтесь отвечать полным предложением.
Маляр – кисть, валик (Маляр работает кистью и валиком)
Плотник - рубанок, стамеска, лобзик, молоток
Каменщик – мастерок, рулетка, уровень
Электрик – различные отвертки, плоскогубцы, бокорезы (кусачки), паяльник
Сантехник – газовый и разводной ключи, ножовка по металлу, раскладная линейка
Игра «Инструменты потерялись»
Логопед: Ребята, представим, что все инструменты потерялись. Теперь у нас нет… (рубанка, пилы, топора, мастерка, рулетки, уровня, кисти, валика, отвертки, молотка, кусачек, стамески, ключа, ножа).
Игра «Что было»
Логопед: Я вам буду говорить слово, а вы скажете, что один строитель делал. Давайте попробуем.
Работает – работал
пилит – пилил
чинит - …
красит - …
кладет - …
мешает - …
меряет - …
режет - …
рубит - …
крутит - …
IV. Физкультминутка «Строители»
Тук-тук-тук, молоток (дети стучат кулаком правой руки по ладони левой)
Строим, строим новый дом. (движения ребром ладони по столу, как пилой)
Дом большой, высокий строим (встают на носочки и тянуться руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем (показать руками окно, крышу – руки над головой)
Дом с трубой и красной крышей (1 рука вверх – изображает трубу, после - руки вверх, изображают крышу)
Дом большой и видный вышел (руки вверх, разводят руки в стороны)
V. Закрепление изученного материала
Игра с числительным «Один»
Логопед: Сейчас мы поиграем со словами «один», «одно», «одна», «одни». Эти слова необходимо соединить с названиями инструментов. Например, один … молоток, одна…отвертка.
Игра «Где лежит? Откуда возьмем?»
Логопед: Нужно принести инструменты из мастерской. Составьте предложения, используя предлоги НА, ПОД, С (СО), ИЗ-ПОД (предъявляются схематичные обозначения предлогов).
Пример: Рубанок лежит на столе. Возьму рубанок со стола.
Пила лежит под столом. Достану пилу из-под стола.
Составление рассказа-описания по схеме
Логопед: Расскажите о понравившемся вам инструменте. Схема на доске вам поможет.
Предъявляется схема для составления рассказа-описания.
- что это? (это топор)
- какого цвета инструмент? (топор серого и коричневого цвета)
- из чего сделан? (он сделан из дерева и железа)
- кто им работает? (топором работает плотник)
- для чего нужен? (топором рубят дерево и доски)
VI. Итог
Логопед: О чем мы говорили на занятии? Молодцы! Отлично поработали.
Список источников:
1. Теремкова Н.Э Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
2. [Электронный ресурс]. URL: http://yandex.ru/images/ (дата обращения: 30.05.21)