Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах и предложениях"
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа» (ГКОУ С(К)Ш)
КОНСПЕКТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч и Щ»
Выполнила:
Л.Г. Аношенко
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
ГКОУ С(К)Ш
-2024-
Тема: Дифференциация звуков [Ч] – [Щ] словах и предложениях
Цели:
1) Фонетическая: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков
[Ч] - [Щ];
2) Фонематическая: развитие слухового восприятия, представления;
3) Лексическая: уточнение и расширение активного словаря;
4) Грамматическая: уточнение формы родительного падежа,
формирование структуры распространённого предложения.
Закрепление правила написания слов со слогами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Задачи:
Образовательная: закрепить навык дифференциации акустически
сходных звуков [Ч] – [Щ] в словах, предложениях;
Коррекционно-развивающая: активизировать речевую и
интеллектуальную деятельность обучающихся;
Воспитательная: повысить мотивацию к обучению, укрепить
эмоционально-волевую сферу.
Оборудование
Наборное полотно.
Буквы Ч, Щ.
Набор букв ч, щ на каждого ребёнка.
Цифровой ряд на каждого ребёнка от 1-10/шесть строк/.
Рабочие тетради, ручки, карандаши.
Мяч.
Заготовленные трафареты с предложениями для работы с наборным полотном у доски.
Карточки с предложениями на каждого ребёнка.
Кроссворд.
Характеристика
подгруппы обучающихся 3-го класса
Логопедическое заключение:
Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени. (В., Д.)
Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени. Дизартрия. (Н., А.)
Дисграфия в сложном виде, в сочетании различных форм - дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия.
Ошибки на письме:
1) Графические ошибки (т.к. буквы не узнаются и не соотносятся с определёнными звуками; а далее, из-за несформированности зрительного восприятия - смешиваются на письме);
2) Нарушение слоговой структуры слов: пропуски букв (особенно в стечении согласных); пропуск слогообразующей гласной; перестановка букв местами;
3) Замены и смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные; иногда происходят замены гласных букв;
4) Нарушение структуры не только слов, но и предложений. Также детям трудно удаётся деление предложения на слова – склонны к слитному написанию слов;
5) Орфографические ошибки вследствие недостаточной сформированности процессов языкового обобщения и языковых закономерностей, то есть дети не могут применить на практике правила;
6) Грамматические ошибки: пропуски и неправильное применение предлогов и других служебных слов; неправильное согласование всех частей речи; неверное использование окончаний имен существительных и имен прилагательных, глаголов.
Также детям сложно дается процесс обобщения предметов и явлений.
Ошибки при чтении:
Побуквенное чтение;
Искажение звукослоговой структуры слова;
Аграмматизмы при чтении (нарушение согласования и управления);
Механическое чтение(недостаточный темп и уровень понимания читаемого);
Замены и смешения графически сходных букв.
Анализ занятия
Тип занятия - изучение нового материала. Является первым по счёту.
Фонематическое восприятие – это слухо-произносительная дифференциация фонем. Несформированность фонематического восприятия (особенно слуховой дифференциации фонем) приводит к трудности усвоения и различения букв, вызывает смешение букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Правописание слов с акустически сходными согласными является очень проблематичным для данной группы обучающихся. Поэтому в занятии использовались разнообразные формы и методы работы по формированию и развитию данной психологической особенности:
Сравнение [ч]- [щ] по артикуляции, выделяя различия;
Развитие слухового восприятия;
Соотнесение звуков с буквами Ч-Щ;
Закрепление правил правописания слов со слогами ча-ща, чу-щу;
Дифференциация звуков [ч]-[щ] в словах и предложениях посредством уточнения и расширения активного словаря, формирования структуры распространённого предложения;
Дифференциация звуков [ч]- [щ] в письменной работе по карточкам.
Постановка цели занятия замотивировала детей, создала оптимально – положительный эмоциональный фон, вызвала желание добиться успеха. Всё это проявилось в речевой и интеллектуальной деятельности обучающихся.
В ходе занятия осуществлялись приёмы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные анализаторные системы речи с целью предупреждения утомляемости детей, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, выявление и своевременное устранение допущенных ошибок, дифференцированный принцип коррекции обучения: задания в устной и письменной работе давались каждому из обучающихся с учётом их особенностей.
Время, отведённое на каждый из этапов, распределено рационально. Все промежуточные задачи удалось реализовать полностью.
Подбор речевого материала, форм и методов коррекции способствовал решению триединой дидактической задачи.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы будем учиться различать звуки Ч-Щ в словах и предложениях.
Для хорошего результата вам нужно будет:
- Слушать, думать, отвечать,
Читать, писать, запоминать!
Поиграем в игру «Закончи стихотворение» /для каждого ребёнка по четверостишию/
- Щеголь щётку уважает,
Щёткой щёголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать, не в чем будет ….(щеголять).
- Что случилось? Что за крик?
Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите …..(человеку).
- Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком –
Шалунья –рыбка, вижу я,
Играет с ……(червячком).
- У них усы не для красы, они показывают время и называются
….(часы).
- Я только нитки отыщу и змея в небо ….(запущу).
II. Беседа по отгаданным словам: (ЩЕГОЛЯТЬ, ЧЕЛОВЕК, ЧЕРВЯЧОК)
- Какой первый звук в словах? (Ч-Щ)
Сравнение произношения звуков Ч и Щ.
Как мы произносим эти звуки? (Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. Между зубами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки языка подняты. Боковые края языка плотно прижаты к в/коренным зубам. Под напором воздуха кончик языка отрывается от нёба и образует щель. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
Делается вывод, что звуки Ч и Щ – согласные, всегда мягкие и глухие.
Звуки соотносятся с буквами ЧЕ и ЩА на доске.
III. Узнать звук на фоне слова. Поднять соответствующую букву.
Предлагаемые слова: ЩЁТКА, ТУЧА, РЕЧКА, ВЕЩИ, ПОЧТА, ЯЩИК, ПЕЧКА, ПЛАЩИ, ЗАДАЧИ, МАЛЬЧИКИ, ЧАСЫ, ВОЗВРАЩАЛСЯ, УВЕЛИЧИЛ, ХРАНИЛИЩЕ, ЧЕМПИОН, ТУЛОВИЩЕ, ПРИЧЁСКА, ГРЕЧИХА, ДРЕМУЧИЙ, ЧЕСНОК, КАМЕНЩИК, ЧЕРЕМУХА...
IV. Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.
(за партой)
Звук [Ч]: ДАЧА, ЧУГУН, ОЧКИ, ПЛАТОЧКИ, УДОЧКА, ЩЕПОЧКА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Звук [Щ]: ЩЕКА, РУЧИЩА, ВОЛЧИЩЕ, ВЕЩИ, ЯЩИК, ТРЕЩИНА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
V. Вспомнить правописание слогов: ча-ща, чу-щу. Записать под диктовку слова в два столбика по наличию [Ч] или [Щ].
Подчеркни ча-ща, чу-щу.
Слова: РОЩА, ЩАВЕЛЬ, ЧУЛОК, ПЕЧАТЬ, ЧУГУН, ЧАЙ, ЩУКА, ЧУДАК, ЗАЙЧАТА, ИЩУ, УГОЩУ, ПИЩА.
VI. Физкультминутка. Игра с мячом «Образовать сравнительную степень наречия»
Образец: громко- крепко-
мелко- просто-
легко- чисто-
сладко- часто-
VII. Прочитай, измени слова в скобках так, чтобы они отвечали на вопрос
КОГО?
Мальчик поймал (кого?) (лещ).
Мы слушали (кого?) (скрипач).
Весной мы видели (кого?) (грач).
Над озером мы видели (кого?) (чайка).
Больной ждал (кого?) (врач).
Курица поймала (кого?) (червяка).
VIII. Прочитайте 1-ый и 2-ой столбик. Закончи предложения по смыслу. Назови слова со звуком [ч], а потом со звуком [щ].
В траве трещат ………….. задачу
Мальчик решает ………… кузнечики
Вова поймал ………… щуку
Ученики навещали больного …….. отличница
Летучие мыши ……… хищники
Филин и сова - ночные ……… товарища
Ирочка- настоящая ……….. птички
В лесу щебечут ……………. пищат
IX. Найдите 2-е, 3-е, 4-е предложения. Вставьте в слова пропущенные буквы ЧЕ или ЩА. Прочитайте, что получилось.
Была чудесная погода. Мы вышли из –а - и леса. Под деревьями росла
– ахлая трава. В ро - е поют - ижи, кри - ат гал - ата, пи - ат сквор - ата. Птицы хлопо - ут у своих гнёзд. Мы наве - аем больных у - еников. Филин - но-ной хи - ник. Больному необходима вра - ебная помо - ь. То – иль - ик то - ит ножи.
X. В завершении нашего занятия я предлагаю. Вам разгадать кроссворд.
Ч | А | | | |
Ч | А | | | |
Ч | У | | | |
Ч | У | | | |
| | Щ | А | |
| | Щ | А | |
| | Щ | А |
Водоплавающая птица
Посуда
Сплав железа, Металл
Смешной человек
Небольшой, чаще лиственный лес
То, что едят
Труднопроходимый лес
XI. Итог занятия.
Что понравилось на занятии? Как оцениваете работу своих товарищей? Пригодятся ли новые знания в дальнейшем?
Литература:
1) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
2) Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя-логопеда. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
3) Департамент образования г. Москвы Южное окружное управление образования Коррекционная педагогика (часть V). Из опыта работы коррекционных учреждений. Москва 2003.