Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5–6 лет «Профессии»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Профессии»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2022
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: систематизировать представления о профессиях; обогатить и активизировать словарь по теме «Профессии»; закрепить умение употреблять обобщающие понятия «профессии», «инструменты»; закрепить умение подбирать глаголы к существительным; учить употреблять существительные в Т.п. ед.ч.; учить использовать существительные Р.п. мн.ч., закрепить умение составлять предложения по образцу; составлять предложения с союзом А; составлять связный рассказ по схеме;
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.
3) коррекционно – воспитательные: формировать интерес к профессиям взрослых; воспитывать ценностное отношение к профессиям и результатам их труда.
Оборудование: картинный материал по теме «Профессии», схема для составления описательных рассказов; мультимедийное сопровождение - презентация.
План:
I. Организационный момент
- игра «Отгадай загадки, назови профессии»
II. Сообщение темы. Беседа о профессиях
III. Изучение нового материала:
- игра с мячом «Кто что делает?»
- игра «Кому что нужно для работы?»
- игра «Один – много»
IV. Физкультминутка «Почтальон»
V. Закрепление изученного материала
- игра «Подбери»
- игра «Продолжи предложение»
- составление рассказа по схеме
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Игра «Отгадай загадки, назови профессии»
Л.: Сядет тот, кто отгадает загадку
(По мере отгадывания на доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий, при мультимедийном сопровождении появляются картинки на слайде)
- Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? (Продавец)
- Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
- Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
- Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
- Кто дружен с феном и расчёской, и делает модные прически? (Парикмахер)
- Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
- Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
- Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Милиционер)
- Кто вас научит считать и читать, многое знать и красиво писать? (Учитель)
II. Сообщение темы
Л.: Вы уже догадались, о чем пойдет речь на занятии (о профессиях)
Беседа о профессиях
Дети отвечают на вопросы:
- Что такое профессия?
- Для чего нужно получать профессию?
- Какие профессии у ваших мам и пап?
- Какие предметы (инструменты) они используют для работы?
III. Изучение нового материала
- игра «Кто что делает?»
Л.: А теперь я вам буду показывать картинку с изображением той или иной профессии, а вы мне скажете полным предложением, кто что делает.
Учитель учит детей. Врач (доктор) лечит больных. Продавец продаёт продукты. Фотограф фотографирует людей. Повар готовит суп. Водитель возит товары.
- игра «Кому что нужно для работы?»
Л.: Без инструментов люди не смогут быстро и качественно выполнить свою работу.
Дети смотрят на инструменты и предметы и по ним называют профессии, в которых они необходимы по образцу логопеда.
Молотком работает плотник, красками - художник, посудой - повар, ножницами - парикмахер и т.д.
- игра «Один – много»
Л.: Много разных инструментов нужно для работы людям разных профессий. Составим предложение по картинке по образцу.
Одни ножницы, а много ножниц.
Одна кисть, а много кистей.
Один нож, а много ножей.
Один молоток, а много молотков. и т.д.
Л.: В каждой профессии работает много людей. У нас много парикмахеров, много … (поваров, водолазов, врачей, почтальонов, строителей, воспитателей, учителей и т.д.)
IV. Физкультминутка «Почтальон»
Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы?
Их приносит почтальон,
С толстой сумкой ходит он.
(Ходьба с легкими наклонами вперед, рука на плече)
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
Не любит долго утром спать,
Чуть свет встает шофер.
(Бег, руки перед грудью — имитация руления)
В небо синее пилот
Поднимает самолет
И летит за облаками,
Над горами и лесами.
(Руки в стороны, бег на носках)
V. Закрепление изученного материала
- игра «Подбери»
Л.: Я вам буду называть звук, а вы придумаете профессию, которая начинается на этот звук.
[п] – повар, парикмахер, продавец
[с] – строитель, сварщик, слесарь
[в] – водитель, военный, ветеринар, водолаз …
- игра «Продолжи предложения»
Л.:: В магазине работают продавцы, кассиры, …
В больнице работают …, …, … .
На стройке работают …, …, … .
В детском саду работают …, …, … .
На почте работают …, …, … .
- составление рассказа по схеме
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Л.: Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает укол.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о понравившейся профессии.
VI. Итог
Л.: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали.
Список источников:
- Теремкова Н.Э Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
- [Электронный ресурс]. URL: https://krdlogoped.blogspot.com/2018/02/blog-post_98.html (дата обращения: 16.09.21)
- [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/03/04/rechevye-igry-i-uprazhneniya-po-teme-professii (дата обращения: 16.09.21)