Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии "Дифференциация букв п-н в словах, в предложениях, в тексте"
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
Тема: Дифференциация букв п-н в словах, в предложениях, в тексте.
Форма: квест «Дело о похищенном ключе»
Цель: дифференциация букв п-н на письме.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать навык правильного написания слов с буквами п – н.
- Обогащать словарь в ходе выполнения упражнений.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки словоизменения и словообразования.
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- Формировать мотивацию к обучению.
- Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать умение адекватно оценивать собственные результаты.
Содержание занятия | Примечания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент. Сообщение темы занятия. 1.Развитие зрительно-пространственных представлений. - Здравствуйте, ребята! - Сядьте так, чтобы между Ваней и Сашей сидел Артём, Маша сидела рядом с Ваней, а Катя сидела бы рядом не с Машей, не с Ваней и не с Артёмом. 2.Сообщение темы занятия. - Сегодня на своём столе я обнаружила странное письмо. Давайте прочитаем его. Текст письма. ВАШ КЛЮЧ У МЕНЯ. ХОТИТЕ ЕГО ВЕРНУТЬ? ТОГДА НАЙДИТЕ ВСЕ КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ, РЕШИТЕ ИХ И УЗНАЕТЕ, ГДЕ ОН СПРЯТАН. С ЗАДАНИЯМИ СПРАВЯТСЯ ТОЛЬКО НАСТОЯЩИЕ ДЕТЕКТИВЫ. - Странно и непонятно, о каком ключе идёт речь и кто тот неизвестный, что вовлекает нас в очередное приключение. Но здесь есть подсказка. ПЕРВУЮ ПОДСКАЗКУ ИЩИТЕ В ОДНОМ ИЗ ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ: НЕ В МЕТАЛЛИЧЕСКОМ, НЕ В БУМАЖНОМ, НЕ ИЗ ТКАНИ, НЕ В КРАСНОМ (горшок с цветком)
Подсказка: прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? Н А К О Ж В Р О В Е П Р Д У Е Ф Л У О П Т О Ё Р С Р О П А О К В Л С К Б А Г Н Й - Правильно. Сегодня нам предстоит раскрыть запутанное дело. Преодолеть все трудности нам поможет пёс Полкан. Он много лет прослужил в детективном агентстве. Вы готовы на время стать детективами? Тогда за дело! Вот вам первое задание. 3.Уточнение связи звука и буквы. - Назовите первый и последний звук в слове Полкан. - Дайте характеристику звуку [п]. Какая строчная буква обозначает этот звук? - Дайте характеристику звуку [н]. Какая строчная буква обозначает этот звук? - Какие строчные буквы будем различать? - Запишите тему занятия: Дифференциация букв п-н. Сравним буквы п-н: - Из каких элементов состоит каждая буква? - Какие элементы одинаковые? - Каким элементом отличаются? Произнесение и письмо букв в воздухе рукой. Обведите буквы по контуру. Условное обозначение букв: п – н – - Молодцы! Вы справились с заданием. Получите следующую подсказку. II. Основная часть. 1)Дифференциация букв п-н в словах. - Подсказка: настоящие детективы превосходно разбираются в разных следах. Чтобы найти следующее задание-подсказку, необходимо соединить пары следов, а затем, следуя инструкции, выбрать нужную пару. Она укажет на место. Инструкция: не берите следы от валенок и туфель на каблуке, полностью чёрные и полностью белые, с волнистыми линиями, полосками и кружочками. - Всё внимание на экран. Пёс Полкан, осмотрев местность, заметил, что неизвестный оставил следы на месте преступления. Инструкция: движемся вместе с Полканом и выполняем задания: 2 шага влево, 2 шага вверх: «Собери» слово (П,О,С,А,Г) 1 шаг влево, 1 шаг вниз («Собери» слово (О,К,Н,Е,Ф,Т,А) 2 шага вверх, 3 шага вправо (Разгадай ребус) ’’ ,,’’ 2 шага вниз, 1 шаг влево (кепка) К ,,, - Запишите слова, выделите буквы п-н. - Молодцы, справились с ещё одним заданием. 2) Динамическая пауза. - Каждый детектив должен быть в хорошей физической форме. Для этого он ежедневно занимается спортом. Предлагаю вам провести тренировку. - Если услышите звук [п], бегите на месте быстро, но тихо. Если услышите звук [н], приседаем 2 раза. Слова: топор, лопата, лимон, почта, навар, поле, черепаха, палка, носорог. 3) Зарядка для глаз. - Пёс Полкан на стадионе очень быстро бегает, проследите за его маршрутом глазами. 4) Дифференциация в предложениях. Вот следующая подсказка - шифр: 66-Ж-93. Используя слоговую таблицу, расшифруйте название данного предмета.
- В книге снова непонятные зашифрованные послания. Разгадаем их? Раздаются листочки с зашифрованными предложениями: 1) Задание, Карп, важное, получил. (Карп получил важное задание) 2) Составить предложение по координатам слов: Б-1, В-3, А-2, А-4, В-4 (Ворон Карп умён и наблюдателен).
3) Составить предложение по рисунку-подсказке:
4 ) Составить предложение по подсказке-цвету:
5) Дифференциация букв п-н в тексте. - Составьте из полученных предложений текст, расположив их по порядку. 1) Ворон Карп умён и наблюдателен. 2) Карп получил важное задание. 3) Он продумал план: найти и спрятать. 4) С заданием справился успешно. - Так вот кто взял ключ! Ребята, а из книги выпал еще один конверт. Это письмо от Ворона. Прочтем? Читайте внимательпо! Пишите не торонясь! -Все вам понятно? Ворон поспешил и допустил ошибки в словах. Давайте исправим их. Такой совет даем нам ворон Карп, в каких ситуациях он может нам пригодиться? Как вы думаете, о каком ключе шла речь в письме? Это ключ к знаниям. Теперь вы умеете различать буквы п и н. | Дети рассаживаются на свои места по данной инструкции. Чтение письма Дети находят место подсказки. Дети выделяют буквы красного цвета и читают: новое, дело, пёс, Полкан. Дети характеризуют звуки: [п] - согласный, глухой, твёрдый звук. Буква п. [н] – согласный, звонкий, твёрдый звук. Буква н. Проводят сравнительный анализ букв. Обводят буквы по контуру. Находят нужную пару обуви, составляют слово ЭКРАН Составляют слова: САПОГ, КОНФЕТА, НИТКА, КЕПКА Записывают слова в тетрадь, подчёркивают буквы п-н. Следят глазами за движениями на экране. Читают по слоговой таблице слово КНИЖКА. Находят книгу с подсказкой. Ребята работают в паре, расшифровывают и записывают предложения. |
Приложение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | КОР | МА | ПА | ЗА | СА | НА | ВА | БРО |
3 | КРА | МО | ПО | ЗО | СО | НО | ВО | БРУ |
4 | КРУ | МУ | ПУ | ЗУ | СУ | СЕ | СЯ | БРЫ |
5 | КЛА | МЛА | ПЫ | МЕ | МЁ | МЛА | МЛО | БРА |
6 | КЛУ | МЛУ | ПИ | КРУ | КНИ | НУ | НЮ | БА |
7 | КРЫ | МРЫ | ПРА | ЗЛА | ЗЛО | ЗЛЫ | ЗРИ | БО |
8 | КРИ | МРИ | РО | БЮ | БЁ | БИ | БЕ | БУ |
9 | РА | КА | КУ | КИ | КЕ | КЁ | КАР | КУР |
|
|
|
|
БЛОК | НОТ | СТА | КАН |
|
|
|
|
ЭК | РАН | ПОЛ | КА |
|
|
|
|
ОК | НО | ДИ | ВАН |
|
|
|
|
ПЕ | НАЛ | ПАЛЬ | МА |