12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия141
В должности работаю с 2012 года. Люблю жизнь во всех её проявлениях. Считаю, что главное в жизни любить и трудиться по-настоящему. Уверена, что честность, порядочность, трудолюбие и доброта - основные черты личности, в том числе педагога-профессионала.
Россия, Иркутская обл., село Икей
6

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация оптически сходных согласных т – п в слогах и словах»

 Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О. Евсеенко Юлия Анатольевна

Класс: 2

Дата: 19.02.2016 год

Тема занятия: «Дифференциация оптически сходных согласных тп в слогах и словах».

Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель – создание условий для формирования умения различать буквы т-п в слогах и словах.

Задачи занятия:

коррекционные: закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных букв т и п; упражнять в различении букв т- п и обозначаемых ими фонем изолированно, в слогах и словах;

развивающие: расширять словарный запас по теме «Времена года»; развивать внимание, зрительное восприятие оптико-пространственных представлений, зрительно-моторных координаций, умение давать полные ответы на поставленные вопросы;

воспитательные: воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов, умение слушать окружающих; воспитывать бережное отношение к природе и заботе о птицах.

Планируемые метапредметные результаты:

УУД, которые формируются в ходе занятия:

личностные: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

регулятивные: умение высказывать свое предположение; умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение сличать свой способ действия с эталоном, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; предвосхищают результат и уровень усвоения; принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

коммуникативные: умение слушать и понимать других; учить работать в паре, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Дифференциация т-п»; карточки для работы в парах; карточки с буквами т и п, карточки-трафареты и шарики «Марблс», счетные палочки; смайлики (весёлый и грустный).

Характеристика этапов занятия

Этап занятия,

цель

Содержание учебного материала

Форма организации

УД

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Организационный

этап. Мотивация учебной деятельности.

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1.Организационный этап.

- Давайте настроимся на занятие, улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов в учении!

2. Подготовительный этап.

- Ребята! У вас на партах лежат два смайлика (весёлый и грустный). Какой вам больше нравится? Покажите.

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего занятия хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.

Фронтальная

Проверяет готовность к занятию. Создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Организует деятельность учащихся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие.

Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент.

Личностные: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Сообщение нового знания.

Цель: подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке.

- У меня есть знакомый мальчик. Он ваш ровесник, он также как и вы умеет читать и писать, но есть проблема: он путает буквы. Я хочу зачитать вам предложения, которые он записал. Вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, какие буквы он путает?

Слайд 1.

У меня дома живут копенок Тушок и щенок Пузик. Мама и тата тодарили их мне на день рождения.

- Догадались, какие буквы путает мальчик?

И вы тоже путаете эти буквы на письме.

- Для чего нужно нам их различать? (Чтобы правильно писать слова с буквами т и п)

- Какую задачу нам предстоит решить на занятии? 

Групповая, фронтальная

Формулирует задние

Контролирует выполнение работы

Выдвигает проблему.

Слушают учителя.

Выделяют буквы, которые путает мальчик.

Называют буквы.

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют тему занятия.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Постановка учебной задачи.

Цель: подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке.

3. Этап постановки цели и задачи

- Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать согласные буквы т-п, а также тренировать внимание и память. Слайд 2.

Фронтальная

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Высказывают свои предположения.

Личностные: готовность и способность к выполнению прав и обязан-ностей учени-ка, умение ве-сти диалог на основе равно-правных от-ношений и взаимного уважения, устойчивый познаватель-ный интерес и становление смыслообра-зующей функ-ции познава-тельного мо-тива.

Первичное закрепление.

Цель: выявить пробелы изученного материала, провести коррекцию знаний.

Дифференциация букв п-т. Слайд 2, 3

- У буквы п две (пара) ножек. В слове «пара» первый звук [п].

- У буквы т три ножки. В слове «три» первый звук [т].

Слайд 4.

Предлагаю использовать палочки: для обозначения буквы п (II) - две палочки, а для обозначения буквы т(III) - три палочки (Слайд 6).

- Давайте попробуем, я показываю букву, а вы с помощью палочек сложите букву: III, III, II, III, II, II

- Какие буквы вы сложили? ( Т Т П Т П П). Молодцы!

Фронтальная

Индивидуальная

Формулирует задание

Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует индивидуальную проверку.

Проверяет правильность выполнения.

Слушают объяснение, запоминают с опорой на схему.

Находят и показывают соответствующую букву.

Выполняют самостоятельно задание.

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

 

Упражнение «Письмо в воздухе». Давайте напишем буквы т и п в воздухе.

Конструирование букв т и п.Перед вами лежат карточки-трафареты и шарики «Марблс».Выложите буквы т и п при помощи шариков (дети выкладывают буквы).

- Запишем буквы т и п на доске и в тетрадях.

Индивидуальная

Даёт задание. Контролирует выполнение задания. Организует индивидуальную проверку. Оценивает работу учащихся.

Проводят анализ элементов букв, слушают и выполняют.

Записывают буквы в тетрадь.

Личностные: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика.

 

Дифференциация букв т и п в слогах. Игра «Волшебный ластик».

- К буквам в гости пришел волшебный ластик и стер в буквах т и п перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв. Слайд 7.

//у //а ///а //у/// ///ы //я //о/// ///а/// е/// //ё

- Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

Давайте сверим с образцом. (Слайд 8 )

- Какое слово спряталось в слогах? (Пот)

- Оцените свою работу. Совпал ли ваш результат с эталоном?

Индивидуальная, фронтальная

Даёт задание. Контролирует выполнение задания. Организует коллективную проверку по эталону.

Слушают и выполняют задание. Записывают слоги в тетрадь, сверяются с эталоном.

Оценивают свой результат.

Познавательные: составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Регулятивные:умение сличать свой способ действия с эталоном, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

 

Дифференциация т-п в словах. Игра «Шифровальщики»

Поиграем в игру «Шифровальщики». На слайде вы видите зашифрованные слова. Попробуйте отгадать их и запишите получившиеся слова в тетрадь.

Слайд 8.

IIIанец IIIаIIки IIаIIороIIIник

шаIIка IIальIIIо IIIабуреIIIка

боIIIинки IIлаIIIье IIIаьянаIII

- Оцените работу своей группы. Всё ли у вас получилось? Каждый ли работал активно?

Групповая

Даёт задание.

Контролирует выполнение работы.

Организует коллективную проверку. Организует самооценку работы группы.

Выполняют задание. Участвуют в проверке (каждая группа зачитывает по одному расшифрованному слову, остальные слушают, вносят исправления). Оцениваю работу группы и свой личный вклад.

Познаватель-ные: умение осознанно и произвольно строить рече-вое высказы-вание в уст-ной форме.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

Игра «Будь внимательным!»

Послушайте инструкцию. Перед вами лежат карточки с буквами, по команде «Внимание!» в карточке нужно подчеркнуть все буквы т, а буквы п зачеркнуть.

- Повторите про себя инструкцию, которую вы должны выполнить. Теперь поднимите руку, кто запомнил и чётко представил, что делать.

- Давайте проверим, все ли буквы вы зачеркнули. Посмотрите на слайд (9), зачёркнутых букв должно быть: т – 9, п – 6.

- Посчитайте, столько же у вас получилось?

Фронтальная

Даёт инструкцию. Контролирует выполнение работы.

Планируют действия, составляют их алгоритмы.

Регулятивные: умение сличать свой способ действия с эталоном, умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану,

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Цель: укрепление здоровья детей.

- Вы, наверное, устали? Давайте ваши глазки немного отдохнут. На слайде показана восьмерка и движущая по ней точка. Следите глазами за движением точки.Слайд 10.

Индивидуальная

Организует физкультминутку.

Выполняют упражнение для снятия утомления.

 

Физкультминутка. Игра с мячом.

Цель: укрепление здоровья детей.

Игра «Наоборот»

- А сейчас мы с вами убедимся в том, что при изменении в слове всего одной буквы его значение может стать совершенно другим. Я буду бросать вам мяч и называть слово. Вы меняете букву т на п и наоборот и называете получившееся слово и его лексическое значение.

Полк – толк пара – тара

Почки – точки порт – торт

Попил – топил спал – стал

Пачка – тачка прятки - тряпки

Индивидуальная

Проводит упражнение с мячом для снятия утомления и развитию мелкой моторики.

Выполняют упражнение для снятия утомления.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Коммуникативные: умение слушать и понимать других;

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне слова; формировать у учащихся умений самостоятельно применять знания.

5. Закрепление изученного материала.

Работа в парах (по карточкам)

Сейчас вы будете работать в парах

Слайд 11. Рассмотрите внимательно предметы на слайде и запишите как можно больше названий предметов, в которых встречаются буквы занятия. Распределите слова в три столбика.

П Т П-Т

- Подчеркните в словах буквы занятия: П – одной чертой, Т – двумя чертами.

-Давайте проверим, что у вас получилось. Сверьтесь с образцом. Слайд 12.

Работа в парах

Организует работу

Контролирует выполнение работы.

Работают в парах. Выполняют задание.

Осуществляют самопроверку по образцу.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; учить работать в паре.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обеспечить формирование целостной системы знаний уч-ся.

Временные представления.

- Какое время года сейчас? (Весна)

-Какое время года было до весны?

- Будет после весны? Будет после лета?

- Назовите месяца каждого времени года.

- Весна (какая?) ранняя, теплая, долгожданная…

- Солнце (какое?) …

- Почки (какие?) …

- Листья (какие?) …

- Солнце весной (что делает?) греет, припекает, ласкает, согревает …

- Листья на деревьях (что делают?) …

- Ручьи (что делают?)…

- Кто возвращается к нам с юга весной? (перелётные птицы)

- Каких перелётных птиц вы знаете?

Индивидуальная, фронтальная

Задаёт вопросы. Организует повторение учебного содержания.

Отвечают на вопросы, классифицируют слова – отгадки по наличию звука.

Коммуника-тивные: уме-ние слушать и понимать дру-гих.

Познаватель-ные: умение осознанно и произвольно строить рече-вое высказы-вание в уст-ной форме.

Рефлексия деятельности.

Итог занятия.

Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Чем отличаются буквы т и п?

- Что понравилось на занятии?

- При выполнении, каких упражнений испытывали затруднения?

- Обратимся к нашим смайликам. Какое у вас сейчас настроение? Покажите.

- Я рада, что и в конце нашего занятия у вас хорошее настроение.

Индивидуальная, фронтальная

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце урока).

Личностные: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные: умение высказывать свое предположение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.