Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация оптически сходных согласных т – п в слогах и словах»
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. Евсеенко Юлия Анатольевна
Класс: 2
Дата: 19.02.2016 год
Тема занятия: «Дифференциация оптически сходных согласных т – п в слогах и словах».
Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель – создание условий для формирования умения различать буквы т-п в слогах и словах.
Задачи занятия:
коррекционные: закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных букв т и п; упражнять в различении букв т- п и обозначаемых ими фонем изолированно, в слогах и словах;
развивающие: расширять словарный запас по теме «Времена года»; развивать внимание, зрительное восприятие оптико-пространственных представлений, зрительно-моторных координаций, умение давать полные ответы на поставленные вопросы;
воспитательные: воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов, умение слушать окружающих; воспитывать бережное отношение к природе и заботе о птицах.
Планируемые метапредметные результаты:
УУД, которые формируются в ходе занятия:
личностные: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
регулятивные: умение высказывать свое предположение; умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение сличать свой способ действия с эталоном, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; предвосхищают результат и уровень усвоения; принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.
познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
коммуникативные: умение слушать и понимать других; учить работать в паре, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Дифференциация т-п»; карточки для работы в парах; карточки с буквами т и п, карточки-трафареты и шарики «Марблс», счетные палочки; смайлики (весёлый и грустный).
Характеристика этапов занятия
Этап занятия, цель |
Содержание учебного материала |
Форма организации УД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности. Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
1.Организационный этап. - Давайте настроимся на занятие, улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов в учении! 2. Подготовительный этап. - Ребята! У вас на партах лежат два смайлика (весёлый и грустный). Какой вам больше нравится? Покажите. - Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего занятия хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится. |
Фронтальная |
Проверяет готовность к занятию. Создаёт эмоциональный настрой на занятие. Организует деятельность учащихся, направленную на актуализацию имеющихся знаний. |
Приветствуют учителя, настраиваются на занятие. Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент. |
Личностные: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
Сообщение нового знания. Цель: подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. |
- У меня есть знакомый мальчик. Он ваш ровесник, он также как и вы умеет читать и писать, но есть проблема: он путает буквы. Я хочу зачитать вам предложения, которые он записал. Вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, какие буквы он путает? Слайд 1. У меня дома живут копенок Тушок и щенок Пузик. Мама и тата тодарили их мне на день рождения. - Догадались, какие буквы путает мальчик? И вы тоже путаете эти буквы на письме. - Для чего нужно нам их различать? (Чтобы правильно писать слова с буквами т и п) - Какую задачу нам предстоит решить на занятии? |
Групповая, фронтальная |
Формулирует задние Контролирует выполнение работы Выдвигает проблему. |
Слушают учителя. Выделяют буквы, которые путает мальчик. Называют буквы. Отвечают на вопросы учителя Формулируют тему занятия. |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. |
Постановка учебной задачи. Цель: подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. |
3. Этап постановки цели и задачи - Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать согласные буквы т-п, а также тренировать внимание и память. Слайд 2. |
Фронтальная |
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока |
Высказывают свои предположения. |
Личностные: готовность и способность к выполнению прав и обязан-ностей учени-ка, умение ве-сти диалог на основе равно-правных от-ношений и взаимного уважения, устойчивый познаватель-ный интерес и становление смыслообра-зующей функ-ции познава-тельного мо-тива. |
Первичное закрепление. Цель: выявить пробелы изученного материала, провести коррекцию знаний. |
Дифференциация букв п-т. Слайд 2, 3 - У буквы п две (пара) ножек. В слове «пара» первый звук [п]. - У буквы т три ножки. В слове «три» первый звук [т]. Слайд 4. Предлагаю использовать палочки: для обозначения буквы п (II) - две палочки, а для обозначения буквы т(III) - три палочки (Слайд 6). - Давайте попробуем, я показываю букву, а вы с помощью палочек сложите букву: III, III, II, III, II, II - Какие буквы вы сложили? ( Т Т П Т П П). Молодцы! |
Фронтальная Индивидуальная |
Формулирует задание Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует индивидуальную проверку. Проверяет правильность выполнения. |
Слушают объяснение, запоминают с опорой на схему. Находят и показывают соответствующую букву. Выполняют самостоятельно задание. |
Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. |
Упражнение «Письмо в воздухе». Давайте напишем буквы т и п в воздухе. Конструирование букв т и п.Перед вами лежат карточки-трафареты и шарики «Марблс».Выложите буквы т и п при помощи шариков (дети выкладывают буквы). - Запишем буквы т и п на доске и в тетрадях. |
Индивидуальная |
Даёт задание. Контролирует выполнение задания. Организует индивидуальную проверку. Оценивает работу учащихся. |
Проводят анализ элементов букв, слушают и выполняют. Записывают буквы в тетрадь. |
Личностные: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика. |
|
Дифференциация букв т и п в слогах. Игра «Волшебный ластик». - К буквам в гости пришел волшебный ластик и стер в буквах т и п перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв. Слайд 7. //у //а ///а //у/// ///ы //я //о/// ///а/// е/// //ё - Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги. Давайте сверим с образцом. (Слайд 8 ) - Какое слово спряталось в слогах? (Пот) - Оцените свою работу. Совпал ли ваш результат с эталоном? |
Индивидуальная, фронтальная |
Даёт задание. Контролирует выполнение задания. Организует коллективную проверку по эталону. |
Слушают и выполняют задание. Записывают слоги в тетрадь, сверяются с эталоном. Оценивают свой результат. |
Познавательные: составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Регулятивные:умение сличать свой способ действия с эталоном, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
|
Дифференциация т-п в словах. Игра «Шифровальщики» Поиграем в игру «Шифровальщики». На слайде вы видите зашифрованные слова. Попробуйте отгадать их и запишите получившиеся слова в тетрадь. Слайд 8. IIIанец IIIаIIки IIаIIороIIIник шаIIка IIальIIIо IIIабуреIIIка боIIIинки IIлаIIIье IIIаьянаIII - Оцените работу своей группы. Всё ли у вас получилось? Каждый ли работал активно? |
Групповая |
Даёт задание. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку. Организует самооценку работы группы. |
Выполняют задание. Участвуют в проверке (каждая группа зачитывает по одному расшифрованному слову, остальные слушают, вносят исправления). Оцениваю работу группы и свой личный вклад. |
Познаватель-ные: умение осознанно и произвольно строить рече-вое высказы-вание в уст-ной форме. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
|
Игра «Будь внимательным!» Послушайте инструкцию. Перед вами лежат карточки с буквами, по команде «Внимание!» в карточке нужно подчеркнуть все буквы т, а буквы п зачеркнуть. - Повторите про себя инструкцию, которую вы должны выполнить. Теперь поднимите руку, кто запомнил и чётко представил, что делать. - Давайте проверим, все ли буквы вы зачеркнули. Посмотрите на слайд (9), зачёркнутых букв должно быть: т – 9, п – 6. - Посчитайте, столько же у вас получилось? |
Фронтальная |
Даёт инструкцию. Контролирует выполнение работы. |
Планируют действия, составляют их алгоритмы. |
Регулятивные: умение сличать свой способ действия с эталоном, умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану, |
|
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Цель: укрепление здоровья детей. |
- Вы, наверное, устали? Давайте ваши глазки немного отдохнут. На слайде показана восьмерка и движущая по ней точка. Следите глазами за движением точки.Слайд 10. |
Индивидуальная |
Организует физкультминутку. |
Выполняют упражнение для снятия утомления. |
|
Физкультминутка. Игра с мячом. Цель: укрепление здоровья детей. |
Игра «Наоборот» - А сейчас мы с вами убедимся в том, что при изменении в слове всего одной буквы его значение может стать совершенно другим. Я буду бросать вам мяч и называть слово. Вы меняете букву т на п и наоборот и называете получившееся слово и его лексическое значение. Полк – толк пара – тара Почки – точки порт – торт Попил – топил спал – стал Пачка – тачка прятки - тряпки |
Индивидуальная |
Проводит упражнение с мячом для снятия утомления и развитию мелкой моторики. |
Выполняют упражнение для снятия утомления. |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне слова; формировать у учащихся умений самостоятельно применять знания. |
5. Закрепление изученного материала. Работа в парах (по карточкам) Сейчас вы будете работать в парах Слайд 11. Рассмотрите внимательно предметы на слайде и запишите как можно больше названий предметов, в которых встречаются буквы занятия. Распределите слова в три столбика. П Т П-Т - Подчеркните в словах буквы занятия: П – одной чертой, Т – двумя чертами. -Давайте проверим, что у вас получилось. Сверьтесь с образцом. Слайд 12. |
Работа в парах |
Организует работу Контролирует выполнение работы. |
Работают в парах. Выполняют задание. Осуществляют самопроверку по образцу. |
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; учить работать в паре. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: обеспечить формирование целостной системы знаний уч-ся. |
Временные представления. - Какое время года сейчас? (Весна) -Какое время года было до весны? - Будет после весны? Будет после лета? - Назовите месяца каждого времени года. - Весна (какая?) ранняя, теплая, долгожданная… - Солнце (какое?) … - Почки (какие?) … - Листья (какие?) … - Солнце весной (что делает?) греет, припекает, ласкает, согревает … - Листья на деревьях (что делают?) … - Ручьи (что делают?)… - Кто возвращается к нам с юга весной? (перелётные птицы) - Каких перелётных птиц вы знаете? |
Индивидуальная, фронтальная |
Задаёт вопросы. Организует повторение учебного содержания. |
Отвечают на вопросы, классифицируют слова – отгадки по наличию звука. |
Коммуника-тивные: уме-ние слушать и понимать дру-гих. Познаватель-ные: умение осознанно и произвольно строить рече-вое высказы-вание в уст-ной форме. |
Рефлексия деятельности. |
Итог занятия. – Что нового вы сегодня узнали на занятии? – Чем отличаются буквы т и п? - Что понравилось на занятии? - При выполнении, каких упражнений испытывали затруднения? - Обратимся к нашим смайликам. Какое у вас сейчас настроение? Покажите. - Я рада, что и в конце нашего занятия у вас хорошее настроение. |
Индивидуальная, фронтальная |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце урока). |
Личностные: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Регулятивные: умение высказывать свое предположение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |